Сибирский просветитель
Первый сибиряк, у кого прорвалось первое тёплое
Чувство к краю, кому стала понятна его судьба…
Н.М. Ядринцев.
Пётр Андреевич Словцов родился на Урале в 1767 году. Настоящая фамилия — Слопцов по отцу (переводится, как ловушка охотника — зверовода). Отец его принадлежал к потомственным духовным Ирбитского края. Сначала был пономарём, дьяконом, священником. Познал бедность, тяжелую нужду деревенского духовенства. Человеком был малограмотным, но научил сына грамоте. Вскоре он умер и, когда Пете исполнилось 12 лет, мама отправила его в Тобольскую духовную семинарию. Это учебное заведение имело богатую историю. Открылась по указу Петра I в 1701 году, в котором говорилось: “У кого дети победнее, давать 2 деньги на день; чтобы за пищу заплатить и на одежду, а кто побогаче в своей ходить” В этой школе учили детей поповских, дьяконовских — грамоте и грамматике.
А учителем был митрополит Филофей — получивший образование в Киевской академии. Так появилась первая в Сибири Славяно-российская школа. Долгое время она была рассадником просвещения. И только через 40 лет была преобразована в семинарию. Находилась она в Тобольском Знаменском монастыре. Основные предметы: история, рисование, греческий, латинский и татарский языки, а в старших классах была ещё математика, французский, красноречие, сложение стихов. Тоскливой казалась учёба детям: преподаватели были слабые, бумага синяя в учебниках, да и учебники устарели.
На содержание семинарии правительство отпускало мало денег, учителя экономили на одежде и еде (зипун из грубого деревенского сукна, армяк с опояской, овчинная шуба, шапка и чирки на ногах). Позже стали давать ещё халат, в котором ученики ходили в классы. Мальчики отращивали косы. Позже появилась мода обрезать их, что не нравилось архиепископу, за это их наказывали. Вечером в тёмную трапезную спешит толпа бурсаков; голодные желудки просят пищи, а в глазах вопрос: какой ужин сегодня распорядился сделать эконом? Сев за стол, произносят молитву, разбирают чёрные куски хлеба, вносят миски – и сразу на лицах разочарование: опять болтушка из толокна. А что бы щи из мяса, а то всё горошница или кисель из овсяной муки, когда ещё будет праздник, чтоб поесть белый хлеб с молоком и студнем. После ужина идут спать, спят, где придется, на лавках, классных столах, на полу. Неохотно отдавали своих детей в семинарию дьяконы и священники. Говорили, что их дети больны. Но всё же число учеников доходило до 300 человек. А кто курил и нраву был буйного били розгами и отчисляли, да и не всем давалась легко учёба.
Словцов учился легко, писал стихи и оды. 30 августа 1782 года в Тобольске праздновали открытие наместничества – присутствовали лица, управляющие городом, назначенные от имени главы государства. Словцову было 15 лет, когда ему поручили написать оду о Сибири. И он пишет:
Ермак, отродье богатырских душ!
Он палицей одной расчистил глушь.
В 1788 году Екатерина II подписала указ о подготовке учеников к учительской деятельности в старших классах, и отправляют лучших — Словцова П.А. в Санкт- Петербург на 2 месяца. Ему уже было 21 год. Именно в это время его фамилию поменяли со Слопцова на Словцов в Тобольске.
В Петербурге его заметили как талантливого составителя проповедий-речей. Он узнал жизнь столицы. Переводил статьи с французского языка на латинский, а также за деньги рубил дрова, подметал дворы. На эти деньги покупал произведения французских просветителей. Однажды он прочитал «Общественный договор» Руссо. «Человек родится свободным, а между тем он повсюду в оковах», — говорилось в нём. Ему по душе были идеи французских просветителей. В это время в России бушевало мощное восстание под руководством Емельяна Пугачёва.
Словцов проучился 4 года и вернулся в Тобольск, в семинарию учителем, было ему 25 лет.
Работал учителем математики, красноречия, философии. За годы, что он учился, в Тобольске открылась типография купца Корнильева, был открыт театр, появилось Главное народное училище, но Словцов скучал по Петербургу.
В Тобольске у него появился круг друзей, они читали Тобольский журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», в котором писалось, что одни законы для вельмож, другие для бедных, вёл он себя свободно, по-студенчески. В Тобольске о нем была, что Словцов – это человек обладающий даром слова. Начальство семинарии поручало ему писать и выступать с речами.
21 апреля 1793 года в Тобольске праздновался день рождения Екатерины II, он сочинил проповедь, в которой вдруг восхвалять Петра I: «Отец отечества, Великий Пётр! Твой образ…будет обитать в судьбе России! Потомки наши будут приводить своих детей к подножию твоей статуи и говорить: «Мирный гражданин, научивший наших предков быть человеками: дети поминайте его».
10 ноября 1793 года Пятиглавый Софийский собор в Тобольске был полон; совершалось торжественное молебствие по случаю бракосочетания царевича Александра Павловича с немецкой принцессой Елизаветой, присутствовали главы светской и духовной власти Тобольского наместничества, архиепископ Варлаам. Со словами проповеди вышел Словцов П.А. и начал говорить о том, что тишина, царящая в государстве, еще не свидетельствует о народном счастие, она, тишина принужденная. После этих слов, сразу был отправлен в Петербург донос на Словцова.
12 февраля, через месяц его арестовали на работе, не дав зайти домой за вещами. Посадили в возок и отправили в Петербург. Глава Тобольска дал курьеру собственных денег 48 рублей на дорогу. В пути не выпускали из возка, даже пищу подавали в окошечко. Более 3х недель были они в пути. Словцова доставили в Петропавловскую крепость, в тайную экспедицию, которая занималась расследованием преступлений. Допрашивал Шешковский, в комнате увешанной иконами, иногда при допросе трещали и вылетали зубы. Через руки Шешковского в своё время прошёл и Радищев. Для него наказание было сравнительно мягким, его отправили на остров Валаам» в северной части Ладожского озера.
На острове он переводит книги с латинского на русский, пишет стихи, верит в то, что когда — то существовал «Золотой век человечества». Он пишет о людях привилегированного общества, которые «рвут дань» с народных низов, ради беззаботной и весёлой жизни! Вскоре он заболел, от плохих условий содержания, его вернули в Петербург в Невскую семинарию преподавателем красноречия, не дали умереть. Но тут он принимает решение, что монахом никогда не станет, и 1797 года служит в различных центральных государственных учреждениях.
В 1808 году по подозрению во взяточничестве был отправлен на службу в Тобольск «по специальному поручению — обозреть присутственные места». Он объехал Восточную Сибирь и Якутию. Вскоре его назначили директором народных училищ Иркутской губернии. Благодаря ему в крае открылось 15 новых школ и училищ. Они стали лучшими в крае. За время его работы в этой должности число учащихся увеличилось от 600 до 2000 человек. Словцова наградили орденом святой Анны 2й степени. Он также имел за труды орден св. Владимира 3й степени и пенсию в размере 3000 рублей ассигнациями. Постоянным его местом жительства был Тобольск. В 70 лет начал работать над своим трудом «Историческое обозрение Сибири»,1й том которого вышел в 1838 году, 2й — после смерти, в 1844г. Умер Словцов на 75 году в Тобольске 28 марта1843г.
Написанная им история Сибири – источник знаний о крае. Сибирь, как страна, заключала в себе золотое дно, но как часть государства, представляла ничтожную и безгласую область.
Словцов стал первым сибирским писателем. Новое издание его труда считается эпохою в умственном развитии сибиряков. Может быть, этот труд подаст пример трудиться на пользу умственного преуспевания, как трудился Словцов П.А.
Словцов – историк, этнограф, исследователь Сибири.
В 1997 году выпущена медаль в честь П.А. Словцова, как историка Сибири, на обратной стороне которой слова Словцова П.А: « Я за труды не ищу наград, желая только быть полезным для Сибири читающей».