Час информации: «Жизнь и творчество Марласова Анатолия Михайловича»
Марласов Анатолий Михайлович родился 1 августа 1943 года в городе Пятигорске. С 1969 года жил в Тюменской области в п. Тязовский, г. Ханты-Мансийске, г. Нижневартовске, г. Салехарде, г. Тюмени.
Окончил Московский институт культуры.
С 1978 по 1986 год – заведующий отделом культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, с1986г. – председатель профсоюзного комитета Салехардской нефтеразведочной экспедиции, с 1993 года – директор Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева.
Марласов А.М. — заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор нескольких поэтических сборников, член Союза российских писателей, член Союза журналистов России.
Стихи Анатолий Михайлович начал писать в 10-летнем возрасте. Стихотворение, написанное в семнадцать, было опубликовано в газете «Невинномысский рабочий» и называлось «Размышления у памятника Кочубею».
«Печататься – не значит быть поэтом…». Эта вера, видимо, и вела его по жизни, давала силы и побуждала к творчеству. В какой-то момент количество написанного и неопубликованного начинало давить, тяготить, и возникала потребность разрешиться от бремени, разродиться, чтобы на освободившемся месте появлялись новые стихи. И он публиковал свои творения в периодической печати – в газетах, журналах. Кроме тюменских изданий это были журналы «Уральский следопыт», «Библиотекарь», «Сибирский тракт». Были дебюты и в сборниках: «Времена, в которые верю», «Край олений», «Песни тундры».
Первая, тоненькая, книга Анатолия Марласова «Белый посох» вышла в 1995 году, когда «начинающий» автор уже перешагнул сорокалетний рубеж. Главы книги – страны. Но страны поэта – Россия, Ямал, Любовь – понятия не географические, скорее духовные.
Да, книга о странах – неровная книга. Но она неровная, как дыхание. Это не дистиллированная вода, а живая – в ней есть и ил, и тал, и водоросли, и острые камушки на дне.
Я вам прочитаю стихотворение из этого сборника. Послушайте.
Ах, морошка! Чудо-ягода…
Только, братец, не ленись.
Как дорога, пляшет радуга
Снизу – вверх и сверху – вниз.
Я по радуге пойду – красну ягоду найду.
Я спускаюсь во лесочек, во зелёный, во густой,
Набираю туесочек, говорю себе: «Постой!
Всю её не соберёшь, соберёшь – не донесёшь».
Кто-то рядом дышит шибко,
Надо всё же посмотреть.
Неужели не ошибка, а взаправдашний медведь?
Рвёт морошку, давит сок…
Жаль – остался туесок…
Второй сборник «Раздумья», в толстом теснённом переплёте, изданный через три года, был иллюстрирован работами заслуженного художника России Александра Новика. В этой книге много стихов о женщине, о любви.
Стихам Анатолия Марласова свойственны широкий диапазон взгляда, честность мысли, открытость чувства. Он силён в строках, опирающихся на внутреннюю биографию, на собственную судьбу.
Марласов, по его собственному признанию, над стихами особенно не корпит, ничего не вымучивает, а просто ловит какое-то своё состояние души и пытается его поточнее отобразить на бумаге. Иногда задаётся вопросом: а зачем тебе это надо? Пытается определить, настоящий он поэт или нет. И вообще, есть ли в стихотворчестве какой-то смысл. Ответа, как правило, не находит и… продолжает писать, стараясь, правда, не выносить на публику откровенно беспомощные творения.
«Пред светлым именем твоим» — не просто очередная книга поэта Марласова, она – своеобразный итог поэтической деятельности на 60-летнем рубеже. Избранное из его огромного поэтического богатства. Едва ли не каждая страница представляет собой портрет времени в контексте несомненных авторских пристрастий, и зачастую привносятся автором в этот портрет и биографические черты.
У человека есть гнездо – земля,
Но человек куда-то вечно рвётся.
Вот и Марласов в постоянном пути, в познании нашего бытия, его природы, людей, причём с годами всё отчётливей в его стихах страсть не просто поверить миру свои впечатления от пережитого и увиденного, но и проверить себя на смелость ёмких, выверенных умозаключений, лирических характеристик. Стихи его – не безжизненные слепки с действительности, они – живые, пульсирующие сгустки этой самой действительности, пронизанные токами сопричастности его с жизнью:
Такая радость – птица прилетела!
Не ворон и не северный халей.
На серых крыльях маленькое тело –
Простуженный, но бойкий воробей.
И, слово честное, — я вовсе не был пьяным –
Я распознал в нём друга, своего.
Я с ним чирикал в синем океане
И понимал отчётливо его.
А. Марласов движется, в своём развитии, в русле коренной российской поэтической традиции, но и за этой традиционностью мы видим поэта с собственным индивидуальным видением мира и отношением к жизни, несущего читателю свою правду о пережитом и переживаемом.
Беспечно не пою я, нет!
С небес я не хватаю звёзды.
Я из муки военных лет
Голодной матерью был создан.
В книгу «Избранное» вошли стихи, посвящённые Крайнему Северу, любви, современной жизни, а также – ироническая поэма «Литературная жутень». Речь в ней о сложных процессах в писательском королевстве, где, как известно, со времён перестройки шли не столько литературные, сколько идеологические баталии. «Мы все сыны своего Отечества, и нас объединяет многое. Не пора ли стать мудрее и прекратить нелепую междоусобицу?» — рассуждает автор.
Анатолий Марласов уверен, что и в сегодняшнее прагматичное время поэзия необходима людям. Он, несмотря на грустно – философские нотки, которыми звенят его строки, точно знает: стихи рождаются для счастья!