Мартынов Леонид Николаевич и Тобольск
(сценарий беседы-экскурсии)
(слайд 2)
Удивительный был поэт Леонид Николаевич Мартынов! По своему внутреннему складу и характеру дарования Леонид Мартынов — поэт-исследователь, поэт-ученый и философ. Он и писал иной раз так, что его мало было просто читать — следовало еще и напряженно вникать в текст, докапываться до истинного смысла сказанного. Но свое истинное поэтическое лицо Леонид Мартынов обрел не сразу. В творческой его жизни было немало удивительных метаморфоз. Ну а ключ к пониманию поэтической биографии Мартынова можно найти в стихотворении о Геркулесе:
Мне кажется, что я воскрес.
Я жил. Я звался Геркулес.
Три тысячи пудов я весил,
С корнями вырывал я лес,
Рукой тянулся до небес,
Садясь, ломал я спинки кресел.
И умер я…. И вот воскрес:
Нормальный рост, нормальный вес —
Я стал как все. Я добр и весел,
Я не ломаю спинки кресел…
И, все-таки, я Геркулес.
Поэтический Геркулес Леонида Мартынова первые признаки жизни стал подавать в начале 1920-х годов, заявляя о себе, сначала как футурист и романтик, что, в общем-то, и не удивительно, если вспомнить некоторые факты его биографии.
(слайд 3)
Родился 9 (22) мая 1905 года в Омске в семье гидротехника путей сообщения Николая Ивановича Мартынова и дочери военного инженера, учительницы Марии Григорьевны Збарской. Сибирский род Мартыновых идёт от «владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина, осевшего в Семипалатинске».Десятилетним мальчиком Мартынов прочел стихи, которые во многом определили его будущее. То был Маяковский — футурист в «желтой кофте». А шестнадцатилетним подростком, едва окончив, пять классов, Леонид Мартынов решил жить литературным трудом.
(слайд 4)
Вспоминая Омск своего детства, Мартынов напишет, что город напоминал ему «плоский, купающийся в соленой пыли гигантский блин-город», где жили люди по крайне мере двенадцати национальностей. Эта многоязычная среда приобщила будущего поэта к мировой культуре, научила «ощущать на вкус, цвет, запах» не только предметы, вещи, но и события, явления.
(слайд 5)
Мартынов дебютировал в печати в 1921 году заметками в омских газетах «Сигнал», «Гудок», «Рабочий путь». Первые стихотворения были напечатаны в сборнике «Футуристы», изданном в походной типографии агитпарохода «III Интернационал».
(слайд 6)
Входил в футуристическую литературно-художественную группу «Червонная тройка» (1921—1922), куда входили также Виктор Иванович Уфимцев, Виссарион Яковлевич Шебалин и Николай Андреевич Мамонтов.
(слайд 7-8)
Став в 1924 году разъездным корреспондентом газеты «Советская Сибирь» (Новониколаевск), Мартынов исколесил всю Западную Сибирь и Казахстан. Участвовал в геологических экспедициях. Занимался поисками мамонтовых бивней между Обью и Иртышом. Работа над архивными источниками, краеведческим материалом, историческими и древними рукописными книгами о Тобольске помогла Мартынову написать такие прозаические (исторические) книги, как «Крепость на Оми», «Повесть о Тобольском воеводстве», «Тобольский летописец» (1937). В 30 годы Мартыновым овладело чувство истории, которое жило в нем долгое время и теперь превратилось в страсть. Сибирская тема нашла отражение и в других произведениях писателя: «Пушкин и Ершов», «Алябьев за Уралом» и др. Реальные факты истории Тобольска подаются без романтических прикрас, он стремится к точности в передаче местных преданий. Еще одним характерным признаком манеры Мартынова стал романтический взгляд на историю, выразившийся в балладной сюжетности многих произведений «Ермак» (1936), «Гиперборея» (1938). В 1930 году в Москве вышла первая книга Мартынова — очерки о Прииртышье, Алтае и Казахстане «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу» (Москва, «Федерация», 1930). Чувство истории, овладевшее Мартыновым, возникло из единения с современной поэзией, с духовной культурой народа. Срок настал, и потребность заглянуть в прошлое, чтобы понять настоящее и предугадать будущее, обернулось пафосом его исторических поэм.
(слайд 9)
В 1932 году был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и осужден по делу так называемой «Сибирской бригады» по статье 58/10 УК РСФСР к высылке на три года в Северный край (Архангельск). (Реабилитирован прокуратурой СССР 17 апреля 1989 года посмертно). Административную ссылку провёл в Вологде, где жил с 1932 до 1935 год. Работал в местной газете «Красный Север», где и встретился с будущей женой, Ниной Поповой. После ссылки они вдвоём вернулись в Омск.
(слайд 10)
В 1942 году был принят в Союз писателей СССР. В 1943 году Мартынов вернулся в Омск «за вещами», но был тут же призван в армию, в Омское пехотное училище. По состоянию здоровья был освобождён от военной службы, и служил как литератор — писал историю училища. Сборник «Лукоморье» вышел в 1945 году.
(слайд 11)
В феврале 1946 года Л.Н. Мартынов переезжает в Москву. В декабре 1946 года в «Литературной газете» вышла разгромная статья В.М. Инбер о книге стихов «Эрцинский лес» (Омск, 1946). После резкой критики и «проработки» в Москве, Омске и Новосибирске тираж книги был уничтожен, и доступ к печати закрылся на девять лет. Всё это время поэт пишет «в стол» и зарабатывает переводами. Первая книга после вынужденного простоя вышла в 1955 году Книга «Стихи» была «первым поэтическим бестселлером» после войны, сразу стала редкостью. В 1957 г. она была переиздана. После этого Мартынова стали печатать так часто, что Ахматова по этому поводу с неудовольствием заметила, что «поэту вредно часто печататься». Несмотря на признание, поэт ведет закрытый образ жизни, и уже при жизни его называют не иначе как «тихий классик».
В 1960—1970 гг. пишет книгу мемуарной прозы, которую задумывал назвать «Стоглав». Однако время и цензура не позволили напечатать все главы одновременно, потому последовательность глав нарушена. Первый сборник автобиографических новелл «Воздушные фрегаты» вышел в 1974 г. По красоте стиля и широте охвата его можно назвать «энциклопедией» жизни омских художников 1920-1940-хх годов. Второй сборник новелл — «Черты сходства» — вышел уже после смерти поэта (М., Современник, 1982). И, наконец, спустя четверть века, в 2008 году были напечатаны все остальные новеллы книги «Стоглав» (М., Вече, 2008).
В 1979 г. умирает жена Нина, а менее чем через год и сам поэт. Похоронен Мартынов на Востряковском кладбище.
Интересные факты (слайд 12)
* На стихи Мартынова написано немного песен. Одним из первых музыкальных произведений стала кантата И. Дунаевского «Мы придем!» (1945). Кантата была написана в годы войны и отличается «драматическим пафосом и скорбной торжественностью.
* В 1980-х В. Бутусов (рок-группа «Наутилус Помпилиус») в первом альбоме «Переезд» использовал венгерскую поэзию в переводе Мартынова («В итальянской опере», «Битва с магнатом», «Музыка», «Ястребиная свадьба»). В следующих альбомах «Наутилус» так же прибегал к поэтическим переводам Мартынова — «Князь тишины» Э. Ади стал заглавной песней для пятого альбома «Наутилуса».
* Александр Локшин написал симфонию N 9 («Лирическая») для баритона и струнного оркестра на стихи Леонида Мартынова.
(Слайд 13)
* В 1985 г. в доме-музее Ш. Петёфи в Кишкёрёшё (Венгрия) был открыт «парк» из скульптурных портретов крупнейших поэтов разных стран, переводивших Петёфи. 26 июля 1985 г. были установлены первые три памятника: поэтам Джузеппе Касони (Италия), Л. Мартынову и Ивану Вазову (Болгария).
(Слайд 14-15-16)
* В 1995 году именем поэта назван бульвар в Омске. Поэт на этой улице не жил, но жил недалеко отсюда, на ул. Красных Зорь, д. 30 (бывший Никольский проспект). В начале бульвара в 2001 году был заложен памятный камень (трехтонный базальтовый камень) со словами на гранитной доске: «Капитану воздушных фрегатов Леониду Мартынову от омичей».
* Имя поэта присвоено одной из муниципальных библиотек Омска.
* В Омске, как правило — в мае, проходят «Мартыновские чтения». Всего они были четырежды: в мае 1983, 1985, 1995 и 2005 гг. В 2005 г. они проходили в рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 100-летию Мартынова. Исследователи сетуют, что литературное наследие Мартынова обширно, что ещё не всё напечатано, и многое затерялось в старых отечественных изданиях.
(слайд 17)
Награды и премии
- Государственная премия СССР (1974) — за книгу стихов «Гиперболы» (1972)
- Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1966) — за книгу стихов «Первородство»
- Три ордена Трудового Красного Знамени (1964, 1971, 1975)
- «Серебряный Крест» (Орден труда с рубинами, 1949 г.), «Золотая Звезда» (1964 г.) и «Серебряная Звезда» (1970 г.) (все — Венгрия)
- Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария) (1976)
Викторина по творчеству Мартынова