Главная » Без рубрики » Якуб Камалеевич Занкиев (06.04.1917 — 7.03.2003)

Якуб Камалеевич Занкиев (06.04.1917 — 7.03.2003)

170971_1253a246849e       Биография

Занкиев Якуб Камалеевич (06.04.1917, г. Иркутск — 7.03.2003, г. Тобольск), основоположник прозы сибирских татар, заслуженный учитель школы РСФСР (1957).

Родился в семье сибирского татарина Камали Занкиевича Занкиева, крестьянина Епанчинских юрт Тобольского округа, и Заки-рабану Валитовны, дочери муэдзина. В 1918 году семья 3анкиева вернулась из Иркутска в Епанчино. В 1933 году окончил Тобольскую татаро-башкирскую школу, в 1935 году — татарский педагогический техникум, преподавал математику и физику в Епанчинской (1934), Сеитовской (1935-1936 гг.) и Чебургинской (1936-1938) школах (Тобольский округ). Окончил физико-математический факультет Тюменского учительского института (1938-1940), работал по специальности в тюменской татарской средней школе № 3 (1940 — 1942). В мае 1942 года ушёл добровольцем на фронт, был командиром взвода противотанковой истребительской бригады, сформированной в Тюмени. Участник сражения на Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии. С 1946 года работал в Асланинской и Епанчинской школах, преподавал математику, был завучем, директором. В 1952-1955 гг. заведовал Тобольским районо. Член Союза писателей Татарстана (1995). В 1949 году — первая публикация в журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа») под псевдонимом Кычыткан («Крапива»). Вершина творчества писателя: роман «Иртеш таннары» («Зори Иртыша»). В 1994 году в Тюмени вышла первая книга рассказов для детей «Кайчыколак» («Остроушко»), историческая эпопея. Первое произведение о жизни сибирских татар Прииртышья с августа 1917 года до середины 1940-х, отличается тематической широтой, заострённостью этических проблем. В центре повествования — судьба учителя Мухамеда Уразаева. Первая книга опубликована в 1988 году в литературном журнале «Казан утлары» («Огни Казани»), вторая — в 1995 году. В 1994 году Татарское книжное издательство выпустило роман-дилогию единой книгой. Роман (в первой версии) занял второе место в Татарстане на конкурсе «Лучшая книга года» (1988). В 1996-1997 гг. книга была переведена на русский язык и опубликована. В 1999 году вышла в свет (на татарском языке) книга «Ялкында отелгэен мэхэббэт» («Любовь, объятая пламенем») о жизни сибирских татар, их быте и нравах, традициях, обычаях, в 2001 году переведена на русский язык и опубликована. 3анкиев работал и в малых жанрах: рассказ, очерк, статья, фельетон. Эти произведения опубликованы в журналах и газетах Татарстана на русском и татарском языках. Знаком уважения к творчеству и деятельности 3анкиева стала конференция «Занкиевские чтения» (Тобольск, 2002).
Почётный гражданин Загваздинского сельского совета Тобольского р-на (1997). Лауреат Государственой премии Республики Татарстан им. Габдулы Тукая (2002).
Награждён орденами Отечественной войны I и II степени (1944,1985), Красной Звезды (1944), медалями.

Поближе познакомиться с творчеством Я. К. Занкиева вам поможет рекомендательный список составленный М. Ш. Кульмаметевой, библиотекарем Санниковского филиала

Отдельные произведения

  1. Занкиев Я. Зори Иртыша. Роман. Книга первая. / Я. К. Занкиев; вступ. ст. Я. Занкиева – Тюмень: СофтДизайн, 1996. -272 с.
  2. Занкиев Я. Зори Иртыша. Роман. Книга вторая / Предисл. В. Рогачева. – Тюмень: СофтДизайн, 1998. -232 с.
  3. Занкиев Я. Иртеш таннары: Роман ( на татарском языке) / Я. К. Занкиев; – Казань: Татарское книжное изд.1994 – 672 с.
  4. Занкиев Я. Кайчыколак.: Рассказы и сценарии по роману «Зори Иртыша» (на татарском языке) / Я. К. Занкиев; — Тюмень: Тюменский издательский дом, 2002. -66 с.
  5. Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем. Роман. ( на татарском языке)– Тюмень: Вектор Бук изд. 1999. -312 с.
  6. Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем: роман. Тюмень: Изд. Тюменского госуниверситета, 2001. 280 с.

Публикации в периодических изданиях

  1. Абайдуллина Г. Поздравление Юбиляра / Г. Абайдуллина // Янарыш. – 2002. – 19 апреля. – С.1.
  2. Акбуляков З. Судьба деревень / З. Акбуляков // Янарыш. – 1991. – 30 марта. – С.2.
  3. Алишина Х.. Выдающаяся личность нашего народа / Х. Алишина // Янарыш. 1998. – 7 апреля. – С.1, 4.
  4. Алишина Х. Народный писатель сибирских татар / Х. Алишина // Тобольская правда. – 1997.- 25 марта. – С3.
  5. Алишина Х. Первый писатель сибирских татар / Х. Алишина // Тюменские известия. – 1997. – 5 апреля. – С. 3.
  6. Алишина Х. Якуб Занкиев / Х. Алишина // Тобольская правда. – 1994. – 1 июня. – С.2.
  7. Аппасова Н. Горурлык хисе таратучылар / Н. Аппасова // Янарыш – 2002. 16. апреля. – С. 2.
  8. Баитов Ф. На струнах воспоминаний / Ф. Баитов // 2005. – 8 августа. – С. 3.
  9. Баутдинов Г. Письма в сибирское село Акияры / Г. Баутдинов // Татарский мир. – 2013. — № 2. – С. 11.
  10. Бачурина А. Бескорыстная дружба людская / А.Бачурина // Советская Сибирь. – 1974. – 16 апреля. С. 3.
  11. Занкиев Я. Перед вами склоняю голову / Я. Занкиев // Янарыш. – Азат хатын. – 1997. – 3 март.
  12. Занкиев Я. На войне есть и каменные горы / Я. Занкиев // Янарыш. 2001. 15 май. – С. 2.
  13. Камалова М. Пусть знают люди… / М. Камалова // Янарыш. – 1991. – 30 марта. –С.2.
  14. Маметов Н. Прославленный земляк / Н. Маметова // Янарыш. – 1991. – 30 марта. –С.2.
  15. Минасьян Г. Алеют «Зори Иртыша» / Г. Минасьян // Советская Сибирь. – 1997. – 5 апреля. – С4.
  16. Муратов М. В память Якуба Занкиева / М. Муратов // Янарыш. – 2007. – 5 октябрь. С. 2.
  17. Назырова Н. Наставника народ никогда не забудет / Н. Назырова // Янарыш. – 2015. — № 15. – 10 апреля. – С.1.
  18. Половинко Р. На земле предков… / Р. Половинко // Тобольская правда. — 2002. – 29 июня. – С. 6.
  19. Речебакиева Х. Кандидат, премии Г. Тукая / Х. Речебакиева // Янарыш. – 2002. – 5 апреля. С. 4.
  20. Сагитов А. Проводы в последний путь / А. Сагитов // Янарыш. – 2003. – 14 март. – С. 8.
  21. Сайфулина Н. Поздравление Юбиляра / Н. Сайфулина // Янарыш. – 2002. – 19 апреля. – С. 1.
  22. Сайфулина Ф. Якубу Занкиеву 85 лет / Ф. Сайфулина // Янарыш. – 2002. – 5 апреля. С. 4.
  23. Хабибуллин Х. Кандидат, премии Г. Тукая / Х. Хабибуллин // Янарыш. – 2002. – 16. апреля. – С. 2.
  24. Файзуллин Т. Пусть не иссякнет родник доброты / Т. Файзуллин // Советская Сибирь. – 1997. – 5 апреля. – С4.

«Учитель, герой, писатель»

Сценарий по творчеству Якуба Камалиевича Занкиева

Цели:

  •  Продвигать книги военно-патриотической тематики.

Задачи:

  • Изучение военной тематики  в творчестве писателя Якуба Камалиевича Занкиева
  • Способствовать воспитанию чувства благодарности ветеранам за Победу в Великой отечественной войне.
  • Привлекать внимания читателей, особенно детской и юношеской групп к изучению военной истории страны.

Оборудование: мультимедийное устройство.

Музыкальный ряд:

Пеня «Священная война» муз. А. Александрова

Песня «Землянка» в исполнении Л. Руслановой

«Шахта кое» татарская народная мелодия

Ход урока:

(Мультимедийная презентация)

1 слайд.

— Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости! Сегодня мы проведем час мужества, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема урока «Учитель, герой, писатель». Попытаемся раскрыть тему войны в творчестве писателя Якуба Камалиевича Занкиева.

2 слайд.

Сегодня мы вспомним Якуба Камалиевича Занкиева: земляка, учителя, фронтовика, просветителя, писателя, публициста. Вспомним его произведения, связанные со второй мировой войной, вспомним героев его книг.

3 слайд. («Звуки» войны: звук рвущихся снарядов)

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

                                    Д. Самойлов

4 слайд. (Песня «Священная война», Музыка А. Александрова)

17 июня 1941 года Якуба Камалиевича призвали в армию. А потом была война…

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

5 слайд

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

                                     С. Щипачев

6 слайд.

Якубу Камалиевичу было тогда 24 года. В апреле1942 года он серьезно заболел и был демобилизован, а в 1942 году ушел добровольцем на войну. Был командиром взвода противотанковой истребительской бригады, сформированной в Тюмени. Участник сражения на Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии.

7 слайд.

Был разведчиком, радистом, телефонистом воевал на Воронежском направлении.

В мае 1943 года прямо с фронта Якуба Камалиевча отправили учиться на офицера в Первое Ленинградское артиллерийское училище, которое было в это время эвакуировано в город Энгельск на Волге.

После окончания училища с апреля 1944 года он служил командиром взвода гвардейского полка. Уже став офицером, брал Лагов, Дрезден, Прагу. Пересекает реки Вислу и Одер, участвует во взятии Польши, Чехословакии, Германии.

8 слайд.

В близ польского города Лагов в составе семи разведчиков противостоит 120 фашистам. Более двадцати немцев было уничтожено, а двух врагов взяли в плен, как «языков». Силы были не равными, ему пришлось вызвать огонь батареи на себя. В этом бою трое красноармейцев погибает, четверо остаются в живых.

За героические поступки Якуб Камалиевич был удостоен ордена «Красной звезды» ордена и первой и второй степени «Отечественной войны», награжден многочисленными медалями».

9 слайд.

Война, о которой Якуб Камалиевич написал немало.

Нелегкая правда пережитого и прочувствованного легла в основу произведений прозаика – романа-дилогии «Зори Иртыша».

Мудрый писатель просто размышляет, изображает правдивую жизнь родного края. Впервые в нашей литературе война показана автором с глубинной народной точки зрения – из сибирского тыла. Она представлена как страшный каток, подмявший насмерть самых лучших, самых честных людей Ялана, самых жизнеспособных и красивых. Она обезглавила лидеров, нарушила естественный ход вещей, эстафету целых поколений, умертвила многие семьи, стёрла с лица земли их неповторимый след.

10 слайд.

Любовь к жизни ведет через разрушенную, поруганную войной страну главного героя Уразаева. Подумайте, подивитесь его подвигу. Подвигу во имя продолжения жизни, доброго мира и спокойствия на родной земле. Нечеловеческие испытания переживает и переносит герой Я. Занкиева.

11 слайд.

И вот Мухамед с коварно дающей о себе знать раной в легких. После многомесячных дней и ночей в госпитале, после страшных известий о гибели в Бухенвальде любимой Сании, смерти её матери в Ялане, трагической развязки судьбы сына Шамиля, пытавшегося навести элементарный порядок в рядах, оскотинившихся «защитников отечества», совершает ещё один нравственный подвиг. Чуть окрепнув, Уразаев едет не на восток, в Сибирь, а на запад – к овдовевшей красавице Зосе, пленившей сердце его сына; забирает её с маленьким внуком Шамилем.

12 слайд.

Тема войны во второй книге – страшная тема. Откуда только взял нравственные силы Я. Занкиев, чтобы написать всю жуткую правду о ней? Он не стал проклинать собственный народ, все-таки победивший фашизм. Прозаик назвал свою трагическую цену Великой Победы.

Рассудительный и умный стратег, пусть в масштабе своей небольшой части, Уразаев с горечью замечает, сколько бестолочи в наших военных порядках, сколько дурных командиров наверху, не умеющих организовать военное дело, угрожающих трибуналом в ответ на разумные предложения подчинённых. А бойцы? Они тоже разные. Есть и подлецы, готовые выстрелить своему командиру в спину, сбежать к врагу.

Верно, изображены мучительные колебания Мухамеда, когда его часть и примкнувшие пехотинцы со старшиной, попав в окружение, обнаружили предателя. Но люди чутьём поняли: этот Уразаев спасет, этот не будет поливать их кровью дорогу к своему спасению. Они ждут его решения. Рядом – опора Мухамеда, опытный вояка сибиряк Пахомов. Уразаев, имеющий и сам опыт с гражданской, не обрывает солдат. Вместе они взвешивают цену человеческой жизни, вместе решают – смерть предателю… А какова сцена, когда Уразаев заклинает бойцов не спать на снегу: замерзнете, погибнете. И герой тут же показывает, что надо делать. Как прислониться к дереву, чтобы сберечь себя. С эпической силой показана горькая история Сании, единственной из военврачей, не бросившей раненных и попавшей в плен. Она – великая мать, заслонившая Валю, дитё, от фашистской пули. Вот такие матери сделали всё, чтобы мы жили дальше. Замечательно, как увидел автор, как написал про последнее счастье маленьких узников Бухенвальда – про школу в лагере, в которой побывала и Сания.

Гибнет из-за дикого разгула страстей на войне Шамиль, сын Уразаева. Его батарея перепилась, найдя цистерну с зеленым змием, специально оставленную гитлеровцами.

В условиях войны даже рота становится неким островком самостоятельности. Матерый командир про то знает, он всегда окружен верными людьми. Особенно в трудную минуту, когда у большинства вояк просыпается одно – плевать на всё, лишь бы остаться в живых. Бесчеловечность войны срывает с многих социальные маски и тонкую нравственную оболочку. Увы, её прочность – удел немногих.

В советское время роты наполняли формально, мол, все – советские люди и должны подчиняться зеленому выпускнику краткосрочных офицерских курсов. Вот фальшь, подточившая СССР. Люди – лишь винтики системы, их не жалко. Убили то ли фашисты, то ли свои недовольные солдаты молодого паренька-ротного – плевать. Заявка на пополнение подана, пришлют такого же несчастного. Ибо в штабе сидел тип, которому, как правило, было лень разбираться в людях. Лишь бы выполнить план, отчитаться. И только в разведке было лучше, где командиры могли сами отбирать пополнение. Так Я. Занкиев в гибели Шамиля увидел бездушный механизм «строя».

Суров и справедлив роман-урок Я. Занкиева, но он убеждает, действует через сердце, уговаривает неразумных.

13 слайд.

(Песня «Землянка» в исполнении Л. Руслановой)

Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлеты человеческого духа. Высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжелых боях; придавали им сил и мужества.

14 слайд.

В романе “Любовь, объятая пламенем”, написанном в последние годы жизни, автор остается верным однажды выбранной теме. И здесь главным героем произведения является сельский учитель, посвятивший себя школе. Тот факт, что в самом начале романа главный герой Зиннур, окончив перед войной учительский институт, возвращается в родную школу учителем физики, дает возможность соотнести образ героя с самим автором.

Поколение сороковых прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. «Любовь, объятая пламенем»

15 слайд.

В таежной сибирской глуши, затерялась татарская деревня Көмешлесу. Жарким предвоенным летом встретились Зиннур и Нурия, полюбили друг друга, но соединить свои жизни им суждено было лишь спустя многие годы.

16 слайд. (Зачитать отрывки из романа «Любовь, объятая пламенем»)

-«Лейтенанта артиллерии Абдуллина Зиннура отправили на передовую. Вражеские пулеметы и автоматы били без передышки…. Главная задача полка – остановить продвижение вражеской дивизии…». Стр. 124. глава 21.

17 слайд.

«… Учебу решили проводить по воскресеньям, так как полицаи, охранники в этот день возлагают свои обязанности на старших по блокам, а сами предаются развлечениям. В одно из воскресений Абдуллина по распоряжению Силина проводили в детский блок. Изможденные дети, похожие друг на друга, шмыгали остренькими клювиками носов….

 — Дети, я ваш учитель. Моя фамилия Абдуллин. До войны я работал учителем. Называйте меня просто дядей. Сегодня у нас будет урок истории….

 — Вы умеете хранить тайны? – Первое требование – никто не должен догадываться о наших уроках. «Охранники, гестапо проверяют каждый наш шаг, вы это знаете», — сказал Зиннур». Стр. 199.

18 слайд.

«Для меня памятны воспоминания о моем отце — ветеране войны и труда, заслуженном учителе школы РСФСР, участнике ВОВ, орденоносце, артиллеристе-разведчике Якубе Камалиевиче Занкиеве. Честнейший человек, романтик, Человек с большой буквы мой папа прожил долгую, счастливую жизнь. Мы, его дети и внуки, любили и уважали его, а он безумно нас любил и заботился о нас. Он нам рассказывал, как несколько раз спасала его судьба от верной гибели. Помогали случаи. Пуля пролетела, задев только слегка фуражку, спасся от провала в обрыв, пересев на другую машину, полячка предупредила о фашистах в деревне. И мы были счастливы, что папа остался невредимым и вернулся с войны живым. Прошло уже 12 лет, как его нет, но мы помним его всегда и часто вспоминаем, перелистывая семейные альбомы. И я очень счастлива, что у меня был такой папа». (Из воспоминаний дочери Якуба Занкиева)

19 слайд.

«Ваша книга учит добру» заметка из газеты «Советская Сибирь». — 2003. — 30 января. — С. 3 Отрывки из сочинений выпускников Санниковской школы.

Р. Кабаева. «Я благодарна вам за те чувства, которые вызывает ваше произведение. Я так переживала за героев книги, что даже плакала, читая тот или иной эпизод».

Д. Берендеев. «Вы написали не только о человеке, герое. Ваша книга – это история моего родного края».

Э. Рузеева. Я прочитала все ваши произведения. Читала и жила вместе с героями, болела за них. Ваши книги учат нас добру, учат добиваться справедливости».

С. Гаджикаримова. «В ваших романах живут люди смелые, мужественные, сильные, которые верят в жизнь».

О. Аширбакиева. «В вашей книге торжествует любовь, она будет жить вечно. Вы показали настоящую человеческую дружбу, верность и преданность. Поэтому роман захватывает, его с интересом будут читать и другие поколения».

Н. Чулкова. «Эпизод, где погибает верная собака Актуш, очень печальный…. Рушится жизнь родителей Зиннура, честных и благородных людей. Я не могла сдержать слез…. И все-таки верила, что добро восторжествует…»

Выступление Нурчиян Мухаметулловны Назыровой, ученицы Якуба Камалиевича Занкиева.

20 слайд.

«После войны у меня возникло желание написать книгу об учителях, рассказать об истории…».

Якуб Камалиевич демобилизовался в октябре 1946 года. Тюменским облоно он был назначен учителем математики и физики в Асланинскую среднюю школу Ялуторовского района. Позднее работает завучем, а потом и директором этой школы.

В 1950 году Занкиев вернулся работать в Епанчинскую восьмилетнюю школу.

С 1952-1955 годы работает заведующим Тобольским районо.

В марте 1957 года присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»

Общий трудовой стаж – 45 лет.

21 слайд

В День Победы

«В День победы в школе состоялся вечер встречи выпускников довоенных лет….

К доске вышел Зиннур, объявил о начале урока памяти…. Односельчане уважали Зиннура, гордились им. Он прославился своими добрыми делами в школе, в колхозе, на фронте…» («Любовь, объятая пламенем» стр. 277.)

Эти слова можно смело отнести к автору книги Якубу Камалиевичу Занкиеву.

22 слайд

Бригада, рожденная в Тюмени. Якуб Камалиевич с учениками.

23 слайд

Он в это утро, далеко от дома,

Дошел до самого конца войны.

Он в стольких битвах не оглох от грома,

А вот сейчас оглох от тишины.

Он, улыбаясь, жмурился от света,

Еще пропахший дымом, весь в пыли:

«Так вот она, товарищи, победа,

Так вот когда мы до нее дошли!»

Вседневно смерть глаза его видали.

Но он сумел и смерть столкнуть с пути.

Суровые солдатские медали

Блестят от солнца на его груди.

                                         «Солдат» С. Щипачев

Литература: Стихи: Д. Самойлов, С. Щипачев

Я. К. Занкиев «Ступеньки моей жизни» // Я. Занкиев «Зори Иртыша» — Тюмень: Софт Дизайн, 1996. – С. 3-4.

В. Рогачев «В ожидании рассвета» // Я. Занкиев «Зори Иртыша» — Тюмень: Софт Дизайн, 1998. – С. 1-14.

Я. Занкиев «Любовь, объятая пламенем» — Тюмень: изд. Тюменского государственного университета, 2001.


 


%d0%b1%d1%83%d0%ba%d0%bb%d0%b5%d1%82Информационный буклет  «Имени его столетия не сотрут» к 100-летию со дня рождения  Якуба Камалеевича Занкиева

 

 

 


Виртуальная выставка «И нет у нас иного достояния»

%d0%b8-%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d1%83-%d0%bd%d0%b0%d1%81-%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b4%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d1%8f

 

       Биография Занкиев Якуб Камалеевич (06.04.1917, г. Иркутск - 7.03.2003, г. Тобольск), основоположник прозы сибирских татар, заслуженный учитель школы РСФСР (1957). Родился в семье сибирского татарина Камали Занкиевича Занкиева, крестьянина Епанчинских юрт Тобольского округа, и Заки-рабану Валитовны, дочери муэдзина. В 1918 году семья 3анкиева вернулась из Иркутска в Епанчино. В 1933 году окончил Тобольскую татаро-башкирскую школу, в 1935 году - татарский педагогический техникум, преподавал математику и физику в Епанчинской (1934), Сеитовской (1935-1936 гг.) и Чебургинской (1936-1938) школах (Тобольский округ). Окончил физико-математический факультет Тюменского учительского института (1938-1940), работал по специальности в тюменской татарской средней школе № 3 (1940 -…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.75 ( 7 голосов)
0