Литературная гостиная по жизни и творчеству писателя, журналиста, академика Геннадия Семеновича Урванцева
(Сценарий мероприятия)
Ведущий: С благодарностью и добрым словом вспоминаем людей, которые не забыли свою малую родину, помнят о ней и хотят, чтобы знали о ней и другие.
Геннадий Семенович Урванцев. Сегодня мы поговорим о его семье, вспомним его детские и юношеские годы. И, конечно, поговорим о его трудах.
Как вы знаете, 2015 год объявлен годом литературы. Тобольская районная библиотека проводит квест «Литературная карта Тобольска и Тобольского района».
Начав работу, я пришла к выводу, что отделить братьев друг от друга тяжело. Особенно в детские и юношеские годы, проведенные в Тахтаире. Потому разговор наш пойдет о семье Урванцевых.
Как получилось, что люди, жившие в Оренбургской губернии, оказались в нашем Тобольском крае? Что заставило коренных трудолюбивых казаков сняться с насиженного места и уехать в далекий холодный край? (Рассказ по трилогии «Голоса времени»).
Январь 1931г. В семью Урванцева Семена Титыча приходит председатель сельского совета и предупреждает, что их деревне Мохиревка дан план – отправить в ссылку 4 семьи, в число которых попадает и семья Урванцевых. Вас увезут на лесозаготовки в Сибирь, не забудь взять пилу и топор. И пригрозил: не вздумай отлучиться – будет хуже!
В ту же ночь на 2-х повозках увозят их в ссылку. Со станции Полетаево, недалеко от Челябинска их грузят в телячьи вагоны без окон. Когда состав тронулся, все дети и женщины заголосили. «Никогда не забуду этот плач десятков людей», — вспоминает Семен Титович.
От Челябинска до Тюмени 3-е суток. С Тюмени до Тобольска в санных повозках. Перед их эшелоном – эшелон с южанами. Одеты они легко, и очень страдали от мороза. Дорога в 250 км от Тюмени до Тобольска забита движущимися санными обозами со ссыльными.
В Тобольске все 12 церквей и бывшая семинария забиты ссыльными. Спать приходилось на холодном полу. Люди простужались, многие умирали.
3 месяца мужчины из кедрача строили баржонки, а в мае, когда Иртыш освободился ото льда, на пароходе «Казанец» их отправляют дальше на Север. Высадили в Салехарде – строить промкомбинат и рыбный завод.
Всего не перечислить, что пришлось испытать их семье, пока они пешком не были отправлены в Мазуровский леспромхоз. Зима, холод. Без еды. Пройдя 80 км пути, в деревне Согра люди падали от усталости. И только здесь им выдали по 1 кг хлеба. На пустом месте в 2-х км от этой деревни начали строительство бараков, в каждом из которых можно было бы разместить 4 семьи.
Так сотня молодых мужчин, безрассудно брошенные на погибель, начнут борьбу за выживание в зимней тайге. Они начнут строить барачный поселок с «язвительным» названием Советский.
И в этом поселке 1 апреля 1937г. родился будущий журналист, писатель, академик Геннадий Семенович Урванцев.
Как проходило детство Геннадия Семеновича давайте послушаем вас, наших дорогих гостей Литературной гостиной. Вы росли с ним в одно время, учились в одной школе, играли в одни игры.
Лобастова Александра Прокопьевна, 81 год.
У Урванцевых была большая семья. Отца звали Семеном, мать Александрой. Из детей старшим был Виктор, затем Тамара, Геннадий, Петр и Анатолий. Они ссыльные. В Тахтаире их дом стоял по улице Центральной, между домом М. Прохоровой и домом С. Кряжевой. С Тамарой я училась в одном классе с 5 по 7 .
Затем они переехали в Куприно, улица около фермы. Я заезжала к ним. Затем переехали в Байкалово, возле их дома рос кедр, он и сейчас там растет.
Петр и Анатолий учились в Байкаловской средней школе. Тамара поступила на Урале в Алапаевское горное училище, образование у нее геологическое.
Их мама, тетя Шура пекла очень вкусные блины: наливала свиное сало на сковороду, потом блинное тесто и ставила в русскую печь на угли. Мне сейчас 81 год, я до сих пор помню вкус этих блинов. Я потом нигде такие блины не ела.
С Петром мы встречались в 1959г. в Тюменском пединституте. Он учился на физмате, а я на биофаке.
Их семья дружила с Самороковой Таисией Алексеевной, это местная учительница. Таисия Алексеевна уехала жить в Сырдарью, Урванцевы к ней в гости ездили, да там и остались.
Геннадий окончил Свердловский сельхозинститут, получил диплом инженера сельскохозяйственной техники, занимался мелиорацией. Он приезжал к нам несколько раз, все любовался нашей красивой природой.
Тамара всю жизнь проработала на нашем Севере.
Прасолова Нина Александровна, 66 лет.
По воспоминаниям своего отца Прасолова Александра Максимовича, бывшего председателя колхоза имени Кирова.
Очень трудолюбивая и дружная была у них семья. Мама Александра Михайловна Урванцева работала со всеми на поле, на току, а отец Семен Титович был сначала бригадиром тракторной бригады, а затем его поставили председателем колхоза имени Фрунзе – заслужил доверие и уважение окружающих людей. Дети старались равняться на своих родителей: рано начали косить траву наравне со взрослыми, вывозили на поля навоз…
Семен Титович дружил с моим отцом, Прасоловым Александром Максимовичем. Они оба в одно время работали председателями колхозов. В то время у нас было 2 колхоза: В Тахтаире — колхоз имени Фрунзе, в заречной стороне другой. Когда прошли укрупнения колхозов оставили председателем моего отца, Семен Титович был отправлен в Байкалово бригадиром в тракторную бригаду. И они с семьей переехали в Куприно. Дружба не прекращалась до конца их жизни, они переписывались.
Геннадий Семенович Урванцев. Газета «Советская Сибирь» 2014г. за 26 июля №60, с.3.
Прекрасными, самыми яркими являются для каждого человека воспоминания детства и юности. Они, самые чистые, сияют теплым светом и согревают душу. И нас неотвратимо тянет в прошлое, которое осталось далеко за поворотом судьбы. Но когда мы возвращаемся в те места, где оно прошло, то снова ощущаем себя юными, чувствуем знакомый и родной запах своей родины, а сердце безумно сжимается от радости встречи с ней.
Вспомнил Геннадий Семенович, как не хватало покосов в Хмелевском колхозе. И они, мальчишки-подростки, после войны заготавливали сено на другом берегу Тобола, в пойме реки Салаирки, и возили его на лошадях. Вспомнил, как однажды с братом Петром набрали земляники и продали ее в Байкалово. На заработанные деньги купили лакомство – мороженое.
Как вывозили навоз на поля, заготавливали кору для дубления кожи, на берегах речки Звенихи объедались черемухой, ловили рыбу на Тоболе, сбивали шишки с кедров. Играли в разные детские игры, конечно, дети есть дети. Даже когда вывозили навоз на поля, устраивали гонки на лошадях на обратном пути с полей.
Жизнь дома. С.126-131. (Показ экспонатов с выставки «Экспозиция трудовой славы»).
Поступление в Свердловский с/х институт. Диплом инженера – механика с/х .1959г. с.147.
Работа в Голышмановском профтехучилище преподавателем. В1965г. по комсомольской путевке отправился на освоение Голодной степи в Узбекистан. В эти годы начинается его активная работа по пропаганде ирригационных работ в местной печати. С 1973г. он в Москве. В 1984г. выходит его книга «Возрождение земли» («Колос»), «Рукавицы за поясом», «Голоса времени» и др.
Ведущий: Слово предоставим Галине Ивановне Богдановой, бывшей главе нашего Хмелевского поселения. Галина Ивановна, вы встречались с Геннадием Семеновичем. Какие самые яркие впечатления у вас сохранились от этих встреч?
Галина Ивановна Богданова: Что мне больше всего запомнилось с этой встречи? То, что этот человек очень спокойный, простой, скромный. Проехали мы с ним по полям, он все удивлялся заброшенности. Сколько труда было вложено, чтобы выкорчевать деревья, кусты, а теперь эти поля опять зарастают. Напоследок я дала ему гостинцы — кедровых шишек, а в этом году на 8 Марта он нам отправил подарки. Какой он внимательный человек!
Ведущий: У нас в библиотеке есть две книги Геннадия Семеновича – «Голоса времени»: Трилогия его воспоминаний и вторую он отправил посылкой в прошлом году – «Нити земного притяжения» — записи по командировкам. По трилогии «Голоса времени» мы сейчас провели обзор, т.к. она автобиографичная. По второй книге рассказала нам Галина Ивановна, т.к. в ней есть очерк по поездке на малую родину — «Таежный тупик». Всего выпущено 12 книг, в основном, книги по мелиорации. 40 лет отдано этой работе.
Знакомство с портфолио Геннадия Семеновича Урванцева.
«Чем измерить жизнь человеческую? Количеством прожитого времени – суммой дней, месяцев, лет? А, может быть, время всего лишь приводной ремень, управляющий нашими мыслями, действиями, поступками? Так или иначе, день за днем пишем мы страницы своей жизни от беспечного детства и мятежной юности до зрелости средних лет и мудрой старости.
Но в любом случае человек – это целый мир. И жаль. Что чаще всего этот мир уходит навсегда с уходом из жизни самого человека.
Не модно ныне цитировать классика научного коммунизма, но не удержусь. Когда одна из дочерей Маркса спросила своего отца о том, есть ли предел человеческим потребностям, он ответил, что единственным ограничителем этого может быть только совесть человека.
Утешает одно: не впервые России проживать смутные времена, рано или поздно пена сойдет. Главное – не свалиться в пучину потребительства и не растерять русскую самобытность и духовность, не оступиться, не поддаться соблазнам псевдо культуры и вседозволенности, тем более, что теперь у каждого есть выбор.
Выбор прост: не забывать своих предков и быть достойным их, слышать голоса ушедшего времени, чтобы не ошибиться в пути, ибо выстреливший в прошлое получит пулю в затылок.
И второе: у каждого из нас есть право, которое не сможет отнять ни Бог, ни Царь, ни Господин – это право быть самим собой. Воспользоваться этим правом, поверьте, большое счастье».
Благодарю вас, наши уважаемые односельчане, что вы пришли в нашу литературную гостиную и поделились своими воспоминаниями. Хочу вам сказать, что ваши воспоминания для нас очень ценны и хочу вам предложить – записывайте, записывайте о страницах вашей биографии.
Библиотекарь Хмелевской библиотеки Тимирбулатова Ф.Х.
2015 год.