Биография
Занкиев Якуб Камалеевич (06.04.1917, г. Иркутск — 7.03.2003, г. Тобольск), основоположник прозы сибирских татар, заслуженный учитель школы РСФСР (1957).
Родился в семье сибирского татарина Камали Занкиевича Занкиева, крестьянина Епанчинских юрт Тобольского округа, и Заки-рабану Валитовны, дочери муэдзина. В 1918 году семья 3анкиева вернулась из Иркутска в Епанчино. В 1933 году окончил Тобольскую татаро-башкирскую школу, в 1935 году — татарский педагогический техникум, преподавал математику и физику в Епанчинской (1934), Сеитовской (1935-1936 гг.) и Чебургинской (1936-1938) школах (Тобольский округ). Окончил физико-математический факультет Тюменского учительского института (1938-1940), работал по специальности в тюменской татарской средней школе № 3 (1940 — 1942). В мае 1942 года ушёл добровольцем на фронт, был командиром взвода противотанковой истребительской бригады, сформированной в Тюмени. Участник сражения на Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии. С 1946 года работал в Асланинской и Епанчинской школах, преподавал математику, был завучем, директором. В 1952-1955 гг. заведовал Тобольским районо. Член Союза писателей Татарстана (1995). В 1949 году — первая публикация в журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа») под псевдонимом Кычыткан («Крапива»). Вершина творчества писателя: роман «Иртеш таннары» («Зори Иртыша»). В 1994 году в Тюмени вышла первая книга рассказов для детей «Кайчыколак» («Остроушко»), историческая эпопея. Первое произведение о жизни сибирских татар Прииртышья с августа 1917 года до середины 1940-х, отличается тематической широтой, заострённостью этических проблем. В центре повествования — судьба учителя Мухамеда Уразаева. Первая книга опубликована в 1988 году в литературном журнале «Казан утлары» («Огни Казани»), вторая — в 1995 году. В 1994 году Татарское книжное издательство выпустило роман-дилогию единой книгой. Роман (в первой версии) занял второе место в Татарстане на конкурсе «Лучшая книга года» (1988). В 1996-1997 гг. книга была переведена на русский язык и опубликована. В 1999 году вышла в свет (на татарском языке) книга «Ялкында отелгэен мэхэббэт» («Любовь, объятая пламенем») о жизни сибирских татар, их быте и нравах, традициях, обычаях, в 2001 году переведена на русский язык и опубликована. 3анкиев работал и в малых жанрах: рассказ, очерк, статья, фельетон. Эти произведения опубликованы в журналах и газетах Татарстана на русском и татарском языках. Знаком уважения к творчеству и деятельности 3анкиева стала конференция «Занкиевские чтения» (Тобольск, 2002).
Почётный гражданин Загваздинского сельского совета Тобольского р-на (1997). Лауреат Государственой премии Республики Татарстан им. Габдулы Тукая (2002).
Награждён орденами Отечественной войны I и II степени (1944,1985), Красной Звезды (1944), медалями.
Поближе познакомиться с творчеством Я. К. Занкиева вам поможет рекомендательный список составленный М. Ш. Кульмаметевой, библиотекарем Санниковского филиала
Отдельные произведения
- Занкиев Я. Зори Иртыша. Роман. Книга первая. / Я. К. Занкиев; вступ. ст. Я. Занкиева – Тюмень: СофтДизайн, 1996. -272 с.
- Занкиев Я. Зори Иртыша. Роман. Книга вторая / Предисл. В. Рогачева. – Тюмень: СофтДизайн, 1998. -232 с.
- Занкиев Я. Иртеш таннары: Роман ( на татарском языке) / Я. К. Занкиев; – Казань: Татарское книжное изд.1994 – 672 с.
- Занкиев Я. Кайчыколак.: Рассказы и сценарии по роману «Зори Иртыша» (на татарском языке) / Я. К. Занкиев; — Тюмень: Тюменский издательский дом, 2002. -66 с.
- Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем. Роман. ( на татарском языке)– Тюмень: Вектор Бук изд. 1999. -312 с.
- Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем: роман. Тюмень: Изд. Тюменского госуниверситета, 2001. 280 с.
Публикации в периодических изданиях
- Абайдуллина Г. Поздравление Юбиляра / Г. Абайдуллина // Янарыш. – 2002. – 19 апреля. – С.1.
- Акбуляков З. Судьба деревень / З. Акбуляков // Янарыш. – 1991. – 30 марта. – С.2.
- Алишина Х.. Выдающаяся личность нашего народа / Х. Алишина // Янарыш. 1998. – 7 апреля. – С.1, 4.
- Алишина Х. Народный писатель сибирских татар / Х. Алишина // Тобольская правда. – 1997.- 25 марта. – С3.
- Алишина Х. Первый писатель сибирских татар / Х. Алишина // Тюменские известия. – 1997. – 5 апреля. – С. 3.
- Алишина Х. Якуб Занкиев / Х. Алишина // Тобольская правда. – 1994. – 1 июня. – С.2.
- Аппасова Н. Горурлык хисе таратучылар / Н. Аппасова // Янарыш – 2002. 16. апреля. – С. 2.
- Баитов Ф. На струнах воспоминаний / Ф. Баитов // 2005. – 8 августа. – С. 3.
- Баутдинов Г. Письма в сибирское село Акияры / Г. Баутдинов // Татарский мир. – 2013. — № 2. – С. 11.
- Бачурина А. Бескорыстная дружба людская / А.Бачурина // Советская Сибирь. – 1974. – 16 апреля. С. 3.
- Занкиев Я. Перед вами склоняю голову / Я. Занкиев // Янарыш. – Азат хатын. – 1997. – 3 март.
- Занкиев Я. На войне есть и каменные горы / Я. Занкиев // Янарыш. 2001. 15 май. – С. 2.
- Камалова М. Пусть знают люди… / М. Камалова // Янарыш. – 1991. – 30 марта. –С.2.
- Маметов Н. Прославленный земляк / Н. Маметова // Янарыш. – 1991. – 30 марта. –С.2.
- Минасьян Г. Алеют «Зори Иртыша» / Г. Минасьян // Советская Сибирь. – 1997. – 5 апреля. – С4.
- Муратов М. В память Якуба Занкиева / М. Муратов // Янарыш. – 2007. – 5 октябрь. С. 2.
- Назырова Н. Наставника народ никогда не забудет / Н. Назырова // Янарыш. – 2015. — № 15. – 10 апреля. – С.1.
- Половинко Р. На земле предков… / Р. Половинко // Тобольская правда. — 2002. – 29 июня. – С. 6.
- Речебакиева Х. Кандидат, премии Г. Тукая / Х. Речебакиева // Янарыш. – 2002. – 5 апреля. С. 4.
- Сагитов А. Проводы в последний путь / А. Сагитов // Янарыш. – 2003. – 14 март. – С. 8.
- Сайфулина Н. Поздравление Юбиляра / Н. Сайфулина // Янарыш. – 2002. – 19 апреля. – С. 1.
- Сайфулина Ф. Якубу Занкиеву 85 лет / Ф. Сайфулина // Янарыш. – 2002. – 5 апреля. С. 4.
- Хабибуллин Х. Кандидат, премии Г. Тукая / Х. Хабибуллин // Янарыш. – 2002. – 16. апреля. – С. 2.
- Файзуллин Т. Пусть не иссякнет родник доброты / Т. Файзуллин // Советская Сибирь. – 1997. – 5 апреля. – С4.
«Учитель, герой, писатель»
Сценарий по творчеству Якуба Камалиевича Занкиева
Цели:
- Продвигать книги военно-патриотической тематики.
Задачи:
- Изучение военной тематики в творчестве писателя Якуба Камалиевича Занкиева
- Способствовать воспитанию чувства благодарности ветеранам за Победу в Великой отечественной войне.
- Привлекать внимания читателей, особенно детской и юношеской групп к изучению военной истории страны.
Оборудование: мультимедийное устройство.
Музыкальный ряд:
Пеня «Священная война» муз. А. Александрова
Песня «Землянка» в исполнении Л. Руслановой
«Шахта кое» татарская народная мелодия
Ход урока:
(Мультимедийная презентация)
1 слайд.
— Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости! Сегодня мы проведем час мужества, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема урока «Учитель, герой, писатель». Попытаемся раскрыть тему войны в творчестве писателя Якуба Камалиевича Занкиева.
2 слайд.
Сегодня мы вспомним Якуба Камалиевича Занкиева: земляка, учителя, фронтовика, просветителя, писателя, публициста. Вспомним его произведения, связанные со второй мировой войной, вспомним героев его книг.
3 слайд. («Звуки» войны: звук рвущихся снарядов)
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д. Самойлов
4 слайд. (Песня «Священная война», Музыка А. Александрова)
17 июня 1941 года Якуба Камалиевича призвали в армию. А потом была война…
Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.
5 слайд
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
С. Щипачев
6 слайд.
Якубу Камалиевичу было тогда 24 года. В апреле1942 года он серьезно заболел и был демобилизован, а в 1942 году ушел добровольцем на войну. Был командиром взвода противотанковой истребительской бригады, сформированной в Тюмени. Участник сражения на Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии.
7 слайд.
Был разведчиком, радистом, телефонистом воевал на Воронежском направлении.
В мае 1943 года прямо с фронта Якуба Камалиевча отправили учиться на офицера в Первое Ленинградское артиллерийское училище, которое было в это время эвакуировано в город Энгельск на Волге.
После окончания училища с апреля 1944 года он служил командиром взвода гвардейского полка. Уже став офицером, брал Лагов, Дрезден, Прагу. Пересекает реки Вислу и Одер, участвует во взятии Польши, Чехословакии, Германии.
8 слайд.
В близ польского города Лагов в составе семи разведчиков противостоит 120 фашистам. Более двадцати немцев было уничтожено, а двух врагов взяли в плен, как «языков». Силы были не равными, ему пришлось вызвать огонь батареи на себя. В этом бою трое красноармейцев погибает, четверо остаются в живых.
За героические поступки Якуб Камалиевич был удостоен ордена «Красной звезды» ордена и первой и второй степени «Отечественной войны», награжден многочисленными медалями».
9 слайд.
Война, о которой Якуб Камалиевич написал немало.
Нелегкая правда пережитого и прочувствованного легла в основу произведений прозаика – романа-дилогии «Зори Иртыша».
Мудрый писатель просто размышляет, изображает правдивую жизнь родного края. Впервые в нашей литературе война показана автором с глубинной народной точки зрения – из сибирского тыла. Она представлена как страшный каток, подмявший насмерть самых лучших, самых честных людей Ялана, самых жизнеспособных и красивых. Она обезглавила лидеров, нарушила естественный ход вещей, эстафету целых поколений, умертвила многие семьи, стёрла с лица земли их неповторимый след.
10 слайд.
Любовь к жизни ведет через разрушенную, поруганную войной страну главного героя Уразаева. Подумайте, подивитесь его подвигу. Подвигу во имя продолжения жизни, доброго мира и спокойствия на родной земле. Нечеловеческие испытания переживает и переносит герой Я. Занкиева.
11 слайд.
И вот Мухамед с коварно дающей о себе знать раной в легких. После многомесячных дней и ночей в госпитале, после страшных известий о гибели в Бухенвальде любимой Сании, смерти её матери в Ялане, трагической развязки судьбы сына Шамиля, пытавшегося навести элементарный порядок в рядах, оскотинившихся «защитников отечества», совершает ещё один нравственный подвиг. Чуть окрепнув, Уразаев едет не на восток, в Сибирь, а на запад – к овдовевшей красавице Зосе, пленившей сердце его сына; забирает её с маленьким внуком Шамилем.
12 слайд.
Тема войны во второй книге – страшная тема. Откуда только взял нравственные силы Я. Занкиев, чтобы написать всю жуткую правду о ней? Он не стал проклинать собственный народ, все-таки победивший фашизм. Прозаик назвал свою трагическую цену Великой Победы.
Рассудительный и умный стратег, пусть в масштабе своей небольшой части, Уразаев с горечью замечает, сколько бестолочи в наших военных порядках, сколько дурных командиров наверху, не умеющих организовать военное дело, угрожающих трибуналом в ответ на разумные предложения подчинённых. А бойцы? Они тоже разные. Есть и подлецы, готовые выстрелить своему командиру в спину, сбежать к врагу.
Верно, изображены мучительные колебания Мухамеда, когда его часть и примкнувшие пехотинцы со старшиной, попав в окружение, обнаружили предателя. Но люди чутьём поняли: этот Уразаев спасет, этот не будет поливать их кровью дорогу к своему спасению. Они ждут его решения. Рядом – опора Мухамеда, опытный вояка сибиряк Пахомов. Уразаев, имеющий и сам опыт с гражданской, не обрывает солдат. Вместе они взвешивают цену человеческой жизни, вместе решают – смерть предателю… А какова сцена, когда Уразаев заклинает бойцов не спать на снегу: замерзнете, погибнете. И герой тут же показывает, что надо делать. Как прислониться к дереву, чтобы сберечь себя. С эпической силой показана горькая история Сании, единственной из военврачей, не бросившей раненных и попавшей в плен. Она – великая мать, заслонившая Валю, дитё, от фашистской пули. Вот такие матери сделали всё, чтобы мы жили дальше. Замечательно, как увидел автор, как написал про последнее счастье маленьких узников Бухенвальда – про школу в лагере, в которой побывала и Сания.
Гибнет из-за дикого разгула страстей на войне Шамиль, сын Уразаева. Его батарея перепилась, найдя цистерну с зеленым змием, специально оставленную гитлеровцами.
В условиях войны даже рота становится неким островком самостоятельности. Матерый командир про то знает, он всегда окружен верными людьми. Особенно в трудную минуту, когда у большинства вояк просыпается одно – плевать на всё, лишь бы остаться в живых. Бесчеловечность войны срывает с многих социальные маски и тонкую нравственную оболочку. Увы, её прочность – удел немногих.
В советское время роты наполняли формально, мол, все – советские люди и должны подчиняться зеленому выпускнику краткосрочных офицерских курсов. Вот фальшь, подточившая СССР. Люди – лишь винтики системы, их не жалко. Убили то ли фашисты, то ли свои недовольные солдаты молодого паренька-ротного – плевать. Заявка на пополнение подана, пришлют такого же несчастного. Ибо в штабе сидел тип, которому, как правило, было лень разбираться в людях. Лишь бы выполнить план, отчитаться. И только в разведке было лучше, где командиры могли сами отбирать пополнение. Так Я. Занкиев в гибели Шамиля увидел бездушный механизм «строя».
Суров и справедлив роман-урок Я. Занкиева, но он убеждает, действует через сердце, уговаривает неразумных.
13 слайд.
(Песня «Землянка» в исполнении Л. Руслановой)
Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлеты человеческого духа. Высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжелых боях; придавали им сил и мужества.
14 слайд.
В романе “Любовь, объятая пламенем”, написанном в последние годы жизни, автор остается верным однажды выбранной теме. И здесь главным героем произведения является сельский учитель, посвятивший себя школе. Тот факт, что в самом начале романа главный герой Зиннур, окончив перед войной учительский институт, возвращается в родную школу учителем физики, дает возможность соотнести образ героя с самим автором.
Поколение сороковых прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. «Любовь, объятая пламенем»
15 слайд.
В таежной сибирской глуши, затерялась татарская деревня Көмешлесу. Жарким предвоенным летом встретились Зиннур и Нурия, полюбили друг друга, но соединить свои жизни им суждено было лишь спустя многие годы.
16 слайд. (Зачитать отрывки из романа «Любовь, объятая пламенем»)
-«Лейтенанта артиллерии Абдуллина Зиннура отправили на передовую. Вражеские пулеметы и автоматы били без передышки…. Главная задача полка – остановить продвижение вражеской дивизии…». Стр. 124. глава 21.
17 слайд.
«… Учебу решили проводить по воскресеньям, так как полицаи, охранники в этот день возлагают свои обязанности на старших по блокам, а сами предаются развлечениям. В одно из воскресений Абдуллина по распоряжению Силина проводили в детский блок. Изможденные дети, похожие друг на друга, шмыгали остренькими клювиками носов….
— Дети, я ваш учитель. Моя фамилия Абдуллин. До войны я работал учителем. Называйте меня просто дядей. Сегодня у нас будет урок истории….
— Вы умеете хранить тайны? – Первое требование – никто не должен догадываться о наших уроках. «Охранники, гестапо проверяют каждый наш шаг, вы это знаете», — сказал Зиннур». Стр. 199.
18 слайд.
«Для меня памятны воспоминания о моем отце — ветеране войны и труда, заслуженном учителе школы РСФСР, участнике ВОВ, орденоносце, артиллеристе-разведчике Якубе Камалиевиче Занкиеве. Честнейший человек, романтик, Человек с большой буквы мой папа прожил долгую, счастливую жизнь. Мы, его дети и внуки, любили и уважали его, а он безумно нас любил и заботился о нас. Он нам рассказывал, как несколько раз спасала его судьба от верной гибели. Помогали случаи. Пуля пролетела, задев только слегка фуражку, спасся от провала в обрыв, пересев на другую машину, полячка предупредила о фашистах в деревне. И мы были счастливы, что папа остался невредимым и вернулся с войны живым. Прошло уже 12 лет, как его нет, но мы помним его всегда и часто вспоминаем, перелистывая семейные альбомы. И я очень счастлива, что у меня был такой папа». (Из воспоминаний дочери Якуба Занкиева)
19 слайд.
«Ваша книга учит добру» заметка из газеты «Советская Сибирь». — 2003. — 30 января. — С. 3 Отрывки из сочинений выпускников Санниковской школы.
Р. Кабаева. «Я благодарна вам за те чувства, которые вызывает ваше произведение. Я так переживала за героев книги, что даже плакала, читая тот или иной эпизод».
Д. Берендеев. «Вы написали не только о человеке, герое. Ваша книга – это история моего родного края».
Э. Рузеева. Я прочитала все ваши произведения. Читала и жила вместе с героями, болела за них. Ваши книги учат нас добру, учат добиваться справедливости».
С. Гаджикаримова. «В ваших романах живут люди смелые, мужественные, сильные, которые верят в жизнь».
О. Аширбакиева. «В вашей книге торжествует любовь, она будет жить вечно. Вы показали настоящую человеческую дружбу, верность и преданность. Поэтому роман захватывает, его с интересом будут читать и другие поколения».
Н. Чулкова. «Эпизод, где погибает верная собака Актуш, очень печальный…. Рушится жизнь родителей Зиннура, честных и благородных людей. Я не могла сдержать слез…. И все-таки верила, что добро восторжествует…»
Выступление Нурчиян Мухаметулловны Назыровой, ученицы Якуба Камалиевича Занкиева.
20 слайд.
«После войны у меня возникло желание написать книгу об учителях, рассказать об истории…».
Якуб Камалиевич демобилизовался в октябре 1946 года. Тюменским облоно он был назначен учителем математики и физики в Асланинскую среднюю школу Ялуторовского района. Позднее работает завучем, а потом и директором этой школы.
В 1950 году Занкиев вернулся работать в Епанчинскую восьмилетнюю школу.
С 1952-1955 годы работает заведующим Тобольским районо.
В марте 1957 года присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»
Общий трудовой стаж – 45 лет.
21 слайд
В День Победы
«В День победы в школе состоялся вечер встречи выпускников довоенных лет….
К доске вышел Зиннур, объявил о начале урока памяти…. Односельчане уважали Зиннура, гордились им. Он прославился своими добрыми делами в школе, в колхозе, на фронте…» («Любовь, объятая пламенем» стр. 277.)
Эти слова можно смело отнести к автору книги Якубу Камалиевичу Занкиеву.
22 слайд
Бригада, рожденная в Тюмени. Якуб Камалиевич с учениками.
23 слайд
Он в это утро, далеко от дома,
Дошел до самого конца войны.
Он в стольких битвах не оглох от грома,
А вот сейчас оглох от тишины.
Он, улыбаясь, жмурился от света,
Еще пропахший дымом, весь в пыли:
«Так вот она, товарищи, победа,
Так вот когда мы до нее дошли!»
Вседневно смерть глаза его видали.
Но он сумел и смерть столкнуть с пути.
Суровые солдатские медали
Блестят от солнца на его груди.
«Солдат» С. Щипачев
Литература: Стихи: Д. Самойлов, С. Щипачев
Я. К. Занкиев «Ступеньки моей жизни» // Я. Занкиев «Зори Иртыша» — Тюмень: Софт Дизайн, 1996. – С. 3-4.
В. Рогачев «В ожидании рассвета» // Я. Занкиев «Зори Иртыша» — Тюмень: Софт Дизайн, 1998. – С. 1-14.
Я. Занкиев «Любовь, объятая пламенем» — Тюмень: изд. Тюменского государственного университета, 2001.
Информационный буклет «Имени его столетия не сотрут» к 100-летию со дня рождения Якуба Камалеевича Занкиева
Виртуальная выставка «И нет у нас иного достояния»