«Михаил Степанович Знаменский и Тобольск»
Заочная экскурсия по Тобольску, связанная с именем Михаила Степановича Знаменского и его творчеством.
Посмотрите на карту Тюменской области. Немного фантазии, и она напомнит вам символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях. Тюменскую Землю воспевали многие писатели и поэты, художники и историки. Сегодня мы с вами поговорим о нашем замечательном земляке Михаиле Степановиче Знаменском, и совершим экскурсию по местам, связанным с его именем (слайд «М.С. Знаменский 1892 г. фото»)
Без имени этого человека невозможно представить историю Тобольска. С детских лет тесно связанный с декабристами, получивший с их помощью профессиональное художественное образование, Знаменский стал известен как сибирский художник, краевед, мемуарист. Под пером свидетеля исторических событий оживают многие эпизоды, связанные с жизнью и бытом декабристов, даются их живые портреты. Мемуарная проза Знаменского не утратила своего блеска и поныне.
М.С. Знаменский родился 14 мая 1833 года в городе Кургане, бывшей Тобольской губернии. Его отец, священник Степан Яковлевич Знаменский, был человеком культурным и резко отличался своими высокими моральными качествами от окружавшей его среды низшего духовенства. Он с большим уважением относился к лицам, пострадавшим от произвола властей за свои убеждения. Всё это предопределило сближение его с передовыми людьми Сибири и, прежде всего с декабристами, жившими на поселении. Через 9 лет С.Я. Знаменский был переведён в Тобольск. В Тобольске С.Я. Знаменский был очень дружен с семьёй декабриста М.А. Фонвизина (слайд «Декабрист М.А. Фонвизин» акварель Знаменского (Тобольский музей), который был водворён на поселение в Тобольске в 1838 году (слайд «Дом Фонвизиных в Тобольске» акварель Знаменского). Сын С.Я. Знаменского, маленький Миша, постоянно слышал дома разговоры о доброй и отзывчивой Наталье Дмитриевне Фонвизиной и о её «несчастных» товарищах.
В конце 1839 года С.Я. Знаменский был переведён из Тобольска в Ялуторовск. Мише в то время пошёл седьмой год, его друзьями были дети городской бедноты и крестьян прилегающих к городу деревень. И.Д. Якушкин, желая осуществить идеи декабристов в просвещении народа, решил организовать в Ялуторовске для детей мещан и окрестных крестьян школу, открытие которой состоялось 7 августа 1842 года. В число первых учеников школы попал и 9-летний Миша Знаменский. Здесь он получил начальные сведения по русской истории, географии, физиологии и анатомии человека, по русскому языку и арифметике, по ботанике, зоологии, физике и химии. Усвоив курс приходской школы, Миша перешёл в Ялуторовское уездное училище, где учился до 1847 года, затем в Тобольскую духовную семинарию.
Период обучения в духовной семинарии М.С. Знаменский ярко изобразил в своих воспоминаниях «Тобольск в 40-х годах». В семинарии у Миши проявились серьёзные способности к рисованию. Очень часто рисунки юноши превращались в шаржи на учителей. Миша очень любил природу, часто и подолгу он сидел в живописных уголках окрестностей Тобольска, спутниками его были карандаш и бумага. Позднее несколько раз в неделю после уроков он стал ходить в мастерскую к Тобольскому иконописцу Козлову, где упорно и настойчиво работал. В это время стало известно, что в Петербургской образцовой духовной семинарии открылись классы рисования, после 4-х лет обучения в Тобольской семинарии юноша в 1851 году отправился «для усовершенствования в рисовании» в Петербург. Для М.С. Знаменского в семинарии наибольшее значение имели уроки академика Ф.Г. Солнцева, он научился правильному и чёткому рисунку, перенял умение рисовать предметы старины. В Петербурге состоялось знакомство Знаменского с художником и крупнейшим русским гравёром 19 века Н.И. Уткиным. Быстро и незаметно пролетели 2 года в Петербурге, учёба подходила к концу. 20-летний Миша Знаменский 15 июля 1853 года получил аттестат об окончании Петербургской духовной семинарии.
Молодой художник прибыл в Тобольск осенью 1853 года. Но только в мае 1854 он был назначен учителем рисования в Тобольскую семинарию (где прослужил почти 10 лет) и учителем славянского языка, арифметики и географии в духовное училище при семинарии. В 1859 году М.С. Знаменский поступил преподавателем рисования в Тобольскую женскую Мариинскую школу, здесь он прослужил до 1868 года. В свободное время он рисует карикатуры, с первых же лет педагогической деятельности его рисунки и карикатуры становятся популярными, они печатаются в разных иллюстрированных изданиях, как, например, в «Искре», в «Маляре», и во «Всемирной иллюстрации».
Карикатуры его отличались остроумием и едкостью, так что многие боялись попасть под его карандаш. Большую роль в общественной жизни России 60-х годов 19 века играл сатирический еженедельный журнал «Искра», который нападал не на мелкие злоупотребления, а на общие условия социального быта России. Начало участия Знаменского в «Искре» относится к тому времени, когда он отправился летом 1859 года в Петербург для сдачи своей экзаменационной работы в Академию художеств. М.С. Знаменский смело бичует пороки царизма – стяжательство, взяточничество, воровство казённых денег и прочие «прелести» полицейско-бюрократического строя, резко клеймит российский либерализм, который всегда лакейски служил самодержавию. С конца 1862 года участие Знаменского в «Искре» временно прервалось, его карикатуры вновь появляются в 1867 году и печатаются из номера в номер. Всего за эти годы помещено свыше 300 карикатур. В 1869 году почти все листы 18-ти номеров журнала «Искра» были заполнены пародией Знаменского на «Войну и мир» Л.Н. Толстого.
Живя и работая в Тобольске, М.С. Знаменский был тесно связан с тобольским кружком декабристов и с передовой интеллигенцией города. В его памяти остались воспоминания о прекрасных музыкальных вечерах у Муравьёвых. Один из таких вечеров художник изобразил в акварели «Музыкальный вечер у Муравьёвых» (слайд фото с акварели Знаменского).
С декабристами, которые продолжали жить в Тобольске, художник по-прежнему дружен и чаще всего посещал Башмакова и Свистунова (слайд «Декабристы Ф.М. Башмаков и П.Н. Свистунов», акварель Знаменского (Тобольский музей)).
М.С. Знаменский был автором целого ряда портретов декабристов. В конце 70-х годов Знаменский увлекается произведениями погибшего на эшафоте поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Романтическая поэма «Войнаровский» затронула душу художника, он посвятил поэме одну из лучших своих работ — акварель «Смерть Войнаровского» (слайд «Смерть Войнаровского» рисунок М.С. Знаменского).
Художник имел намерение создать целый цикл иллюстраций на рылеевские темы, но завершить этот замысел ему не удалось.
К 50-м годам относится начало дружбы М.С. Знаменского с автором «Конька-Горбунка» — П.П. Ершовым. Эта дружба не прерывалась до самой смерти поэта (слайд фото П.П. Ершова). П.П. Ершов преподавал русскую словесность в Тобольской гимназии, а затем с 1857 по 1862 год был её директором. Дружба Знаменского и Ершова крепла с каждым годом, особенно после того, как большинство Тобольских декабристов покинуло город. Ершов изучал историю Сибири, собирал материал о походе Ермака, по мотивам собранных сказаний он написал поэму «Сузге», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1838 году. Эта поэма увлекла М.С. Знаменского, он мечтал издать её отдельной книжкой. Это произведение Ершова натолкнуло Знаменского на мысль: произвести раскопки в исторических окрестностях Тобольска, что художник и осуществил в 1878-1880 годах. В конце 1863 года Знаменский освободился от службы в семинарии, ему удалось совершить поездку в Берёзов и Обдорск для изучения природы края и быта народов Севера. По возвращении Знаменский получил место переводчика татарского языка при Тобольском губернском управлении. Летом 1866 года он совершил ещё одну поездку на Север и достиг Надыма – крайнего северного поселения того времени. В результате этих поездок был составлен интересный альбом акварельных рисунков, посвящённых Северу.
В рисунке Знаменского «Портрет неизвестной женщины» (акварель, карандаш) хорошо переданы черты открытого, ясного лица простой русской женщины (слайд).
В акварели «Группа цыган и русские мужики» хорошо переданы контрасты типичных лиц цыган и русского крестьянина, контрасты их одежды – цветастые, широкие платья цыганок и тяжёлая овчинная шуба «мужичка» (слайд). Яркие типы созданы художником в акварелях «Северяне с музыкальным инструментом» (слайд) и «Внутренность киргизской кибитки» (слайд). Первая акварель показывает простых тружеников Севера. Один из них – поющий старик со старинным северным музыкальным инструментом. Из других работ следует отметить хорошо выполненную картину «Смерть отца» (слайд «Смерть отца» картина М.С. Знаменского (Тобольский музей).
Рисунки и пейзажи Знаменского, как реалиста-этнографа и краеведа Зауралья, пользовались заслуженным признанием. В 1871 году он получил предложение представить свои этнографические и краеведческие рисунки на Московскую Политехническую выставку, его рисунки имели успех. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете присудило ему серебряную медаль.
С 1871 года М.С. Знаменский рисует карикатуры на провинциальные темы и посылает их в журнал «Маляр». Рисунки художника бичевали типичные пороки пореформенной России. Всего было помещено свыше 250 рисунков. Знаменский всю жизнь оставался человеком передовых, прогрессивных убеждений и живо откликался на все явления общественно-политической жизни. Его оружием было реалистическое искусство. В 1869 году журнал «Искра» опубликовал большой «карикатурный» роман Знаменского под названием «Война и мир», в журнале «Вестник Европы» был напечатан второй «карикатурный» роман – пародия на «Обрыв» И.А. Гончарова. Карикатуры М.С. Знаменского на «деятелей» Тобольской губернии многочисленны (слайд «Наши деятели» карикатура М.С. Знаменского на Тобольского губернатора Ю.П. Пелино. Акварель (Тобольский музей). В карикатуре, как и в литературной сатире, важным оружием является смех. Остра по содержанию и интересна по выполнению карикатура М.С.Знаменского на чиновников и «общественных деятелей» Тобольска, озаглавленная «Календарь на 1880 год» (слайд). Это была острая критика всего существующего социального строя.
Творческая деятельность М.С. Знаменского не ограничивалась областью карикатуры. Он хорошо знал литературу. Любимым его писателем был А.Н. Островский. Обладая артистическим талантом, Знаменский принимал участие в Тобольском драматическом обществе, на сцене неоднократно выступал в комедиях Островского.
В 1878-1880 годах М.С. Знаменский занимается раскопками в окрестностях Тобольска, на Чувашском мысу, где проходила битва между Ермаком и татарами. В результате раскопок была создана богатейшая коллекция (около 600 предметов). К числу важнейших исторических работ М.С. Знаменского относятся воспоминания о декабристах «Исчезнувшие люди», «Тобольск в 40-х годах» и материалы о Якушкине, где использованы письма декабристов к отцу художника. Исторические очерки Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины 19 века. Последние годы Знаменский находился в тяжёлых материальных условиях. Небольшим подспорьем для него стала резьба по мамонтовой кости. Ему принадлежат замечательные по своему мастерству костяные вещи. По его модели и рисункам делал миниатюрную скульптуру польский революционер Игнатий Пляпас, сосланный царским правительством в Тобольск. У художника учились мастера Фурсов и братья Филимоновы, открывшие впоследствии одну из первых косторезных мастерских, его учеником был знаменитый резчик Порфирий Григорьевич Терентьев. Под влиянием Знаменского и при его помощи у тобольских косторезов развивался художественный вкус. М.С. Знаменский, несмотря на своё болезненное состояние и материальные лишения, в последние годы жизни продолжал много рисовать. Он начал готовить альбом «От Тобольска до Омска», но не закончил его.
Одинокий и обедневший, М.С. Знаменский скончался в Тобольске 3 марта 1892 года, на 59-м году жизни.
На главной аллее Завального кладбища в Тобольске рядом с храмом спят вечным сном благороднейшие сыны России – декабристы. Не по своей воле они завершили свою земную жизнь в Тобольске, пройдя через каторгу и ссылку. Рядом с ними лежит их любимый воспитанник, наилучшим образом продолживший декабристское дело как просветитель и энциклопедист, художник с «иронической душой тобольского общества», Михаил Степанович Знаменский (слайд «Могила Знаменского на Завальном кладбище»).
Разночинец-демократ М.С. Знаменский был одним из лучших представителей сибирской интеллигенции середины и второй половины 19 века. Он воплотил в своём творчестве, и как художник, и как историк, археолог и этнограф, лучшие традиции передовой русской культуры. М.С. Знаменский горячо любил свою Родину и родную Сибирь.
Именем Михаила Знаменского названы улицы в Тобольске и Ханты-Мансийске.
М.С. Знаменский был и сатириком, и карикатуристом, но всё его творчество проникнуто любовью и благодарностью к людям. Значение его таланта заключается в том, что даже о недостатках он говорил с позиции любящего человека, и, может быть, поэтому остался в судьбе Тобольска и в памяти потомков. Тобольский музей-заповедник 26 мая 2003 года провёл праздник, посвящённый 170-летию со дня рождения М.С. Знаменского.
Художники, поэты, писатели и просто жители города нашли слова признательности и любви к своему земляку и к своему городу.
Живи он сегодня, наш тоболяк, всё равно опережал бы многих из нас – такова великая сила сибирского устава жизни, столь счастливо обретённая декабристами. В истории тюменской культуры и литературы в её общерусском значении и сейчас горит его звезда – путеводный маяк всем тем, у кого «сердца для чести живы».