Главная » Новости » Никитин Николай Васильевич

Никитин Николай Васильевич

Родина-Мать на Мамаевом курга­не. Символ не только Сталинград­ской битвы, но и всей нашей великой Победы…

Знаменитая на весь мир Остан­кинская телебашня, по праву входя­щая в «Международную Федерацию Великих башен»…

Разработки фундаментов и несущих каркасов Дворца Советов, главного здания МГУ на Воробьёвых горах, Дворца культуры в Варшаве, Центрального стадиона в Лужниках…

Ничего этого могло и не быть, если бы не конструкторский, архи­текторский гений тоболяка Николая Никитина…

 

Николай Васильевич Никитин родился 15 декабря 1907 года в То­больске. Отец, типографский инженер, был уволен со службы за участие в революции и работал судебным писарем. В 1911 г. семья переехала в Ишим, где Николай окончил приходское училище и первый класс мужской гимназии, а его мать в 1914 г. открыла фотопавильон.

Несмотря на то, что фотопавильон пустовал редко, Никитины не могли позволить себе нанять репетитора, который подготовил бы Николая в гимназию, и испытывали некоторое чувство вины перед сыном, хотя и не подавали вида. Какими-нибудь ярко выраженными способностями он не блистал, вот разве что любил рисовать и умел добиваться сходства с натурой. Когда ему не было еще семи лет, Ольга Николаевна научила сына бегло читать и считать в пределах сотни. Дальше она не знала, чему его учить, а пора регулярных занятий между тем уже наступила.

Вскоре судьба улыбнулась им: в городе появился человек с удивительно соответствующей ему фамилией — Книжник, которому суждено было оставить яркий след в судьбе Николая Никитина. По исстари заведенному сибирскому обычаю в доме Никитиных часто находили приют незнакомые люди, попавшие в беду. Одни жили подолгу, другие — короткий срок. Возле их очага люди с изломанной судьбой отогревались, мягчели душой. Оттаяв, шли своей дорогой дальше. Книжнику идти было некуда. После каторги, которую он отбыл по большому сроку в Петровском Заводе за Алтаем, определили ему местом поселения Ишим, где у него не было ни знакомых, ни родственников. Трудно было поверить, что этот человек когда-то был молод, остроумен, красив. Осудили его бог весть за что — об этом спрашивать не полагалось — еще в прошлом веке, едва он закончил императорский университет в Петербурге и готовился защитить степень.

Безо всяких усилий приворожил он к себе сердце мальчика, проявляя ко всем его делам непосредственную заинтересованность. Однажды Василий Васильевич и Книжник отправились на аукцион и купили там целую библиотеку — три связки популярных брошюр и книжек. Для Ишима это была редкая удача. Внимание мальчика и его учителя привлекла стопка книжек с именами вместо названий: «Микеланджело», «Рафаэль», «Гуттенберг — отец книгопечатания», «Уатт — отец локомобиля», «Фултон — изобретатель парохода». Игра в великих людей долго была их главным развлечением. Детская фантазия свободно раздвигала привычное жизненное пространство, в котором живут люди, включала в него облака и небесные сферы, наполняла дом людей воздухом и солнцем. Они открывали для себя новый мир, в котором счастливые люди щедро дарили друг другу высшие плоды своего труда и разума. Их дружба казалась бесконечной и вдруг оборвалась. Однажды за Книжником пришли жандармы и, объявив амнистию, по которой освободили его, недействительной, увели его со двора на принудительные работы…

Наступил февраль 1917 года. Николаю шел десятый год, когда мама отвела его в гимназию. Несмотря на все ее страхи, он легко выдержал вступительные экзамены. Началась гражданская война, а с ней скитания по чужим дворам и подвалам, голод и отчаянная борьба за выживание. Долгий и тяжелый тиф, сваливший с ног отца, а потом и младшую сестру Николая, переложил на детские плечи множество непосильных семейных забот. В 1919 г. семья вместе с отступавшими колчаковскими войсками уехала в г. Новониколаевск (Новосибирск).

Вместе с аттестатом зрелости Николай Никитин получил путевку в Томский технологический институт и «Характеристику-рекомендацию», в которой значилось: «Рекомендуя окончившего в истекшем 1924/25 учебном году полный курс Ново-Николаевской девятигрупповой 12-й Совшколы имени профессора Тимирязева Никитина Николая, как вполне достойного для поступления в вуз, школьный совет означенной школы руководился теми соображениями, что за все время пребывания в школе Никитин проявил себя как даровитый и настойчивый в достижении поставленной себе цели ученик».

В 1930 году Никитин с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета Томского технологического института. Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. Научное руководство бюро осуществлял профессор Николай Иванович Молотилов. Одним из разделов методики был «Расчет рамных конструкций на боковое смещение». Это были первые расчеты для высотных железобетонных конструкций.

В Томске Никитин впервые познакомился с курсом лекций по «Технологии железобетона». Следует отметить, что искусственный материал «железобетон» в современном представлении во многом отличается от того строительного материала, подобие которого было широко известно еще в Древнем Риме и даже раньше. О нем неоднократно забывали в прошлом древние цивилизации и этот универсальный материал многократно «открывали» вновь, каждый раз совершенствуя его качество.

Еще будучи студентом, Н.В. Никитин принимал активное участие в расчетах армированных конструкций опор, балок и плит. Он занимался разработкой методики расчета рамных конструкций гражданских и промышленных объектов. После окончания архитектурного отделения строительного факультета Томского технологического института в 1930 г. началась его трудовая жизнь на строительстве ряда объектов в Сибири. Уже в те далекие годы его творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление и критическая оценка конструктивных решений.

Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало длинное четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте на Красном проспекте в Новосибирске. Для его строительства Никитину пришлось организовать собственное производство железобетонных опор, балок и ферм. Это было первое в стране здание из сборного железобетона.

В начале — середине 1930-х гг. Никитин работает в Новосибирске в группе архитекторов — конструктивистов, разрабатывая уникальные конструкции для жилых и общественных зданий. В 1930 г. разрабатывает дерево-гвоздевую большепролетную арочную конструкцию для спортивного клуба «Динамо» им. Менжинского (архитекторы Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев). Творение Никитина — дощато-фанерные арки покрытия игрового зала спортклуба «Динамо» пролётом 22,5м, вскоре вошло во все вузовские учебники. Несмотря на огромные размеры, арки были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную.

В 1932 году Никитин спроектировал большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала в Новосибирске.

…В начале 30-х годов Н.В. Никитин познакомился с Юрием Васильевичем Кондратюком, весьма необычным, одаренным человеком того времени, который в глубинке занимался разработкой проектов, расчетов и изобретением механизмов, начиная от элеваторов, шахтных копров и до расчетов траекторий космических кораблей для межпланетных полетов.

В 1932 г. после объявления Наркоматом тяжелой промышленности и энергетики открытого конкурса на проект мощной ветроэлектростанции в Крыму, которую намечали построить на вершине горы Ай-Петри, по приглашению Юрия Васильевича Кондратюка, Николай Васильевич приехал в Москву. Вскоре вся проектная группа специалистов отправилась в Крым на разработку и реализацию проекта на месте строительства.

Архитектурный образ Крымской Ветроэлектростанции (ВЭС), созданный с участием Н.В. Никитина, был очень лаконичен, оригинален и выглядел современным. Он получил первую премию. ВЭС напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы перемещенный из горизонтальной в вертикальную плоскость. Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое (по тем временам) количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма.

На этом объекте Н.В. Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке.

По целому ряду причин реальный проект ВЭС в то время не был реализован, однако теоретические предпосылки, некоторые особенности теории расчета высотных башенных сооружений на воздействие статических и динамических нагрузок, необходимость учета гармонических колебаний и целый ряд других проблем, легли в последующем в основу расчета Останкинской телевизионной башни, значительно большей высоты, чем проект Крымской ВЭС.

Николай Васильевич много и упорно работал в период Великой Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта.

И послевоенные годы также были не из лёгких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. А это можно было сделать лишь на индустриальной основе с применением новых методов строительства и с использованием заводских железобетонных элементов — плит, балок и ферм различных типовых пролетов и размеров. Николай Васильевич принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных «шедовых» конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию — звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии.

Следует отметить необычайно широкий круг его творческих интересов во всех областях строительной науки и техники. Но главным образом, имя Николая Васильевича Никитина неразрывно связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание.

Никитин Николай Васильевич // 20 имен Тобольской истории: [коллекционное издание. 50 нумерованных экз.] / [ред., авт. текста, авт. послесл. Ю. П. Перминов; авт. текста В. В. Дворцов; авт. эпиграфов А. К. Омельчук; вступ. слово А. Г. Елфимов; офорты Н. Казимова; худож. И. Е. Лукьянов]. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2014. — С. 125-129.

Список литературы из фонда библиотеки, рекомендуемой для прочтения:

Книги:

  1. Копылов, В. Е. Окрик памяти. В. 2-х кн.: история Тюменского края глазами инженера. Кн. 2 / В. Е. Копылов. – Тюмень: Слово, 2001. -352с.
  2. Нельзя не влюбиться в нашу старину: по Тобольску с Галиной Кондаковой / сост. Ж. Ермолаева. – Тобольск: Арт-Сибирь, 2007. – 140с.

Статьи из книг:

  1. Николай Никитин // 20 имен Тобольской истории / [ред., авт. текста, авт. послесл. Ю. П.       Перминов; авт. текста В. В. Дворцов; авт. эпиграфов А. К. Омельчук; вступ. слово А. Г. Елфимов; офорты Н. Казимова; худож. И. Е. Лукьянов]. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2014. – С. 126 – 133.

Статьи из периодических изданий:

  1. Неволин, Д. Николай Никитин: достучаться до небес / Д. Неволин // Тюменские известия. — 2012. — 14 декабря. — С. 7.
  2. Дымов, В. Лучший конструктор Советского Союза / В. Дымов // Тюменские известия. – 2009. – 21 октября. – С. 1.
  3. Дыховичный, Ю Никитинская высота / Ю. Дыховичный, Л. Шмаль // Тобольская правда. – 2008. – 29 января. – С. 2.
  4. Кондакова, Г. Отец великана / Г. Кондакова // Тобольская правда. – 2002. – 14 ноября.
  5. Н. В. Никитин: великие люди // Тюменские непоседы – 2008. – № 11. – С. 8.
  6. Шмаль, Л. «За то, что жил вечная ему слава!» / Л. Шмаль // Советская Сибирь. — 2008. – 19 января. — С. 4.
  7. Шмаль, Л. 5 секретов инженера Никитина / Л. Шмаль // Работница. – 2008. — № 4. – С. 24.
Родина-Мать на Мамаевом курга­не. Символ не только Сталинград­ской битвы, но и всей нашей великой Победы... Знаменитая на весь мир Остан­кинская телебашня, по праву входя­щая в «Международную Федерацию Великих башен»... Разработки фундаментов и несущих каркасов Дворца Советов, главного здания МГУ на Воробьёвых горах, Дворца культуры в Варшаве, Центрального стадиона в Лужниках... Ничего этого могло и не быть, если бы не конструкторский, архи­текторский гений тоболяка Николая Никитина...   Николай Васильевич Никитин родился 15 декабря 1907 года в То­больске. Отец, типографский инженер, был уволен со службы за участие в революции и работал судебным писарем. В 1911 г. семья переехала в Ишим, где Николай…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.28 ( 10 голосов)
0
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy