ВОСПОМИНАНИЯ
Г.Т.Абайдуллиной
Я, Галия (по паспорту Халия) Каричева — Абайдуллина родилась в деревне Саусканы, Тобольского района, Тюменской (тогда Омской) области 02.01.1940 г. в семье крестьянина.
Отец — Каричев Тухбатулла Айсович 1914 г.р. участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Мать — Хисматуллина Сакина Хамидулловна (уроженка д. Есенево — Баргар) 1915 г.р.
Они воспитали 5 детей, 4 — являются послевоенными. Ныне все здравствующие, живем все с супругами, с детьми, с внуками дружно и счастливо (иногда, конечно, бывает и горе…)
Одна сестра — Бану живёт в Казахстане, другая — Мариям живёт в Ханты-Мансийске, я и сестра Альфия, брат Такташ (я ему имя любимого поэта дала сама) живём в Тобольске.
Начальное образование получила в д. Есенево—Баргар, за тем училась в Медянской семилетней школе,среднее образование получила в школе №15 г. Тобольска. В 1961 году окончила Тобольское педучилище (татарское отделение). Очень благодарна своим учителям, педагогам наставникам: директору Медянской школы С.А Садыкову, директорам школы №15 И.Б. Гарифуллину и К.М. Муратову, учителям Галие апе Тушаковой—Махмутовой, Миркат абый Махмутову, Дж.А. Массагутовой, А.Г. Гаитову, С.Н. и Н.З Маметовым, особо тёплые воспоминания о Р.Б. Алимовой-Муратовой и многим другим учителям 50-60 г.г. XX века, которые были настоящими мастерами педагогической деятельности, хорошими психологами, благородными и грамотными людьми своего времени. Благодаря им, наверное, выбрала профессию учителя.
Моё детство, как у всех послевоенных детей, было трудным. Семья наша была большая (из 8 человек). Мама часто болела. Она и три её сестры выросли без отца (дедушка в 28 лет утонул в Иртыше). Работали сестры в колхозе с 10-11 лет, пахали, сеяли вручную, корчевали землю, работали на лесоповале, заготавливали дрова, сено, силос и мн. мн. др. работ. Мне так же, как старшой в семье, приходилось трудиться с детства: стирка, уборка, баня, скотина, огород, младшие сестры и брат, многочисленный невидимый труд ложился на мои хрупкие детские плечи. С 6 лет пасла гусей (так как кругом были колхозные поля), с 9 лет — корову, а с 10 лет научилась доить корову, с 11 лет косила сено. Помогала отцу во всём: рыбачили, заготавливали дрова и сено, вместе собирали ягоды и шишки. Мама, как всегда, была занята с малышами. Как себя помню, всё время я что-то делала — работала, не доедала, не досыпала. Когда отпускали играть, всегда таскала с собой сестёр, и какая тут игра… Может поэтому выросла хилой, маленькой, хотя родители и сестры выше среднего роста. С другой стороны, я была одной из близнецов, брат-близнец Халил умер от коклюша в 1,5 года в 1941 году.
Так как дома работы было много, я в школе не только училась, но и отдыхала по-своему. Была активной, старательной, энергичной, но очень эмоциональной и стеснительной. Любила петь и плясать, сочинять куплеты и стихи, организовала концерты для родителей. Занималась лёгкой атлетикой, акробатикой (имею билет спортсмена второй степени, тогда так назывался). Всегда активно участвовала в общественной жизни класса, школы и деревни. Всё это, наверное, закалило меня, воспитало стремление к лучшему и труду. В свободное время (когда это находилось) любила читать. Читала, стихи Г. Тукая, Г.Такташа, М.Джалиля, А.Пушкина и С.Есенина, рассказы А.П.Чехова, сказки Бажова. Сама пробовала писать стихи с четвёртого класса. Но, увы! Некогда было писать и некуда…
С детства (как помню себя) мечтала стать только учителем! После окончания средней школы отец не хотел отпускать учиться дальше. Оно и понятно, семья большая, мама больная (она умерла в 56 лет), но я настояла на своём: буду только учителем! Я долго уговаривала родителей, умоляла, плакала и они отступили: разрешили поступить в педучилище (об институте речи не могло быть) с условием — учиться на свою стипендию. Так и случилось…
Каждый понедельник сначала в деревню Медянки, потом в город и каждую субботу обратно домой ходила пешком. Когда уже училась в педучилище, никогда не приходила без гостинцев братику, сестрам и бабушке, и поэтому они ждали меня с нетерпением и очень радовались. Порой сама не доедала, зато домочадцы как были рады. Были времена!
После окончания педучилища направили работать (тогда так было) в самую отдалённую деревню района — в Ачыры, где не было ни дороги, ни связи, ни света, ни воды (зимой), ни пекарни, ни яслей, ни говоря уже о других неудобствах. Зимой — декабрь, январь, февраль ездили на лошадях (у кого они были!) часто с санками пешком, на лыжах с рюкзаками. Учебники и учебные принадлежности таскали на себе. Здесь приходилось обучать не только детей, но и молодёжь, родителей, короче, всё население…
До замужества всё своё свободное время проводила с детьми, учила не только читать и писать, считать и рисовать, петь и танцевать, а вместе с ними играла во дворе, каталась на санках, собственноручно делали горки. С детьми и молодёжью организовывала концерты, читала лекции и доклады в сельском клубе, в школе, проводила родительские собрания, собеседования, писала плакаты, для новогодней ёлки с детьми делали игрушки (готовых и блестящих не было и в помине). Иногда ночью втихаря плакала, вспоминала родных и жалела маму. Но скучать, действительно, было некогда!
В 1962 году вышла замуж за своего коллегу Ризмухамета Абайдуллина. Его детство было ещё труднее. В 1938 г., когда ему было 1,5 года репрессировали отца как врага народа и в марте этого же года расстреляли в Тобольской тюрьме. Об этой подлинной истории в 2009 г. написана мной поэма «Гаепсез корбаннар» («Безвинные жертвы») где все герои взяты из жизни заболотья. Два брата Калимулла и Арифулла Абайдуллины погибли на В.О. войне 1941-1945 г.г. Сестра, беременная, в 19 лет умерла от гепатита. Семилетний брат умер от укуса змеи. Из пятерых детей выжил он один. Благодаря матери (горем убитой) и своему упорству полуголый, полуголодный окончил педучилище на «отлично». Преодолевали тогдашние трудности не все, даже кто имел отца. Из сверстников окончила педучилище Гульсагира Барсукова, медучилище — Анас Мусин. В детстве супруг видел столько горя и оскорблений, но всегда смело защищал своё достоинство. Даже тогда, когда давали семьям погибших какие-то пайки, лишали его с матерью такого маленького удовольствия. Вырос он скромным, трудолюбивым, но гордым и суровым. Порой не только дети, но и взрослые, «уважаемые» учителя напоминали о его «статусе», что он сын врага народа. Ныне, конечно, он реабилитирован.
В 1964 г. переехали в родную деревню супруга в Лайтамак. Построили дом, купили корову. Свекровь Хадича была хорошей, доброй, помогла воспитать 3 детей. Дочь Земфира окончила Тюменский госуниверситет, отделение иностранных языков, сын Ривал окончил Тюменский индустриальный институт, сын Гарей — Тобольскую гимназию. У детей (Аллага шекер) благополучные семьи. Дети и внуки стараются не подводить нас. В 1984 году построили новый дом, а в 1996 году переехали в Тобольск и опять в 2002 году построили собственный дом. Никогда в своей жизни в школьных квартирах, ни в городских квартирах не проживали. Хотя свекровь потеряла двоих сыновей на войне, супруг реабилитированный. Никогда не бывали в санаториях, в домах отдыха, никто и не предлагал, оба являлись членами профсоюза с 16 лет. Спасибо супругу, после нашей небольшой скромной свадьбы (деньги копил он сам) поехали в свадебное путешествие в Москву. Мы — бедные деревенские учителя повидали Кремль, ВДНХ, мавзолей Ленина, музеи, метро, Ленинские горы, госуниверситет им. М.Ломоносова и много других достопримечательностей. В 1966 году, по собственной инициативе, ездили в Чёрное море, повидали Кавказские горы, Новороссийск, Геленджик, Сочи, Джонход, даже было и такое, что пришлось там почувствовать небольшое землетрясение.
Оба являемся ветеранами педагогического труда, его стаж составляет 40 лет, мой — 35. Он преподавал в основном историю, географию и физкультуру, а я кем только не работала: учителем начальных классов, учителем русского и татарского языков и литературы, организатором внеклассной и внешкольной работы, завучем и директором.
Избиралась депутатом Ачирского и Лайтамакского сельских советов, членом исполкома местного Совета, народным заседателем райсуда. Были лекторами, агитаторами, проводили родительские собрания, псих-педсеминары, организовали дежурства в клубе, посещали дома учащихся, проводили беседы с родителями «трудных» детей, работали с отстающими учащимися, концерты ставили не только в клубе села, ездили в близлежащие деревни с докладами и концертами. Было очень трудно, но жить было весело. Учителей тогда уважали и было за что!
С 1995 года на заслуженном отдыхе. Оба являемся ветеранами педагогического труда. Я — Почётный работник общеобразовательной школы РФ, член Союза писателей сибирских татар Тюменской области. Стала печататься с выходом областной татарской газеты «Янарыш». Очень благодарна организатору и первому редактору газеты Азату Сагитову, который дал путёвку в поэзию, поддерживал одобрением, вниманием. Спасибо и нынешнему редактору «Янарыш» Алсу Сагитовой, её коллегам, которые дают стимул и возможность печататься почти регулярно.Спасибо всем почитателям моего скромного таланта, всем друзьям, которые поддерживают морально, а иногда и материально: Департаменту информационной политики и Конгрессу татар Тюменской области, гендиректору ООО «Аудит» г. Тюмени З.Т. Алишевой, директорам Ачирской и Лайтамакской школ Гульбану Барсуковой и Марату Биктимирову, учителям этих школ, директору школы №15 С.З. Хисматуллину, завмузеем Равие Кутумовой, учителю родного языка Нуриле Шам-ратовой, журналисту и ведущему телерадиопередачи Римме Умитбаевой, Заслуженным учителям РСФСР Хамиде Речебакиевой, Рашиде Бакиевой, кандитату педагогических наук, доценту, члену-корреспонденту АЭН Климу Садыкову, отличникам народного просвещения и Почётным работникам общеобразовательной школы РФ Алсу Халитовой, Раузе Садыковой, Мадине Уразметовой, Фазиле и Альберту Урамаевым, Идие и Исхаку Исхаковым, Махмуде и Мансуру Аминовым, Сакине и Нуру Занкиевым, Кларе Кутумовой (корреспонденту «Советской Сибири»), Гульджиан Назыровой, Гузел Колмаметовой Тобольской поэтессе Гульфизар Абдрахмановой, бывшей ученице Гыйльминур Давалёвовой, имаму Сабанакской мечети Рахимджану Бухардинову и мн. мн. др.
И в настоящее время стараемся жить активно. Ходим на татарские концерты, встречаемся с коллегами, бывшими учениками, бываем в родных школах. Часто проводятся презентации по моим произведениям, организуются встречи в татарских деревнях с населением, с учениками и коллегами, со студентами ТГСПА. Спасибо всем, кто организует такие интересные и содержательные встречи. Люблю общение, наверное, поэтому, много друзей. Они поддерживают добрым словом, дельными советами. Благодаря им выпустила следующие сборники, куда вошли стихи, поэмы, рассказы, байты, анекдоты и частушки:
«Гафу итәрсезме, чәчәкләр?» («Простят ли меня цветы?») Тюмень, «Янарыш», 2003 г.
«Кая, болыт, болай ашыгасың?» («Куда спешишь так, облоко?») Тюмень, «Яцарыш», 2006 г.
«Рәхмэт, мәктәбем!» («Спасибо, школа!») Тобольск, ТГСПА, 2009 г.
«Гаепсез корбаннар» («Безвинные жертвы») Тобольск, ТГСПА, 2009 г.
«Ярату — ялгышу түгел» («Любовь — не ошибка») Тобольск, ТГСПА, 2009 г.
«Уткәннәргә сәяхәт» («Путешествие в прошлое»). 000″Полиграфист», 2010 г.
«Дусларга» («Друзьям»). 000″Полиграфист», 2011 г.
«Язмышлармы, ялгышлармы?» («Судьбы или ошибки?») Тобольск, ООО» Полиграфист» 2012
«Ерласам, еглап барам» («Запою и расплачусь»). Тобольск, ООО «Полиграфист», 2013 г.
П.S. «Рафис Корбан «Мин — Себер татарымын» («Я —Сибирский татарин») г. Казань, 2006 год, (куда вошли и мои 20 стихотворений).
О моём творчестве привожу отрывок из статьи Г.Х. Ташкеевой, Кандидата филологических наук, доцента, преподавателя ТГСПА «Национальный образ мира в творчестве сибирско-татарской поэтессы Галии Абайдуллиной».
«…У поэтессы есть свой стиль, литературные традиции, свои приоритеты в выборе тематики. В произведениях Галии Абайдуллиной отражаются особенности национальной культуры, истории, менталитета, быта сибирско-татарского народа. Поэтесса о жизни своего народа знает всё изнутри, а проблемы волнующие её и сибирских татар общечеловеческие. Это — нравственность, любовь, благородство и др. Этнокультурное своеобразие сибирских татар обусловлено средой проживания, красотой сибирской природы и исповедуемой религией, исламом. В своем творчестве Галия Абайдуллина придерживается мусульманских, мифофольклорных традиций. Её творчество совпало со сложным, переходным периодом, НА вехе двух общественно-экономических формаций, когда рушились старые взгляды, но не было готово новое мировоззрение, её стихи обозначили основные приоритеты в жизни народа. Она воспевает в своих произведениях непреложные ценности — красоту сибирской природы, любовь, нравственность, гуманизм.
Как и все дети войны, перенёсшие на своих плечах все тяготы и последствия войны, поэтесса чутко реагирует на нестабильность международной обстановки в мире. Галиа Абайдуллина светский человек, тонкий психолог с многолетним педагогическим стажем, любящий детей. Её произведения являются весомым вкладом в сибирско-татарскую культуру.»
В настоящее время работаю над сборником, куда войдут материалы по развитию татарского языка: пословицы, поговорки, игры-примеры, небольшой словарь с сибирско-татарского языка на литературно-татарский язык.
Халкыма
Узем Себер татарымын
Уем татар, динем дә;
Мирас булып калыр микән…
Эшем татар, телем дә.
Дуслар, сезнең язмышларны
Шигъри юлга язамын.
Хисләрнең иң изгеләрен
Йөрәгемә сызамын.
Уз итәм, кырыс Себерем,
Яратам, гади халкым;
Якламасам әгәр буген
Яшәргә бармы хакым!
Абайдуллина, Галия. Воспоминания Г. Т. Абайдуллиной // Пословицы, загадки, словарик = Халык әйтсә, хак әйтер / Г. Т. Абайдуллина. — Тобольск: Полиграфист, 2013. – С. 71-78.