Главная » Семинар «Библиотека. Школа. Семья»

Семинар «Библиотека. Школа. Семья»

«Социальное партнерство сельской и школьной библиотек для читательского и информационного развития детей и подростков». Третьяк Лариса Михайловна — библиотекарь МАОУ «Байкаловская СОШ»

puti sovmestnoi dejatelnosti


«Военно-патриотическое воспитание детей через книгу». Зевакина Елена Петровна — библиотекарь Байкаловского сельского филиала

В юбилейный год 70-летия Великой Победы было уделено большое внимание пропаганде военно-патриотической книги. Это и оформление книжных выставок, и выставок-просмотров, и проведение часов информации, обзоров литературы, викторин, митингов. Вся работа по военно-патриотическому воспитанию ведётся совместно с классными руководителями и школьным библиотекарем. Я скажу только о нескольких мероприятиях, которые были проведены в марте, апреле, мае 2015г., все они были посвящены 70-летию Великой Победы. 3 апреля с учащимися 4 класса проведён час информации «Они писали о войне». Долго длилась война, и каждый день её был испытанием на стойкость, на терпение и героизм. О войне написано немало книг – стихи, поэмы, рассказы, повести, романы. Нашу встречу мы посвятили теме: «Дети и война». В годы ВОВ тысячи юных патриотов помогали бороться с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах и в партизанских отрядах. Об их подвигах написаны книги, сложены песни, их именами названы корабли и поезда. Читатели познакомились с книгами: В.П. Катаев «Сын полка», А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Е. Ильина «Четвёртая высота», В. Богомолов «Иван», «Зося», Н. Бирюков «Чайка», Н. Надеждина «Партизанка Лара», С. Шушкевич «Отважный Марат». Учащихся 4 класса заинтересовал сюжет повести В.П. Катаева «Сын полка»: «Ваня Солнцев осиротел в годы войны, он жил в лесу, где его случайно нашли наши разведчики. Так он попал в артиллерийскую батарею капитана Енакиева. Ваню в качестве сына полка зачислили в роту разведчиков и мальчик геройски участвовал в боевых операциях». И ребята совместно с классным руководителем подготовили инсценировку по мотивам повести (см. фото). В ходе часа информации прозвучали стихи Е. Благининой «Шинель» и «Две матери», и рассказ С.П. Алексеева «Три подвига», рассказывающий о подвигах лётчика А.П. Мересьева. Читатели познакомились с мультимедийной презентацией «Написано войной». 

16 апреля в актовом зале средней школы прошёл час общения «От Москвы до Эльбы» для учащихся старших классов, была показана презентация «Этапы Великой Отечественной…», проведён обзор литературы у выставки «70 лет Великой Победы», выступили дети войны Кадушкевич В.П. и Кошкарёва Л.Я., они рассказали школьникам о своём военном детстве, о родителях, о тяготах и лишениях военных лет. Выступил Зевакин Ю.Ф., рассказал о ветеранах ВОВ Зевакине Ф.К. и Лагунове П.Д., представил книгу «Мы выстояли и победили», школьники слушали выступающих с большим вниманием и в полной тишине. В заключение часа общения прозвучала мысль, что такие встречи, кадры военной хроники на экране очень полезны для подрастающего поколения, школьники узнают много нового и полезного для себя, учатся добру и справедливости, уважению к старшим.

30 апреля в школьной библиотеке прошёл час информации «Пионеры-герои» для 4-6 классов. На фоне музыки «Пионеры-герои навечно остались в строю…» учащиеся 6 класса рассказали о подвигах Вали Котика, Марата Казея, Лёни Голикова, Зины Портновой. Их рассказ дополнила презентация «Да разве о войне мечтают дети?» Библиотекарь Третьяк Лариса Михайловна познакомила читателей с воспоминаниями детей войны Поспеловой В.И. и Осоткиной З.И. Ребята с вниманием слушали рассказ о тяжёлом военном детстве, о тяготах и лишениях в годы войны: «…мне было 14 лет, когда отец ушёл на фронт, в деревне остались женщины, старики да дети. Мы с раннего детства работали в колхозе, помогали старшим, боронили на быках, быки от тяжёлой работы и от голода падали. За работу нам начисляли трудодни, работали день и ночь, всё время хотелось есть, делали болтушку с травой, ели щавель с полевым луком, работали на сплаву, таскали на баржи тяжёлые брёвна, ткали рогожи. От работы зимой мёрзли ноги, грели их в золе, когда протопится печка, всё здоровье унесла война, дети рано взрослели. Не дай Бог, никому это испытать и пережить!» С читателями проведён обзор литературы у выставки «Война вошла в мальчишество моё». В заключение нашей встречи всем ребятам были розданы чистые листочки, на которых каждый написал письмо – обращение к ветеранам, к своим бабушкам и дедушкам, к неизвестному солдату с тем, чтобы эти письма заложить в капсулу времени. Филиппова Валерия адресовала своё письмо двум дедушкам Репину Дмитрию Ивановичу и Колобову Архипу Лукьяновичу, которые погибли во время войны. Поблагодарила их за Победу, за то, что нынешние девчонки и мальчишки живут в мирное время, и радуются каждому прожитому дню. В конце часа информации прозвучали слова

 А.Т. Твардовского:

…Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

И ещё об одном мероприятии несколько слов. 5 мая в 9 классе проведён обзор военной прозы «На войне, как на войне…» мы говорили о книгах военной тематики, прозвучали отрывки из рассказов, повестей, романов В. Кондратьева, В. Быкова, Б. Васильева, К. Симонова, В. Курочкина. Прозвучали стихи А. Ахматовой, Ю. Друниной, А. Твардовского. Ребята с интересом слушали содержание книг и вспоминали  что смотрели одноимённые фильмы: М. Шолохова «Они сражались за Родину», Э. Казакевича «Звезда», Б. Васильева «А зори здесь тихие», вспоминали актёров, играющих в этих фильмах. Ребята узнали об истории Сашки – героя повести В. Кондратьева, это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской.  9-классники с интересом прослушали о 19-летнем лейтенанте Н. Плужникове, который в течение года в одиночку оборонял Брестскую крепость (повесть «В списках не значился»). Из повести Ю. Бондарева «Последние залпы» ребята узнали о нескольких днях жизни молодого офицера Новикова, погибшего накануне Победы вместе со своими солдатами в боях на границе с Чехословакией. Также познакомились с повестью Э. Казакевича «Звезда», небольшая по объёму повесть знакомит читателей с воинским трудом и трагической гибелью группы разведчиков. Ребята заинтересовались повестью Г. Бакланова «Навеки 19-летние», которая посвящена суровым дням войны, автор с удивительной достоверностью показывает предельное напряжение духовных и физических сил солдат и офицеров, подлинный советский патриотизм. В заключение нашей встречи несколько книг были взяты 9-классниками.

Великая Отечественная война. Каждый год мы отмечаем окончание этой войны, встречаемся с ветеранами. Ветераны – это слово ёмкое, оно объединяет и бывалых воинов, и людей, трудившихся для фронта. Теперь это очень пожилые люди, у кого-то из них наград больше, у кого-то меньше, но у всех за плечами большой боевой и трудовой опыт, и все они заслужили наше самое большое уважение.

Работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения – одно из важнейших направлений работы библиотеки. И очень важно, если мы будем работать вместе со школой, с родителями, с классными руководителями, со школьным библиотекарем.

IMG_4565 IMG_4656 IMG_4664


«Работа сельской библиотеки в помощь школьной программе» (опыт работы Ушаровского сельского филиала). Пуминова Валентина Николаевна — библиотекарь

Получив задание и, обдумывая его, я решила проведённые библиотекой мероприятия соотнести со школьными предметами — историей, географией, литературой, обществознанием. Но, чем больше я работала над подготовкой презентации, тем острее понимала несостоятельность своей затеи. Как можно разложить по полочкам мероприятие, в котором касаешься многих предметов — краеведения, истории страны и мира, политики, литературоведения? Поэтому мероприятия в помощь школьной программе, о которых пойдёт речь, я расположила в хронологическом порядке. Расскажу о мероприятиях 2015-го года,  он был ярким насыщенным и плодотворным в плане работы  в помощь школьной программе. И несколько наиболее значимых мероприятий 2014-го года.

Декабрь 2014 года. Митинг, посвящённый Дню памяти Неизвестного солдата, прошёл в школе. На митинге директор Ушаровской СОШ  Питухин В.В  рассказал о своём дедушке без вести пропавшем в Брянских болотах, за тем преподаватель истории Абдулин М.Р. рассказал о войне, была показана презентация «К могиле Неизвестного солдата…», дети прочли стихи, после минуты молчания была организована экскурсия в школьный музей. Митинг детям понравился, они пополнили свои знания по истории, краеведению, коснулись современной политики нашего государства.

Несомненно, в помощь школьной программе работают акции-перерегистрации «Да здравствует читатель». В 2014 году акция называлась «Чародей малахитовой шкатулки» и была посвящена юбилею П.П. Бажова. Акция 2015 «Этой сказки яркие краски» была приурочена к 200-летию П.П. Ершова. В ходе акций мы коснулись и краеведения, и литературоведения, и художественного творчества детей, так как были организованы выставки детских рисунков, и приобщили детей к художественной самодеятельности, к самодеятельному театру посредствам инсценировки сказок Ершова и Бажова, декламирую отрывки из сказки «Конёк-Горбунок» дети приобщались к искусству звучащего слова.

Ежегодно в феврале месяце проходят Дни молодого избирателя. Наиболее ярко и интересно в Ушаровском сельском филиале  День молодого избирателя прошёл в феврале 2014 года. Этому мероприятию предшествовала большая и серьёзная подготовка. Дети должны были выбрать президента библиотечного актива. Кандидаты в президенты заранее выдвигали свои предвыборные программы, агитировали сверстников за свою кандидатуру. Были подготовлены агитационные ролики и предвыборные дебаты между кандидатами из Ушаровской и Сетовской школ. В день выборов установили кабинки для голосования, подготовили бюллетени, переносные ящики для голосования. После голосования подвели итоги и провели инаугурацию выбранного президента библиотечного актива. Подобные мероприятия нацеливают ребят на изучение обществознания, правоведения, позволяют ребёнку или юноше ощутить себя полноправным гражданином страны.

Украшением работы в помощь школьной программе в 2015 году стала акция, предложенная молодежным объединением «Беспокойные сердца», «Живём и помним». Акция была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках акции были проведены следующие литературно-музыкальные композиции с показом презентаций:

-«Дети-герои войны»;

-«Берлинская операция»;

-«Посвящаем Победе»;

-«22 июня  — День памяти и скорби»;

-«Курская битва»;

-«День борьбы с фашизмом».

Эти мероприятия производили на детей сильное впечатление и позволяли лучшее и полнее узнать историю Родины, приобщиться к ней. Композиции «Дети-герои войны» и  «День борьбы с фашизмом» были показаны дважды — для разных аудиторий.

Ещё один интересный проект в помощь школьной программе квест-игра «Литературная карта Тюменской области». На первом этапе игры читатели-школьники Ушаровского сельского филиала изучали жизнь и творчество В.Г. Короленко.  К работе над этим проектом я привлекла не только учеников, преподаватели русского языка и литературы активно сотрудничали с библиотекой, изучили в старших классах произведение «Искушение», написанное Короленко в Тобольской тюрьме. Ученики 10 и 11 классов сделали мультимедийную презентацию « Сибирь в жизни и творчестве В.Г. Короленко» и представили её на одном из уроков литературы. Была оформлена выставка «Светлый духом» и сделан одноимённый рекомендательный  список литературы. Заключительным этапом этого раздела квеста стала поездка в Тобольский тюремный замок.  Тема жизни и творчества Короленко в Тобольске красной нитью прошла через всё выступление  экскурсовода. Дети как бы подвели наглядный итог того, что они читали на уроках литературы, что видели на выставке  «Светлый духом».

В подготовке шествия «Бессмертный полк» библиотека принимала активное участие и сотрудничала со школой. В процессе подготовки дети приобщались к истории своего края, более углублённо изучали историю своих семей, и само шествие дало ребёнку, подростку почувствовать себя частью великой страны.

При помощи школьников я подготовила презентацию «Нам есть чем гордиться» о тружениках тыла, проживающих на территории Ушаровского сельского поселения. Учащиеся школы ездили со мной по отдалённым деревням, записывали воспоминания тружеников тыла и ветеранов труда, делали фотографии. Эти воспоминания и фотографии легли в основу мультимедийной  презентации «Нам есть чем гордиться», которая была с успехом показана на праздновании 9-го мая.

Вся работа летом в пришкольном лагере так же ориентирована на помощь школьной программе. В июне 2015 года были проведены мероприятия литературоведческой и краеведческой направленности.

Литературный час «А без моей деревни – Россия сирота».

Игра-викторина к Пушкинскому Дню России «Он вечно тот же, вечно новый».

Литературно-музыкальная композиция «Долгие вёрсты войны» к 70-летию Победы.

Летнее чтение детей прошло под девизом «Юбилей писателя- праздник для читателя». Была организована одноимённая выставка. 25.06.2015 прошло литературоведческое мероприятие о писателе Экзюпери с просмотром мультфильма «Маленький принц». Были подведены промежуточные итоги летнего чтения, дети рассказали о том, что они уже прочли, что ещё планируют прочесть в течение летних каникул. 

Для учащихся начальных классов провела краеведческий урок «Солдаты Победы», посвящённый нашим землякам — участникам ВО войны.  Я уверена, что всё услышанное на этом уроке ребята смогут использовать в процессе обучения.

Работая в помощь школьной программе, я активно привлекаю к сотрудничеству социального работника, сельскую администрацию, администрацию школы, тружеников тыла, воинов-афганцев, односельчан, служащих по контракту в Российской Армии. Использую возможность размещать свои материалы в СМИ и на различных сайтах, потому что только объединившись можно  добиться того, чтобы работа была плодотворна, неформальна и главное полезна и интересна моим читателям.

v pomosh shkolnoi programme


«Школа, библиотека, семья — мы дополняем друг друга». Агафурова Сания Шафиковна — библиотекарь Надцынского сельского филиала

Как Вы думаете, насколько важна роль литературы и в частности книг в жизни современного  поколения?.. Ответы на этот вопрос разделяются между старшим и младшим поколениями… Компьютерная эра отстраняет молодых людей от способа получения информации. А ведь именно книга является самым ценным источником физического развития и морального воспитания человечества. Мне уже приходилось размышлять на эту тему и я пришла к выводу, что дети и электронный учебник – две несовместимые вещи. Меня тогда поддержали многие мои читатели, в том числе и родители. Классическая книга прививает ценность к тексту, который впоследствии может очень пригодиться в решении жизненных ситуаций.

Максим Горький говорил: «Всем хорошим я обязан книге». Начну с факта которым мне бы хотелось поделиться с вами. На открытие недели детской книги в сельскую библиотеку пришли воспитанники детского сада «Ёлочка».

Предварить свой рассказ я решила с игры «Начинаю – продолжайте». С полной уверенностью, что  дети хорошо знают стихи Барто и будут отвечать хором, я начала: «Наша Таня громко плачет…». Но вопреки ожиданиям, хора не последовало. Недоумевая я произнесла строчку другого стихотворения: «Уронили Мишку на пол…». Дети продолжали молчать. «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Никто не подхватил и эти строки. Ведь беда не в том, что ребёнок  не знает строк Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к упавшему Мишке, у него не возникло нравственного импульса вылечить его, прижать к себе, утешить. Он не испытал того, что испытала я, вспоминая свои первые читательские впечатления, связанные со стихами Агнии Барто. Сейчас я поражаюсь, какое богатое содержание я вкладывала тогда в эти простенькие стишки. Я очень переживала, сделала подборку стихов детских писателей, в том числе и А. Барто и унесла в детский сад. Через неделю были востребованы рассказы о природе, книга Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Далее ребята вместе с библиотекарем и Королевой книгой совершили «Путешествие по Книжной стране», узнали как нужно обращаться с книгами, познакомились с правилами библиотеки, а также полистали красочные книжки и журналы, посмотрели любимые мультфильмы. Поиграли в интересные игры. Отгадывали загадки о любимых книгах и героях. Активно участвовали в игровой программе «Приключения в стране доброты» по произведениям любимых книг и сказок.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как  библиотекарь вижу в создании благоприятных условий для духовного становления читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи.  С чего же я начинаю работу   по формированию читательской активности? С исследования воспитательного потенциала семьи в которой воспитываются дети.

За основу я взяла: Родительские собрания. Совместно со школой мы рассылаем пригласительные родителям школьников. Завуч школы вручает пригласительный библиотекарю.

Приглашение родителей и других участников на собрание.

Уважаемая Сания Шафиковна!

Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании по теме «Роль семьи в формировании нравственного иммунитета подростка», которое состоится 2 марта в 18 часов в учебном кабинете №13. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Лариса Николаевна и члены родительского комитета.

Мое выступление было по теме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми».

Подросток. Библиотека. Пути  сотрудничества.

Обсуждение  следующих проблем : воспитание  патриотизма;   пропаганда  здорового образа жизни;  профилактика  наркомании  и  табакокурения,  СПИДа;  поиск путей общения в библиотеке; индивидуальная  и массовая  работа;  журналы и газеты для подростков и все это нужно было передать через книгу.

Выставка литературы «Кто ты, современный подросток?»

Родителям было небезынтересно ознакомиться с её содержанием.

Разделы: «Трудный  возраст – как с ним быть?»

«Россия  погибнет, если мы всерьёз не займёмся спасением детства» (Альберт Лиханов). Как исполняются права ребёнка? Есть ли права у беспризорников? Жестокость к детям — тоже право? На эти и другие вопросы  дают ответы книги и журналы, представленные  на выставке.

«Подростки и алкоголь. Как уберечь себя от беды?»

Ребёнок попал в  беду… Что делать? Куда обратиться за помощью?  Наркотики, воровство, побеги  из дому,…Чем грозит нашим детям такая жизнь…? Ответы на эти вопросы вы найдёте в книгах  Леонида Михайловича Зюбина. «Всё равно я к тебе приду». Рассказы, помещенные в этой книге, посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, и в первую очередь — отношениям с детьми.

Журнал «Берегиня» для семейного чтения  решит ваши проблемы по вопросам суицида. В подростковом возрасте  дети  особенно остро   воспринимают  свои неудачи и беды. Самый пик суицида приходится на возраст от 14 до 16 лет.

Журнал «Ровесник» знакомит читателей по данной теме. Опубликована очень полезная статья  Экономцевой  Н. Четыре истории из жизни самоубийств.  Мама – самый близкий и любимый человек. Она всегда поддержит, поможет, примет такой, какая ты есть.  Или не всегда? Ведь бывают ситуации, когда   вдруг как будто чёрная  кошка пробежала между  мамой и дочкой. Как вернуть  тепло и радость в ваши отношения?

Журнал «Маруся»  поможет решить вашу проблему с помощью  рубрики «Исповедь». Этот журнал только для девочек.  Пользуется  большим спросом среди читателей.  Любимый журнал среди подростков «Мне 15»! Подростки сидят и листают страницу за страницей, и находят там то, что им понравилось: истории таких же девчонок и мальчишек, как они сами…

«Имя беды — наркомания» или «Наркотикам — Нет. Выбирай — творчество!».

На мой взгляд, работа по противодействию проникновения наркотиков в широкие слои населения должна начинаться с рождения. Как нас воспитывали, как воспитываем мы своих детей, таков, в конечном счете, и результат борьбы с ним. Нам надо бороться  прежде всего за здоровый образ жизни. за вовлечение подростков в художественную самодеятельность, посещение библиотеки и т.д. Надо иметь больше творческих работ, посвящённые данной теме. Сельская библиотека совместно со школой работает по данной теме согласно плану основной деятельности. В библиотеке имеется  научно-практическое пособие «Спасти молодёжь от наркотиков». В этом пособии представлены материалы  на тему: «Наркомания в Тюменской области: проблемы и пути решения», «Роль семьи и школы в формировании  модели антинаркотического поведения  (приведены примеры) и  т.д.

«Подросток в библиотеке». Что знают молодые о своих правах?

Одно из наиболее актуальных направлений – правовое просвещение подростков. Большую помощь оказывает при работе памятка о вреде алкоголя и курения «Правда о вредных привычках». По этой теме в школе  ежегодно оформляем выставку  в школьной библиотеке. Библиографический указатель литературы «Чтение детей и подростков» даёт представление о процессах освоения   книжной культуры  подрастающему поколению.

«Писатели – подросткам».

Книги из этой серии  «Опасный возраст» —  это повести  и романы  отечественных авторов. Это книги. В Крапивина «Кораблики: роман-фантазия. (Опасный возраст).

В книгах Альберта Лиханова идёт разговор на трудные темы: о человеческом предательстве,  жестокости взрослых по отношению к детям.  Это произведения: Лиханов А. Никто: повесть. Лиханов А. Сломанная кукла: роман. Эти произведения опубликованы в журнале для подростков «Мы».

Библиотека работает с Единым фондом ЦБС. В библиотеке имеется картотека читательского спроса. Выставка постоянно обновляется   новым материалом. Оформлена  внутриполочная  выставка «В помощь родителям» (представлен материал по воспитанию детей о вредных привычках).   Я считаю, что такая выставка востребована.

На родительском собрании я провожу анкетирование родителей, которое позволяет выявить, какое место занимает чтение в семье, имеются ли домашние библиотеки, существуют ли традиции семейных чтений, читательские предпочтения родителей для детского чтения. Основная масса родителей делала выбор в пользу классической литературы. Это очень важно: чем выше уровень читаемого произведения, тем выше и значение чтения. Всё самое светлое, чистое, высокое и человечное в человеке зарождается первоначально с голоса читающей матери, а позже в самостоятельном чтении

Завершение собрания.

Эффективно завершенным считаем  собрание, где объявляется благодарность родителям за успехи в воспитании детей, отмечаем тех из них, кто принимает активное участие в подготовке собрания и делится на нем опытом семейного воспитания.

Посещение детей, состоящих на попечении опекунов — 2 семьи. Проводим индивидуальные беседы и тестирование по вредным привычкам. Делаю подборку книг и журналов, пропагандирую при посещении библиотеки детей и опекунов. С каждым читателем  работаем совместно со школой.

В данное время провожу с подростками громкое чтение по книге Аркадия Гайдара. Тимур и его команда. Хотим создать видео: «Глеб и его команда». (Тимуровский отряд). Сюда входят дети ГОВ (группы особого внимания и опекунов)

Хотелось бы сегодня упомянуть и День методиста. Тема методического дня: «Организация комфортной среды взаимодействия, обеспечивающей успешность воспитания и социализации обучающихся».

Мы тесно сотрудничаем  со школой (особенно с учителями начальных классов): составляем план совместных мероприятий на учебный год, через классных руководителей мы информируем о предстоящих мероприятиях, выступаем на родительских собраниях, например, с такими темами: «Роль книги в жизни подростка», «Компьютер. Телевизор. Книга». 

Талант читателя начинается с таланта библиотекаря. Владея методикой воспитания читательского таланта, стараемся найти новые пути к читателю, думая о завтрашнем дне России, её духовном богатстве и интеллектуальном потенциале. Все проводимые мероприятия направлены на рекомендацию лучших книг  на пробуждение желания у ребёнка читать хорошее, а не плохое. Эта кропотливая работа я думаю обеспечит  положительные результаты. 

Наш бесспорный приоритет в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки. Красиво, ярко оформленная выставка всегда привлекает внимание детей. Дети посетили очень много обзорных выставок. Это выставка – совет «Прочитанная книга о войне — мой подарок ко Дню Победы», выставка-обзор  «Подвиг Сталинграда», обзор по книгам «О тебе, Ленинград», «Афганистан к нам тянется сквозь годы», «Война на страницах книг» — обзор художественных произведений о ВОВ и другие. 

Книжные выставки-диалоги сопровождаются рекомендациями и обзорами новых периодических изданий. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Школьники познакомились с творчеством А.П. Чехова, А.С. Пушкина, П.П. Ершовым, С.А. Есениным.  Истинное чтение – это чтение, которое по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве». Дети с удовольствием принимают участие в выставках которые создают сами. Это выставки – настроение. Мы  дополняем их книгами, которые соответствуют заданным вопросам.

Эту книгу…

Я перечитываю часто…

  • Открыла для меня мама (папа, бабушка)…
  • Читаю, когда мне грустно, весело, одиноко, хочу поразмышлять…
  • Всегда смеюсь, когда читаю…
  • В этой книге узнаю себя и своих друзей…
  • Читаю, чтобы лучше понять родителей…

Это как бы «Реклама книги», где детям нужно как можно интереснее рассказать о любимой книге.Такая  выставка  стала наградой и поощрением для активных детей, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Это хорошая реклама для всех остальных – ведь дети скорее прислушаются к рекомендации сверстников.

Живя в сельской местности, важным считаю воспитание верности родному краю, бережного уважительного отношения к природе. Не остается в стороне воспитание детей и на героических традициях членов семьи-участников Великой Отечественной войны и передовиков производства. Возрождена добрая традиция волонтерского отряда « Бригантина», который круглый год шефствует над одинокими, пожилыми. За каждым  закреплены конкретные люди, которым оказывается конкретная посильная помощь.  Особого уважения заслуживает работа  при проведении акции  «Пусть осень жизни будет золотой», с ребятами обошли 65 подворий-поздравляли, читали стихи, исполняли песни. 

Ученики нашей школы принимают активное участие в различных конкурсах рисунков, семейных газет, альбомов на тему «Моя семья», «Семейный альбом», «Мои бабушка и дедушка». Проводятся персональные выставки работ  учащихся и родителей «Мы вместе», «Мир наших увлечений, «Семейное дело».   Нельзя сказать, что у нас нет проблем. Они есть, но тесное сотрудничество стремится преодолевать в союзе с коллективом учащихся и родителей. Только такая совместная деятельность позволяет приблизить родителей к участию в совместной деятельности, что является необходимым условием в воспитании.

В конце  августа в библиотеке проходит награждение самых активных читателей в разных номинациях: «Самый активный читатель», «Самый внимательный читатель», «Самый вдумчивый читатель». Число таких читателей с каждым годом становится всё больше. При проведении Дня села награждаем грамотами самых активных читателей и ребят, которые оказывают помощь при проведении различных мероприятий.

Несомненно, формирование человека читающего невозможно, если таковой не является его семья. Именно в лице родителей я обрела надёжных помощников, углубляющих любовь к книгам и самостоятельному чтению. Я познакомила родителей с информационным стендом: «Своя страна «ЧИТЛЯНДИЯ», где даны советы и рекомендации в выборе литературы для домашнего чтения. Многим семьям вручена специальная памятка «Научите ребёнка любить книгу». Большую помощь в оформлении детских выставок помогает книга «Сто книг вашему ребенку». В этой книге рассказано о лучших произведениях детской литературы. С участием родителей ,со школой, в  сельской библиотеке летом создается уголок внеклассного чтения, в котором оформляются книжные выставки, дан рекомендательный список литературы на лето, советы читателю.

Конечный результат:

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что результат трёхлетней работы не прошёл даром, мои читатели читают, читают с удовольствием. По результатам анкетирования книга занимает достойное место в перечне ежедневных досуговых занятий учащихся. Такая форма совместной работы библиотеки, школы, семьи оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организованно и целенаправленно в течение  трех лет способствовала развитию личности детей, обеспечивала поддержку духовной жизни ребёнка. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.


«Экология и краеведение в помощь военно-патриотическому воспитанию». Тануляк Татьяна Валерьевна — библиотекарь Прииртышского сельского филиала

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не перестает быть  актуальной  и на сегодняшний день.

Патриотизм – категория социально-психологическая. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении и развитии личности, в формировании чувства исторической сопричастности к тем или иным событиям у разных поколений.

Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится дом, школа, родители и друзья, то есть с конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства ребенка. Поэтому работа по патриотическому воспитанию начинается с изучения истории данных о своей малой Родине.

Формирование патриотического воспитания личности читателя — ребенка осуществляться в процессе использования краеведческой литературы

Краеведение призвано выработать у каждого ребенка представление о принадлежности не только к своей семье, своему народу, обществу, государству, но и ко всему человечеству.

Актуальность краеведения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего. Сначала дом, где он родился. Семья. Люди, которые его окружают. Улица, город, село, страна, где он живет. А далее идут понятия «родина», «Россия».

Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, библиотеки остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед  библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.

Основные направления Прииртышской сельской библиотеки экологическое и краеведческое, которые включают в себя  воспитание у подрастающего поколения  любви к своей «малой» Родине, Родному краю, её замечательным людям;формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; воспитание через книгу высокой гражданской активности, духовности, воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям

Развитие  социального партнерства библиотеки  в целях продвижения книги и чтения.

Наиболее распространенными формами работы являются массовые мероприятия, направленные на раскрытие краеведческого фонда документов  библиотеки.

  1. В этом году проходит много мероприятий, посвященных 70-летию победы в ВОВ.

Это митинги памяти «День снятия блокады Ленинграда», «2 февраля — День разгрома немцев под Сталинградом», «Берлинская наступательная операция», «День памяти и скорби», А также проводились часы мужества: «Женщина легенда» (Ольга Тимофеевна Голубева – Терес. Выпускница 1941 года школы № 1 города Тобольска, летчица, ветеран Великой Отечественной войны.  Автор многих книг о женщинах-летчицах, воспоминания о боевых подругах), проведенных с помощью материалов подготовленных ЦРБ.

  1. В формировании чувств патриотизма важно в полной мере использовать вдохновляющую силу примера. Известно, что наиболее верный путь формирования убеждений у детей — не преподнесение им в абстрактной форме готовых — пусть даже и самых верных истин, а воздействие на их эмоции, на их умы и души.

Используя этот момент, библиотека старается обратить внимание на организацию встреч с участниками боевых «Афганской», «Чеченской» войне. в библиотеке проходят часы памяти,встречи.

Члены Совета ветеранов активно сотрудничают в подготовке и проведении различных мероприятий. Люди старшего поколения, используя краеведческий материал, свой опыт и знания рассказывали о своих земляках-афганцах на беседе «Афганская эпопея», о репрессированных жителях поселка на мероприятии «День памяти и скорби», о земляках участниках ВОВ на часах мужества Час мужества «Сталинградская битва», час памяти  «Война в судьбе нашего края», час памяти  «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», чествование  тружеников тыла,вручение медалей. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла, льют…»

Встреча с  детьми войны «Детство, опалённое войной»

Краеведческий материал подготовленный по этой теме также заинтересовал детей. Цель этих встреч — живое, эмоциональное общение с ветеранами, людьми старшего поколения, которые жили тяжелые для Родины время.

Это вызывает неподдельный интерес у детей и молодежи. Осуществляется основная задача использования краеведческого материала — гражданско-патриотическое воспитание юного читателя.

  1. В этом году была организована и проведена к 70-летию Победы акция «Бессмертный полк» целью, которой является  сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны.

В результате  этой акции был собран материал об участниках ВОВ – родственниках жителей нашего посёлка, участвовали семьи поселка. На праздники в шествии участвовали вместе семьями. Благодаря этому осуществляется связь между поколениями.

Подготовка таких акций требует много времени и сил, но участие в них дает возможность библиотекам громко заявить о себе и найти свою нишу в складывающейся системе патриотического воспитания.

  1. Одной из основных  задач краеведения является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание читателя в семье. Это продиктовано необходимостью повышения престижа семьи, родственных связей, семейного чтения.
  1. Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе. Семья питает как источник и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека, такие как чувство Родины и патриотизм. Этому чувству Родины и любви к ней, патриотизму человек обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Именно в любви к своей матери, отцу и к своему дому заложено его будущее чувство общественного человека.

Встреча-воспоминание «Война в судьбе моей семьи»

Родословные. 70-летию Тюменской области посвящается…
История моей семьи в истории моего посёлка
Где родился, там и пригодился.

  1. Для популяризации краеведческого материала проводятся викторины об истории поселка и его людях, памятных местах как на различных крупных мероприятиях среди жителей поселка, так и на информационных часах, на библиотечных уроках – у школьников и молодежи.

«Война в судьбе нашего края», игра-викторина  «В краю мастеров», «Этих дней не смолкнет слава», «История нашего посёлка».

Следует отметить, что формы военно-патриотической работы библиотеки достаточно разнообразны.

  1. Просветительская деятельность краеведения: книжные выставки – «Писатели – земляки», «Летопись нашего поселка»;

«Я родом не из детства – из войны»

«Память великих подвигов»

«Военные семейные истории»

«Россия – Родина моя»

«9 декабря – День Героев Отечества»

 «Летопись нашего села»

«Тобольскому району – 90 лет»

«70 лет Тюменской области».

  1. Краеведение — это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны.

Создан историко-поисковый молодежный клуб. Развито волонтерское движение.

Цель клуба:

Занимаются сбором материала об истории поселка, о людях.

Благодаря творческим конкурсам, проводимым среди детей и молодежи, собран материал об орденоносцах поселка ныне живущих, о ровесниках района – 90-летних юбилярах.

Материал оформлен в виде презентаций с фотографиями.

Совместно с Советом ветеранов собирается материал об истории Ветеранской организации п. Прииртышского. Представление подготовленной презентации, по имеющемуся материалу, проходило на празднике Дне пожилых людей.

Также осуществляется поиск, изучение и оформление материалов по истории различных структур в поселке:  медицина, дошкольное и школьное образование, культура и т.д.

В этом направлении сотрудничество осуществляется через руководителей структур.

  1. Конкурсы творчества читателей, посвященные истории родного края:

            -конкурсы рисунков и сочинений «Цвети мой поселок!»

Очень интересной и познавательной получилась работа Горбуновых Л.С. и внучки -«История села Ивановское и поселка Прииртышского», занявшая призовое место в районном конкурсе.

В сборник «Дети войны о войне» районной библиотеки включен материал о детях войны нашего поселка. Воспоминания своих дедушек и бабушек писали их внуки.

Весь имеющийся краеведческий материал стараюсь использовать в своей работе.

  1. Проводятся мероприятия, которые специально предназначены для ознакомления с жизнью края и литературой о нем. К ним относятся, например такие краеведческие мероприятия краеведческая игра «По родным просторам», встречи со знатными земляками, местными писателями и поэтами (литературное краеведение) Горбуновой А.Д., Берендеевым С.Ф. , автором книги «Из минувшего…», циклы мероприятий, посвященные знаменитым местным фамилиям, представители которых внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества. Информационный час в музее к 160-летию А.А. Дунина-Горкавича. «Исследователь Севера – Александр Дунин-Гаркавич», Экскурсия «Судьба Грабовского П.А. – в судьбе Тобольска»

Сценарии литературных игр, праздников, краеведческих тематических часов, викторины — все это тщательным образом собирается и подшивается в особые папки, чтобы все необходимые материалы всегда были под рукой.

Таким образом, в библиотеке созданы все условия для комплексной краеведческой работы и патриотического воспитания. Не подменяя функции других социальных институтов образования и воспитания, библиотека должна опираться на свою главную задачу — стимулировать читательское развитие, рассматривая чтение как важнейший вид человеческой деятельности в духовной эволюции личности.

Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений в деятельности детской библиотеки является экологическое краеведение. В чем его своеобразие?

Впечатление от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Человек хранит воспоминания о речке, лужайке, на которой собирал цветы и любовался бабочками. Из любви к природе, из привязанности к родным местам развивается и любовь к своему краю, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Запах цветов, шелест травы, плеск воды, пение птиц — это чувственное познание природы, которое служит богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, основ нравственности, основ патриотизма.

Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства. Характерно, что природа в деятельности детей выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей; так она оказывается объектом заботы и труда, когда они преобразуют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой — в занятиях спортом, путешествиях; объектом и пред- метом художественном изображения — в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Игра-путешествие  «Лес – это наше богатство»

Экологический праздник «Экодром»

Голосование акция «Аллея России», «Природа родного края»

Игра-загадка  «Лесные тайны»

Семейный конкурс «Я с книгой открываю мир природы»

«Азбука здоровья»

Традиционным стало проведение в детской библиотеке ежегодных творческих выставок Конкурс-выставка кормушек для птиц «Птичья столовая»

Конкурс творческих работ «Мурляндия»

Выставка конкурсных работ «Да! Вторичным ресурсам»

Конкурс рисунков, сочинений, видеороликов, презентаций о поселке, людях посёлка

Рядом с изделиями читателей экспонируется специальная литература, способная дать необходимую информацию, пробудить творческое мышление детей и вдохновить их на создание оригинальных и интересных произведений.

Формирование основ патриотического воспитания осуществляется в процессе краеведческой деятельности библиотеки. Главные направления краеведческой деятельности по патриотическому воспитанию традиционны, существуют многие десятилетия, поэтому с годами изменяется не стратегия, а ее составная часть — тактика, то есть приемы, способы, средства, технологии. Библиотека — благоприятная культурная среда, формирующая личность ребенка, разнообразные формы библиотечной работы позволяют библиотекарям проводить с детьми многообразную воспитательную работу по формированию их интеллектуально-чувственной сферы, развитию их сознания, связанного с патриотизмом. Содержание этой работы и ее методика должны быть различными в каждой возрастной группе. Библиотека в своей воспитательной работе использует яркий фактический материал: краеведческую литературу (историческую, экологическую, публицистическую и т.д.).

Таким образом, использование краеведческой литературы в патриотическом воспитании детей дает эффективный результат. Библиотека — мощный социальный институт, обеспечивающий организацию и функционирование системы патриотического воспитания.

kraevedenie v pimosh


«Роль библиотеки в нравственном будущем ребенка. Проведение «Уроков доброты»«. Тимирбулатова Фарида Халимовна — библиотекарь Хмелевского сельского филиала

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношению к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В любую эпоху библиотека — самый точный барометр интеллектуальной жизни общества. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно-нравственное воспитание детей.

Занимаясь в школе, дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. Уже начиная с 1 класса, во время экскурсии по библиотеке, дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В нашей библиотеке постоянно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг. Дети всех возрастов участвуют в ремонте книг.

Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится  в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.

Библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе. Библиотека проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу. Книги, прочитанные в детстве, могут оказать влияние на будущее и на судьбу.

Получая многообразие информации и впечатлений в библиотеке, ребёнок развивает критическое мышление, свой особенный взгляд на творчество и на мир. Мы можем только помочь ему понять что всё в его руках. Есть такая притча.

Ученик, желая испытать учителя, принёс в руке пойманную бабочку. При этом он рассуждал так: спрошу учителя, жив этот мотылёк или мёртв; если скажет «мёртв», раскрою ладонь и бабочка улетит, а если ответит «жив», сожму пальцы и она погибнет. Что, как вы думаете, ответил учитель? «Всё в твоих руках!»

Вот уже в течение нескольких лет нашей библиотекой практикуется проект включающий в себя: художественное творчество детей (рисунки, поделки), презентации, работу со справочной литературой и ,самое главное, чтение художественной литературы. Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года вручается приз «Самому активному читателю».

С детьми среднего и старшего возраста хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как — развитие критического мышления посредством чтения. Эта форма работы дает возможность высказать свое мнение. В процессе громкого чтения с остановками видна реакция ребенка на книгу: что нравится, что не нравится. Приведу примеры некоторых мероприятий:

— «Только живи!» — по рассказу  К. Паустовского «Заячьи лапы».

— «Он сочинял свои рассказы, как бесконечную игру…» по повести А. Гайдара «Чук и Гек».

— «Душа обязана трудиться» по рассказу Б. Никольского «Высшая мера наказания».

— «Мы в ответе …за что?» по рассказу Пантелеева «Честное слово» и другие.

Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так ли это? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. В библиотеке проводятся уроки доброты для детей — «Сила добра», где в сравнении добрых дел с не очень добрыми, ребята находят истину. Почему так происходит, что один, как майор Сергей Солнечников ценой своей жизни спасает другого человека от смерти, а другой бросает своего родного новорожденного ребенка в урну для мусора?

Много лет работает в библиотеке кружок «Умелые руки». Дети с удовольствием занимаются в нем. Что нами сделано? Работали с глиной, соленым тестом, с природным материалом: пухом, листьями, с семенами, крупами… Прозанимались за это время около 40 человек. И я очень рада, что 3 из них выбрали профессию – «Народно-прикладное искусство. Дизайн». Я очень рада их успехам. Они, когда приезжают на малую родину, заглядывают в библиотеку, делятся своими успехами. У одной работы взяли в Москву на выставку, она работает учителем рисования. У другой – дипломную работу взяли на выставку для оформления главного корпуса педагогической академии имени Д.И. Менделеева, кстати, защитилась на отлично, у третьего – работы на почетном месте, он на 2 курсе худ.графа.

Детский краеведческий клуб «Искатель». Работу мы начинали еще в 90-х. Эта работа продолжается и по сей день. Какую работу мы провели? Сбор материала по истории нашей деревни – по воспоминаниям старожилов, собираем фотографии фронтовиков, воспоминания детей войны, биографии всех пенсионеров, ветеранов труда, тружеников тыла. Собрали материал о репрессированных. Проводим встречи с пострадавшими от репрессий, с их родственниками, встречи по истории деревни, встречи с детьми войны. Участвуем во всевозможных конкурсах районного, всероссийского масштаба. В нашем поселении я проводила конкурс «Моя родня. 100 лет с продолжением» по привитию семейных ценностей. Приняли участие в зональном конкурсе «Моя семья», где стали первыми. Районный конкурс «У карты села». Работа Давыдовой Алены «Моя деревня Тахтаир» заняла призовое место. Она была в числе тех, кто занимался  в клубе «Искатель». В этом году посылали работу Коптевой Виктории, ученицы 11 класса, на всероссийский конкурс «Деревня моей мечты». Я продолжаю работу клуба, нашла военные биографии наших земляков, вернувшихся и не вернувшихся с фронта на сайте «Подвиг народа». Нашла, переписала, это послужило материалом для проведения тематического вечера «Судьбы разные – Победа одна», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Подобранный исторический и художественный материал способствует формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка, активной жизненной позиции, делает возможным становление гражданских основ подрастающего поколения.

Главное — вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом. Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения огромна. Ведь как важно достучаться до сердца ребенка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определённого нравственного уровня.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.


Мини-программа «Взрослые заботы о детском чтении». Трошкова Валентина Викторовна — библиотекарь Башковского сельского филиала