Главная » Лагунов Константин Яковлевич

Лагунов Константин Яковлевич

Литературная гостиная:
«Сказка или быль? Произведения Константина Лагунова для детей»

Цель: показать разноплановость творчества К.Я.Лагунова, приобщать детей к высокой культуре.

Задачи:
— Познакомить с творчеством К.Я. Лагунова; показать как вымысел и реальность сочетаются в произведениях для детей;
— Учить опознавать и принимать красоту, которую передали наши предки, в мир своих ценностей;
— Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
— Укреплять и поддерживать интерес у учащихся к творчеству писателей Тюменского края.

Оборудование:
-Запись песни С.Дьякова-Дьяченко «А на берегах Туры…»;
— карта Тюменской области с обозначением месторождений нефти и газа;
— портреты Константина Лагунова, выставка его книг, детские сообщения о жизни и творчестве писателя;
-таблички с литературоведческими терминами и опорными словами: зачин, повторы, концовка, положительные и отрицательные герои, волшебство, волшебные слова, олицетворение, эпитеты, текст-описание, текст-рассуждение, сказочная повесть, сказочник, поэт, прозаик, журналист;
— иллюстрации: тайга, рыболовство, пушнина, различные машины, буровая вышка, добыча нефти, нефтепровод;
— рисунки острова «Спиешьпей» и трех собак;
— кроссворд для работы в парах (14 штук);
-распечатки отрывка из повести К. Лагунова «Тайна Черного озера» для индивидуальной работы;
— задание для индивидуальной работы с пословицами.

1.Организационный момент.

Звучит песня «А на берегах Туры…» в исполнении Тюменского поэта и композитора Сергея Дьякова-Дьяченко.

Мы живем в прекрасном крае, который простирается от степей Казахстана до Северо-Ледовитого океана. И называется наш край – Тюменской областью. Наша область одна из самых богатых в нашей стране. (Карта Тюменской области).

— Чем же богат наш край? (Ответы детей).

2. Вступительное слово библиотекаря.

Верно, мы много добываем полезных ископаемых, у нас много древесины, пушнины, развито рыболовство. Но главным богатством является культура многонационального народа, который живет на территории Тюменской области. С помощью памятников культуры мы узнаем о том, как жили наши предки, чем они занимались, как трудились и как отдыхали. ( По ходу рассказа демонстрация иллюстраций).

В течение нескольких дней мы читали произведения Тюменских авторов и узнавали об истории нашего края. Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из самых известных писателей нашего края. Его имя мы узнаем, отгадав кроссворд. Чтобы справится с заданиями, нужно вспомнить произведения, которые мы с вами читали.

Работа в парах.

Б У К В А Л И С Т
Я Ш К А
Л Я Г У Ш К И
Ж И В У Н
С Е М Е Н
Р О С С Я Н К А
В С Т А Н Ь-Т Р А В А

В какой сказке родители подарили мальчику на день рождения робота?

1. Вспомните, героем, какого произведения был медвежонок?
2. Какой рассказ рассказывает о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны?
3. Героем, какого романа был больной мальчик Илька? Кто автор этого произведения?
4. Прочитайте отрывок из произведения «Тайна Черного озера».
«В тот день друзья долго о чем-то шептались.
Потом, сторонясь старших, неприметно взяли по краюхе хлеба, по десятку картофелин. Спички и бересту положили в котомки. Огородами вышли по берегу реки и пропали в тайге».
Вспомните, как звали одного из мальчиков, и кем он потом стал?
5. О каком интересном растении вы узнали в одном из рассказов. Как называется это растение?
6. Какая трава помогла Ильке подняться на ноги?

-Кто догадался, с творчеством, какого писателя мы познакомимся сегодня? (Мы будем знакомиться с творчеством Константина Лагунова).
-Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать каким человеком был К. Лагунов, какие он писал произведения, познакомится с героями его сказок).

3. Знакомство с фактами из биографии Константина Лагунова.

В каждом городе есть различные музеи, где мы узнаем об истории и знаменитых людях. Мы тоже создали свой «Мини-зал», который посвящен творчеству наших земляков. На стенде вы видите и портрет К. Лагунова. Послушайте сообщение о творчестве писателя.

Выступление детей с сообщениями.

Константин Яковлевич Лагунов родился в 1924 году, вырос в Сибири, под Тобольском. Когда ему исполнилось семнадцать лет, в самую трудную военную пору, стал воспитателем, а потом и директором Голышмановского детдома. Вскоре комсомольцы района выдвинули его своим вожаком. Четырнадцать лет жизни отдал комсомольской работе. За это время Константин Лагунов побывал во многих городах и республиках нашей страны. ( В Литве, Таджикистане).
Самое активное участие принимает Лагунов в создании трудов по истории комсомола Таджикистана.

Но сильней становится тяга к литературному творчеству. На страницах газет, в журналах и альманах появляются его рассказы, очерки, публицистические выступления о делах и людях солнечного края.

Живые связи со школой, да и собственные дети привели писателя в детскую литературу. Лагунов становится автором ряда детских книг.

К.Я. Лагунов известен и как детский писатель, повести сказки «Городок на бугре» (1969), «Ромка-Рамазан» (1977), «Ромка, Фомка и Артос» (1984) и др. знают и любят дети. Книги К.Я. Лагунова (более пятидесяти)

Издаются и переиздаются столичными и многими периферийными издательствами, переведены на многие языки народов мира. Тираж детских книг давно перешагнул миллионную черту.
В 1966 году выходит роман «Так было». Он написан Лагуновым уже на земле сибирской. Писатель вернулся в Тюмень, где в течение десяти лет возглавлял областную писательскую организацию.
Писатель и журналист. Профессор, заведующий кафедрой журналистики Тюменского государственного университета. Заслуженный работник культуры РФ. Литературной деятельностью занимается с 1954г. Прошел путь от комсомольского работника из сибирской глубинки до члена Союза писателей РФ.

В разных издательствах вышло более 50 книг К.Я. Лагунова, получивших широкую известность и признание читателей.

Лауреат многих литературных премий. По его сценариям снято два художественных фильма, пьесы многие годы находились в репертуаре областного драматического театра. Лагунов был награжден тремя орденами и многими медалями. Помогает становлению молодых литераторов нашего края, передает свои знания и опыт новому поколению журналистов. Звание «Почетный гражданин города Тюмени» присвоено решением Тюменской городской Думы от 29 июля 1994г. за плодотворную творческую работу и значительный вклад в развитие культуры города. Имя писателя Константина Лагунова широко известно не только в Тюмени, но и далеко за пределами области.

4. Работа над содержанием произведения «Ромка, Фомка и Артос».

— Дома вы прочитали сказку К. Лагунова «Ромка, Фомка и Артос». Какое впечатление произвела на вас эта история?
— Что вы можете сказать о главных героях?

Выборочное чтение. Свои ответы дети доказывают выдержками из текста произведения. Демонстрируют рисунки.

— Зачитайте выдержки из книги, которыми можно охарактеризовать главных героев. Что заставило друзей отправиться в далекое путешествие?
-Какие приключения им встретились на пути?
— Кто помог нашим героям?
— В каком жанре написано произведение «Ромка, Фомка и Артос? (Сказка, быль, повесть).
— Попробуем найти отличительные признаки сказки. Что характерно для сказок?

Вывешиваются на доску опорные слова:

Зачин
Концовка
Положительные герои
Отрицательные герои
Волшебство
Волшебные слова

Разбирается значение каждого термина и доказывается с помощью отрывков из произведения.
-Но все же чем-то это произведение отличается от сказки? (Большее по объему, много достоверных фактов).
-Так в каком же жанре написано произведение? ( Сказочная повесть).
-Раз К.Лагунов написал сказочную повесть, то кем мы можем его назвать? Вывешивается на доску

Сказочник

-В какое загадочное место попали наши друзья? Что было там необычного?
-Что можно было делать, а чего нельзя на острове «Спиешьпей»?
-Как вы думаете, есть ли такие островки в тайге?
(Демонстрация иллюстраций тайги , ее обитателей).

В тайге много прекрасных мест, где можно встретить изобилие таежных даров: ягоды, грибы, полезные лекарственные травы и многое другое. Но только добраться до них сможет не всякий. Кто-то может пропасть в пути.

-Как вы думаете, почему автор описал в своей повести такой сказочный остров? Что он этим хотел сказать? ( К. Лагунов хотел этим отрывком показать, что ленивый человек, который любит только есть, пить и спать, не сможет жить в тайге и пропадет. К таежным условиям жизни приспосабливаются только смелые, мужественные и трудолюбивые люди).
— Можно ли сказать, что Ромка и его друзья были именно такими по характеру?
-Какие волшебные слова говорили наши путешественники? («Властелин любой дороги! Ты один пройдешь везде! Я – твой брат четвероногий. Не покинь меня в беде!»).
— Кто к ним приходил на помощь? (Различные машины: самосвал, экскаватор, вертолет…)

Этим самым автор хотел показать нам, что какой бы человек не был сильным и могучим, он не сможет победить непроходимые таежные леса и болота без помощи новой современной техники. (Демонстрация иллюстраций).

-Что нового вы узнали, прочитав повесть? ( О тайге, как добывают нефть, какие машины помогают человеку при освоении таежных пространств). ( Демонстрация иллюстраций).
-Какой прием использует автор, описывая таких героев, как самосвал, вертолетик, экскаватор? ( Олицетворение)
— Приведите примеры из книги.

5. Сравнительный анализ отрывков с описанием тайги, взятых из разных произведений.

Константин Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
(отрывок)
А за окном под Вертолетиком щетинилась Зеленая Тайга.
Огромный дремучий лес, в котором до самых небес сосны растут и кедры-великаны. Ели — в колючих мрачных кафтанах.
Там бродят медведи. Там рыскают рыси. И белки – как птицы: не страшны им выси. Там лоси рогатые трубно ревут. Лиса и куница, и соболь живут. Глазастые вещие совы гнездятся. Сороки, дрозды и кедровки роятся. Глухарь-великан и сиротка кукушка. Там рядом живут, не мешая друг дружке.
В глухих буераках там спеет малина. Краснеет калина. Блестит голубика литыми боками. Брусника и клюква лежат под ногами.
Рыжие рыжики водятся там. Царь Белый Гриб растет по буграм. Млеют в траве молодые маслята. Грузди белеют. Желтеют опята.
Залюбовались друзья тайгой…

Константин Лагунов «Тайна Черного озера»

Деревенька махонькая. Прилепилась к речному крутоярью.

А вокруг – тайга. По колено во мху стоят колючие сумеречные ели, длинноиглые пихты. Тесно стоят. Особенно молодняк. Где жмутся друг к дружке, что и зайцу меж ними трудно проскочить.
Зато на таежных гривах вольготно раскинулись величавые богатыри кедры и певучие красавицы сосны. Мох под ними разноцветный, сухой и хрусткий. Иного света вокруг. И раздолье всему живому, зверю и птице, жучкам и бабочкам.

В буераках таежных прохладно и темно.

По краям белоствольные тонкие березки, и пугливые трепетные осины, и пахучая черемуха с шипастым боярышником.

А дальше, вглубь, малинник стеной стоит.

Светлячками посверкивает в густой пряной зелени красная смородина.

Медведи любят в прохладных буераках отлеживаться, сладкой лесной ягодой лакомиться..

Семен и Прохор, хоть и маленькими были, да тайги не боялись. Ходили и за грибами, и за ягодами, и за орехами кедровыми. Оба умели по-бурундучьи свистеть, доверчивых полосатых хвостатиков подманивать. Знали по голосам и по обличью всех птиц и зверей таежных.

В тот день друзья долго о чем-то шептались.

Потом, сторонясь старших, неприметно взяли по краюхе хлеба, по десятку картофелин. Спички и бересту положили в котомки. Огородами вышли на берег реки и пропали в тайге.
О том, куда они путь держат, знал только Семен. Знал, да молчал, даже Прохору не обмолвился. Чтобы как удивить друга тайной.

-Что общего и чем отличается эти отрывки?
-Похожи ли они по стилю написания? (Нет, первый отрывок написан детским языком, второй для старшего возраста).

Чтение библиотекарем отрывка из очерка К. Лагунова и его обсуждение. Разбирается значение литературоведческих терминов:

Прозаик Журналист
-Какой отрывок вам было легче читать? Почему? (Автор использует много рифмовок).
-Значит, Константина Лагунова еще можно назвать поэтом.

Поэт

Чтение наизусть стихотворных отрывков из повести «Ромка, Фомка и Артос».

6. Выделение главной мысли произведения.

На основе нескольких вопросов учащиеся делают вывод: Победу над злом одержала дружба между людьми, животными и машинами. Не случайно Лагунов использует прием олицетворения. Тайгу покоряют мужественные, сильные, смелые люди. Им помогают современные машины. Только человека с крепкой силой воли, терпением и желанием добиться поставленной цели может выйти победителем из любой сложной ситуации.

Константин Лагунов в своих произведениях воспевает рабочего человека.

7. Работа с пословицами.

Собрать из половинок пословицы. Какие из них подойдут к теме нашего занятия. (Работа на карточках)

Дело…….. лучше новых двух.
Не имей сто рублей…., в лес не ходить.
Старый друг…мастера боится.
Волков боятся…., а имей сто друзей.

8. Итоги.

-Что нового вы узнали?
-О чем вам захотелось прочитать?
-Какое настроение у сказочной повести К. Лагунова?
-Что хотел автор сказать своим маленьким читателям?
-Кого он прославлял? (Рабочего человека).

9. Творческая работа.

Напишите письмо Ромке и его друзьям

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy