Главная » Без рубрики » Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

Сценарий экскурсии в город Тобольск

«Ф.М. Достоевский и г. Тобольск»

Федор Михайлович Достоевский (11 ноября 1821 г.- 9 февраля 1881 г.) один из величайших русских и мировых писателей. Выходец из полудворянской, полупоповской среды, сын штабного лекаря московской «больницы для бедных», он вырос в семье небольшого достатка и с молодых лет узнал цену денег, добываемых тяжелым трудом. Окончив Петербургское Военно-Инженерное училище в 1843 году, он поступает в чертежную инженерного ведомства, вскоре затем бросает службу и отдается литературе. Но его литературная работа надолго была прервана арестом и ссылкой в Сибирь по делу кружка петрашевцев.

Из истории:

  1. Приезд цесаревича Александра Николаевича в Тобольск 2 июня 1837 года.

Посещение им пересыльной тюрьмы. Он был поражен видом и теснотой острога и пообещал, вернувшись в Санкт-Петербург, просить отца о строительстве в Тобольске новой тюрьмы.

  1. Тобольск 1800-х. Город заселен декабристами, образованнейшими людьми тех лет. За ними вслед приехали их жены: Фонвизина Н.Д., Анненкова П.И. и др.

Кто такие декабристы?

Движение декабристов… Восстание декабристов… Декабристы.

Выросшее из недр Великой французской буржуазной революции движение декабристов имело свои российские корни и российское воплощение, что позволило бывшему генерал-губернатору Москвы Ф. Растопчину, образованному и талантливому публицисту, но язвительному и циничному человеку, после восстания воскликнуть: «Я понимаю революцию во Франции, — там сапожники захотели стать князьями, но не понимаю революцию в России, — здесь князья захотели стать сапожниками». Множество раз политики и историки, простые российские люди с сочувствием и недоумением спрашивали себя: что надо было этим знатным людям, этим представителям правящего класса, пользующимися всеми привилегиями?

И каждый находил свой, как ему казалось, правильный ответ на этот факт российской истории.

14 декабря 1825 г. День гордости. День печали.

Первые русские революционеры – декабристы – были борцами против крепостного права и самодержавия.

Молодые дворяне – декабристы — сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма – они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии.

Восстание декабристов было разгромлено царизмом. 121 декабрист был осужден по «Делу 14 декабря». Пять наиболее активных членов движения: П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский были казнены. Большая часть участников восстания была сослана в Сибирь. В Тобольске оставили 15 человек.

Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий город никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей.

Они открыли в Тобольске женскую школу; Ф.Б. Вольф и П.С. Бобрищев — Пушкин лечили людей. Когда в 1848г. вспыхнула эпидемия холеры, унесшая в 40 дней 600 человеческих жизней, врачи-декабристы активно боролись за жизнь тоболяков. Поступив на службу, декабристы использовали все возможности для социальной защиты крестьян и бедноты. Оказывали народу постоянную помощь. Организовали хор певчих, создали оркестр и струнный квартет…

Декабристы были понятны и дороги сибирякам своими человеческими ценностями, которые они передавали последующим поколениям: патриотизм и нетерпимость к произволу, чувство гражданского долга и бескорыстного служения Отечеству, постоянная помощь обездоленным.

«Он увидел мир и слушал свою душу с высоты эшафота»

Ю. Айхенвальд

В 1846 году на Невском проспекте в Петербурге к Достоевскому подходит Михаил Петрашевский и приглашает бывать на его пятницах. Знамениты они были не только литературными беседами, но и спорами о социализме.

Петрашевский работал переводчиком департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел и имел доступ к изъятым при обысках сочинениям социал-утопистов, запрещенных в России.

На этих вечерах они прочли и обсудили крамольное письмо Белинского к Гоголю, где он осуждает церковь и царское правительство.

 В начале 1848 г. в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он то и донес на кружковцев.

Петрашевцев обвинили в преступном посещении «пятниц», чтении письма Белинского к Гоголю. После 8 месяцев тюремного заключения в Петропавловской крепости Достоевского и других членов кружка (8 человек) осудили на казнь через расстреляние.

22 декабря 1849 года состоялась казнь. Николай 1, вечно боявшийся 14 декабря 1825 г., разработал целый церемониал казни.

И так, 22 декабря на Семеновском плацу петрашевцам объявили приговор о смертной казни. Позднее Ф.М. Достоевский вспоминал: «Приговор смертной казни расстрелянием, прочитанный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не на шутку: почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти. В эти последние минуты некоторые из нас… может быть, и раскаивались в иных тяжелых делах своих… но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись очищающим мученичеством, за которое нам многое простится!»

Пережив инсценировку казни, Достоевский «ходил по каземату и все пел, громко пел, так он был рад дарованной жизни». Эта упоительная эйфория отразилась в письме, написанном брату Михаилу из Петропавловской крепости перед отправкой в Сибирь. «Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить» как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа. Жизнь-дар, жизнь-счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья».

Ссыльнокаторжный. Путь в острог.

Петрашевцы отправлены в Сибирь. Из письма Ф.М. Достоевского к брату М.М. Достоевскому. Это письмо датировано 22 февраля 1854 года.

«Был чудесный зимний день. Нас везли пустырем. Но мы выехали в праздничную пору и потому было везде, что есть и пить. Мы мерзли ужасно. Одеты мы были тепло, но просидеть, например, часов 10, не выходя из кибитки, и сделав 5-6 остановок было почти невыносимо. Я промерзал до сердца, и едва мог отогреться потом в теплых комнатах. Но чудно: дорога поправила меня совершенно. В Пермской губернии мы выдержали одну ночь в 40 градусов. Довольно неприятно. Грустная была минута переезда через Урал. Лошади и кибитки завязли в сугробах. Была метель. Впереди Сибирь и таинственная судьба в ней.

На станциях с нас брали втридорога, несмотря на наши кандалы. Один Кузьма Прокофьич взял чуть ли не половину наших расходов на свой счет, взял насильно.

Дорога до Тобольска прошла благополучно, только часто случалось отмораживать себе или пальцы, или нос, или уши».

В Тобольск они прибывают 9 января, у Достоевского в письме небольшая неточность. Он брату пишет, что прибыли в Тобольск они 11 января 1850г.

Они проезжают под горой по улице, сейчас это улица Ленина. Дальше к пересыльной тюрьме вела прямая дорога – Московско-Сибирский тракт, она проходит на гору через Панин бугор. Сейчас эта дорога плохо чистится, мы по ней проехать не сможем.

Ф.М. Достоевский в Тобольске.

Как их встретили в Тобольске?

«После представления начальству и обыска, где у нас отобрали все наши деньги, были отведены я, Дуров и Ястржембский, в особую каморку, прочие же, Спешнев и другие, приехавшие раньше нас, сидели в другом отделении и мы все время почти не виделись друг с другом».

Тобольская пересыльно-каторжная тюрьма

За церковью Петра и Павла находится здание старого острога.

Царское правительство понимало, какую обширную и суровую тюрьму оно получило и всячески старалось заселить этот безлюдный край. Этапные и каторжные тюрьмы существовали во все времена истории Тобольска. Сначала это были неприспособленные для этих целей помещения, но во второй половине 18 века в районе Курдюмовского оврага был заложен деревянный острог для содержания преступников и арестантов. Первоначально острог был группой деревянных строений, предназначенных для недолговременного пребывания пересыльных, помещений охраны и дома начальника острога.

Именно в старом остроге содержался и Ф.М. Достоевский. Об этом можно судить из письма Федора Михайловича к брату Михаилу Михайловичу. На это указывает его упоминание «Особой каморки», в которой его  поселили с Дуровым и Ястржембским. В новом здании, которое построено во второй половине 19 века, стены и здания каменные, камеры большие.

Сейчас здесь находится женская исправительная колония. Экскурсии и фотографии не разрешены.

Жены декабристов

Быть может, мы, рассказ свой продолжая,

Когда-нибудь коснемся и других,

Которые, отчизну покидая,

Шли умирать в пустынях снеговых.

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали

Их имена забыться не должны!

Давайте вернемся к письму Ф.М. Достоевского  брату. «Хотелось бы мне поподробнее поговорить о нашем пребывании в Тобольске и о впечатлении, которое оно на меня оставило. Но здесь не место. Скажу только, что участие и живейшая симпатия  почти целым счастием наградили нас. Ссыльные старого времени (т.е. не они, а их жены) заботились о нас как о родне. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас. Я, поехавши налегке, не взявши даже своего платья, раскаялся в этом. Мне даже прислали платья».

Кто они – жены декабристов.

Конечно, за всеми этими свиданиями стоят сами декабристы. Но они не могли «светиться», они сами под контролем. Посылали жен своих.

Фонвизина Наталья Дмитриевна, жена декабриста Михаила Фонвизина, последовавшая за ним в Сибирь.

Была человеком необычайной духовной силы и одаренности. Вулканический темперамент, оригинальный, незаурядный ум, клокотание страстей – вот что было свойственно этой женщине. Ее влияние на многих людей, с которыми она встречалась, было необычайно сильным и длительным. Наверно, именно это подкупило в ней Достоевского.

В «Дневнике писателя за 1873 год» Достоевский описал встречу с женами декабристов на каторге, куда попал осужденным по делу петрашевцев: «В Тобольске, когда мы в ожидании дальнейшей участи, сидели в остроге на пересыльном дворе, жены декабристов умолили смотрителя острога и устроили в квартире его тайное свидание с нами. Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, какой только может быть. Ни в чем неповинные, они в долгие 25 лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья. Свидание продолжалось час. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием».

Как же все-таки смогли увидеться жены декабристов с заново осужденными политическими преступниками и среди них Достоевским? Рассказ об этом содержится в воспоминаниях дочери тобольского прокурора Марии Дмитриевны Францевой, младшей подруги Фонвизиной. Все свободное время Маша Францева проводила у Фонвизиных, как отца, любила Михаила Александровича, преклонялась перед его женой. Впоследствии, став взрослой, Францева вспоминала, что на нее, «девочку с пылким воображением и восприимчивой натурой. Наталья Дмитриевна имела громадное нравственное влияние». Это влияние сказалось, прежде всего, в том, что молодая девушка взялась опекать арестантов, с которыми ее отец-прокурор имел дело по долгу службы. Вместе с отцом Францева посещала острог, «находя какую-то особенную поэзию быть посреди этих отверженцев мира».

Когда в Тобольск прибыла «партия политических преступников, состоящая из 8 человек — Достоевского, Дурова, Ястржембского и других, Фонвизина вместе со своей молодой подругой Францевой приняла в них самое горячее участие. При посещении острога особое ее дружеское расположение вызвали Федор Михайлович Достоевский и Сергей Федорович Дуров.

В своих воспоминаниях Францева описывает  те хитрости, на которые приходилось идти ради устройства свидания с заключенными.

Один из эпизодов записок Францевой позволяет представить, как устраивались такие встречи. Поймав смотрителя острога выходящим от отца-прокурора, Маша Францева обращалась к нему с просьбой принять ее вместе с Натальей Дмитриевной в этот вечер у себя в квартире в остроге. Велико было смущение «бедного старика», который не мог, однако, отказать. Вдвоем с Фонвизиной они отправлялись вечером к острогу и объявляли часовому, что приехали в гости к смотрителю. По цепочке шел вопрос к смотрителю: впускать ли?

 «Темнота ночи и перекличка часовых внутри острога наводили какой-то невольный страх,- пишет Францева. — Наконец послышались шаги, замки застучали, и тяжело заскрипели ворота… Тяжело, грустно было в этой живой могиле! На пороге своей квартиры встретил нас смотритель… «Пожалуйста, устройте нам свидание с заключенными…»,- обратилась я к нему. «Да это невозможно…»,- отвечал он мне растерянным голосом. «Так приведите их сюда, ведь вы имеете полное право потребовать их к себе, когда хотите», — настаивала я. И добрый старичок, не смея отказать просьбе дочери своего начальника, скрепя сердце, согласился». Когда привезли петрашевцев, Наталья Дмитриевна не только сумела проникнуть в камеру Петрашевского и снабдить его деньгами, но и устроить в квартире смотрителя свидание с Достоевским и его товарищами. Благодаря хитроумному заступничеству декабристок, Достоевский с Дуровым были отправлены в Омск не по этапу, а в кибитке. Францева узнала через отца о дне отправления на каторгу Достоевского и Дурова и вместе с Фонвизиной выехала по дороге, ведущей к Омску. Они остановились в семи верстах от города за Иртышом. В то утро стоял страшный мороз, но женщины вышли из саней и прошли еще версту пешком, чтобы не сделать кучера свидетелем их прощания с политическими преступниками. Выезд арестантов был задержан против назначенного срока, и двум женщинам долго пришлось ждать в открытом поле, пока не послышался колокольчик. Вскоре показались две тройки: «Мы вышли на дорогу и, когда они поравнялись с нами, махнули жандармам остановиться, о чем уговорились с ними заранее. Из кошевых выскочили Достоевский и Дуров. Первый был худенький, небольшого роста, не очень красивый собой молодой человек, а второй… старше товарища, с правильными чертами лица, с большими черными, задумчивыми глазами, черными волосами и бородой, покрытой от мороза снегом… Тяжелые кандалы гремели на ногах. Мы наскоро с ними простились, боясь, что кто-нибудь из проезжающих не застал нас с ними, и успели только им сказать, чтоб они не теряли бодрости духа, что о них там будут заботиться добрые люди».

Францева передала жандарму заранее приготовленное письмо для подполковника в Омск с просьбой облегчить насколько возможно участь Достоевского и Дурова.  Дочери тобольского прокурора легко сходило с рук то, что было невозможно для простого человека. Знакомый Францевой, кому было отправлено письмо, регулярно извещал ее потом о здоровье арестантов Дурова и Достоевского.

Фонвизина также сделала все, что смогла, чтобы помочь каторжным петрашевцам. В ту пору она находилась еще в добрых отношениях со своим родственником, губернатором Западной Сибири Горчаковым и постаралась употребить все свое влияние, чтобы облегчить участь новых друзей, приобретенных в тобольском остроге. Фонвизина даже объявила начальству, что Дуров является ее племянником, и это ей дало возможность передавать ему посылки с провизией, теплой одеждой, отправлять письма.

Столь же глубокую признательность, несмотря на краткость встречи, испытал по отношению к Фонвизиной и Достоевский. К сожалению, из всей переписки Натальи Дмитриевны с Достоевским до нас дошло только одно письмо от двадцатых чисел февраля 1854 года.

В этом письме содержатся и несомненные доказательства того, что между Фонвизиной и лишенными права переписки каторжником Достоевским шел самый оживленный обмен письмами.

Евангелие

Я вскользь упомянула вам в начале, что петрашевцам в Тобольске женами декабристов было подарено Евангелие. Почему  даже в биографии писателя оно упоминается?

Это незабываемое событие, сыгравшее важнейшую, возможно даже решающую роль в духовной биографии Достоевского.

Жены декабристов Н.Д. Фонвизина, П.Е. Анненкова с дочерью «умолили» по словам Достоевского тайного свидания с петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы, к сожалению, эта квартира не сохранилась. Из дневника Достоевского за 1873 год: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного», а еще раньше в «Записках из мертвого дома» Достоевский писал об этом Евангелии: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».

После запрета «Русской Библии» и приостановки деятельности РБО ( 1826) уже отпечатанные книги Нового Завета (первый полный перевод на русский язык) 1823 год продолжали распространяться среди заключенных и ссыльных. Евангелие испещрена многочисленными пометами Достоевского, в дальнейшем сопровождала его всю жизнь, сыграв исключительную роль в творчестве писателя. Эту священную реликвию Достоевский за два часа до своей смерти передал сыну Федору.

Новый Завет испещрен карандашом на полях и с отметками ногтем, их более 1700.

В своем Дневнике Федор Михайлович  задавался вопросом, как могло произойти, что он принял атеистическое учение Белинского. «Я происходил из семейства русского и благочестивого… Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого детства… Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было чем-то торжественным».

Однако детская вера была хрупкой, и молодой Достоевский оказался бессилен перед атеистическим учением В.Г.Белинского. Оно «захватило его сердце». Новая встреча произошла на каторге, где Достоевский читал одну книгу — Евангелие — вечную книгу о божественном происхождении мира и человека, о бессмертии души человеческой, о воскресении Христа, о смирении.

А.Г. Достоевская вспоминает, что в день своей смерти, 28 января 1881 г., утром писатель открыл этот экземпляр Евангелия, подаренный ему 30 лет назад женами декабристов: «…он часто, задумавшись или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.

Открылось Евангелие от Матфея. Гл 3, ст. 146 «Иоан же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит исполнить всякую правду». — Ты слышишь — «не удерживай» – значит, я умру, сказал муж и закрыл книгу».

Это Евангелие Федор Михайлович велел передать своему старшему сыну Федору.

В настоящее время это Евангелие находится в музее в Ялуторовске по одним источникам, по другим в Москве в НИОР РГБ.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Тобольске

Сейчас мы с вами пройдем в сквер, он назван «Сквером Достоевского»и  находится рядом с храмом Петра и Павла.

В 2010 году 29 октября здесь поставлен памятник писателю. Автор памятника Михаил Переяславец — действительный член Российской Академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор кафедры скульптуры Московского академического института имени Сурикова.

Выполненный из бронзы памятник показывает сидящего на скамье Федора Достоевского, который провел в Тобольске 12 дней в 1850 году в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омск. Рядом с писателем на скамье лежат тюремные кандалы и Евангелие, которое ему подарила Наталья Фонвизина, жена декабриста Михаила Фонвизина. Писатель сидит на грубой деревянной колоде, у него усталый вид, грубые от тяжелой работы руки.

Идея воздвигнуть скульптуру возникла у руководителя Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова, который обратился к будущему автору памятника Михаилу Переяславцу. Эта идея возникла давно, но только в 2007 году получила физическое воплощение. Благотворительный фонд финансировал ее.

Место установки памятника было одобрено членами исторического совета Тобольска, поскольку Достоевский именно в этом районе пребывал в пересыльном пункте.

Памятник Достоевскому стал третьей работой М. Переяславца в Тобольске после памятников Дунину-Горкавичу и Петру Ершову.

«Великий писатель мечтал «о золотом веке» для человечества, когда не будет униженных и оскорбленных, обиженных и обездоленных, когда люди забудут о том, что такое зависть, злость, войны, раздоры, и на земле воцарятся любовь, милосердие, сострадание и созидательный труд.

Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ. С детства выросший в православии, писатель, пройдя тяжелейшее испытание несвободой, укрепился в вере и увидел горний свет, на который он будет идти всей своей последующей жизнью и творчеством. Этот свет отражается нынче от куполов возрожденных и возрождающихся тобольских храмов. Он сияет и в глазах тоболяков, которые в начале 21 века открывают книги Достоевского и вместе с их автором обретают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне».

Составила библиотекарь Хмелевской библиотеки

 Тимирбулатова Ф.Х.

Сценарий экскурсии в город Тобольск «Ф.М. Достоевский и г. Тобольск» Федор Михайлович Достоевский (11 ноября 1821 г.- 9 февраля 1881 г.) один из величайших русских и мировых писателей. Выходец из полудворянской, полупоповской среды, сын штабного лекаря московской «больницы для бедных», он вырос в семье небольшого достатка и с молодых лет узнал цену денег, добываемых тяжелым трудом. Окончив Петербургское Военно-Инженерное училище в 1843 году, он поступает в чертежную инженерного ведомства, вскоре затем бросает службу и отдается литературе. Но его литературная работа надолго была прервана арестом и ссылкой в Сибирь по делу кружка петрашевцев. Из истории: Приезд цесаревича Александра Николаевича в Тобольск…

Оценка

Рейтинг пользователей 2.8 ( 2 голосов)
0