Главная » Рахвалов Александр Степанович

Рахвалов Александр Степанович

Сценарий круглого стола по произведению А. Рахвалова «Ближе к воле»

Без ретуши

Цель: Знакомить пользователей с писателем Тюменской области Александром Степановичем Рахваловым.

Задачи:
1. Определить основную идею романа «Ближе к воле».
2. Знакомить читателей с другими книгами А. Рахвалова.
3. Воспитывать интерес к краеведческой литературе.
Музыкальный ряд: Гимн Тобольска в исполнении братьев Арангуловых
«Конь» в исполнении группы «Любэ»
Оборудование и наглядность:
4. книжная выставка «Александр Рахвалов – без ретуши».
5. мультимедийная презентация «Писатели Тюменской области Рахвалов Александр Степанович»

Подготовительная работа:
1. прочтение активными читателями произведения «Ближе к воле»
2. поиск литературы для проведения круглого стола.

Ход круглого стола
Библиотекарь:
— Здравствуйте уважаемые гости, читатели нашей библиотеки! Мероприятие, которое сегодня проведем, посвящено Тобольскому писателю Александру Рахвалову.

Рахвалов Александр Степанович родился 13.03.1956, д. Мечатное Вагайского района Тюменской области. Работал в колхозе, был грузчиком, оператором, журналистом. Учился в Литературном институте им. М. Горького. «В 1987 г. приехал в Тобольск в год его 400-летия, — вспоминает Александр Степанович. – По началу работал в газете «Советская Сибирь», потом занялся писательством. Первая книга «Год крестьянского хозрасчета» вышла в Екатеринбурге в 1989 году, в следующем году – роман «На гарях» в Москве, затем издательская стена обрушилась, и после многих лет непризнания его стали публиковать, причем фактически те же самые редакторы и издатели, что прежде возвращали все рукописи. В последующее время издавался в разных журналах и альманахах, коллективных сборниках. Выпустил ряд публицистических книг, романов и повестей. Член Союза писателей России с 1991 года. Литературная деятельность писателя началась с увлечения поэзией. Он печатался в местных, региональных и столичных изданиях, был активным членом Тюменского литобъединения. Но уже с середины 1980-х годов серьезно занялся прозой. Первое прозаическое произведение писателя – рассказ «Родительский день» – опубликовано в 1987 г. в журнале «Литературная учеба».

Рахвалов А.С. – автор романов «Роман о собаках», «Бездари», «Ближе к воле», «И всюду лик коня», «На гарях», очерко-документальных книг «Барский лес, или пора кедрового ореха», «Энергия «стольного града» (об истории Тобольской ТЭЦ). «От ямщика до «Телекома» (о тобольских связистах), «Год колхозного хозрасчета» (о колхозе «Трудовая семья» Тобольского района) и других, а также стихов. Серия «лагерных» романов 1990-х связана с личным юношеским опытом автора, который обостренно размышляет о драме своего поколения в эпоху исторических перемен конца XX века.

А.С. Рахвалова отличает своеобразный взгляд на окружающую действительность. Он смотрит на нее глазами народа, той его части, которая не «нажила палат каменных». Писатель как бы говорит: жизнь трудна, грязна, но в ней есть место и чувству собственного достоинства, и любви, и надежде. Мрачное настроение, которое пронизывает его стиль, постепенно как бы светлеет, и это тот свет в конце тоннеля, что придает человеку силы выстоять, выдержать и не опуститься на дно.

«В лагерном обозе». (1993) В романе рассказывается о работе следователей прокуратуры по чрезвычайно сложному и жестокому делу, к счастью, вчерашнего дня. Порой кажется, что автор пишет не о провинциальном тихом городке, каких на сибирской карте не счесть, а о дичайшем обозе, перетащившемся из лагерей в некогда благословенную глубинку.

«На гарях» (1990) Герои писателя люди, нарушившие закон, отбывшие наказание, находящиеся в сложном периоде переосмысления и переустройства жизни. Среди них подростки, о которых автор пишет с особым душевным волнением. Писатель далеко не бесстрастно рассматривает причины личных и общественных бед. С гражданской страстностью и человеческой болью говорит он не только о степени вины каждого из героев, но и о вине общества, всех его членов, несущих свою долю ответственности за судьбу ближнего.

«И всюду лик коня» (1995) Наполовину амнистированная и реабилитированная Россия. Даже деревня труженица, мать благородства и чистого нрава начинает жить несвойственной для себя жизнью, отличающейся особым барачным бытом и своеобразными обычаями, языком, вынесенным из лагерей. В такой атмосфере проходит детство маленького героя романа, в основу положен документальный материал. Тяжелое детство младшего подростка усугубляется еще и тем, что его обвиняют в краже, которую он не совершал. Через 30 лет автор вернулся к этому дикому факту и надеется на реабилитацию своего маленького героя. Деспотичный характер матери, не совсем здоровая окружающая среда, всюду присутствует смерть, смерть людей и животных, но есть и светлое в романе это лошади и его бабушка.

«По дикому ржали кони, затерявшись в темных лугах. Я бежал на это ржание как на спасительный зов и, кажется, различал в кромешной мгле их чистые лики».

«Богема умирает последней…» (2006), Эта книга посвящена многотрудному житию удивительной тобольской поэтессы Светланы Соловьевой, скончавшейся 6 апреля 2005 года. Все заметки и очерки были написаны автором как бы с натуры и в достаточной мере отражают непосильные тяготы земного бытия этой женщины и, по сути дела, несчастного человека, успевшего издать всего одну книгу.

Автор документальных книг: «Энергия «стольного града» (об истории Тобольской ТЭЦ, 1995), «От ямщика до «Телекома» (о тобольских связистах, 1999), «Барский лес, или Пора кедрового ореха» (о мастерах леса, об их почти безымянном труде 1995). «Трасса» (о нефтепроводчиках Тобольского управления, о том мире, о котором так мало известно на «Большой земле» 1993), «Главная профессия на земле Азмет Хут и другие» (о реставрации Тобольска и о строителях 2009),

«Храмовая версия Тобольска» 2011

Уважаемый Владимир Владимирович!

– Большую часть жизни я прожил в Тобольске. Раньше было больно смотреть, как архитектурно-исторические памятники города приходят в упадок. К счастью, ситуация изменилась.

Прежний губернатор Сергей Собянин к вопросу восстановления былого величия древней столицы Сибири отнесся с особым трепетом, а Владимир Якушев продолжает начатое. Тобольск преображается на глазах. У меня родилась идея написать о реставраторах книгу, над которой сейчас и работаю.

Александр РАХВАЛОВ, писатель, г. Тобольск

24.11.2010

«Храмовая версия Тобольска – эта предельно последовательная и правдивая хроника Тобольского кремля и всего храмового наследия, что возводили и не раз, затем восстанавливали из руин в самом городе и в его окрестностях. Материалы для своей книги автор собирал в течение 20-ти лет, это огромный труд, основанный на архивных и исторических документах…

Писатель не называет имена тех, кто конкретно повинен в том, что некоторые храмы и памятники архитектуры до сих пор находятся в плачевном состоянии, тем более что в кипах чиновничьих бумаг разобраться уже невозможно, но в каждой строчке из четырехсот пятидесяти страниц «Храмовой версии Тобольска» звучит набат, набат по утраченным храмам. Но, несмотря на печальные потери, автор отмечает и подвижки в реставрации, например, Абалакского комплекса, Иоанно-Введенского женского монастыря (зачитать отрывок из статьи Е. Слинкиной «Храмовая версия Тобольска» С. 50).

«Северный триумвират»(2008). Частная хроника Тобольского писателя Александра Рахвалова рисует широкую панораму жизни северного триумвирата – огромного, бурно развивающегося края – от Тюмени до Салехарда, от Тобольска до Ханты-Мансийска. Рассказывая о сегодняшнем дне и недавнем прошлом обширного северного региона – о людях, их свершениях, проблемах развития экономики и культуры, — автор заглядывает в глубину истории края. Центральное место в книге занимает «старогубернская столица – Тобольск, жизнь и дела его тружеников, его славное культурное наследие, его самобытные памятники архитектуры и истории, восстанавливаемые после многолетнего запустения.

«Это не коммерческие издания. Серьезную книгу трудно продать, поэтому чаще всего я их раздаю, а о тюрьмах и бандитах, как в 90-х годах, больше писать не хочется. Правда есть задумка — написать о местной женской колонии.

Историк Карамзин работал над своей «Историей государства Российского» тоже по заказу. И, заметьте, почти вся мировая живопись писалась на заказ. В моем случае речь идет только о добросовестной, без ретуши и примеси угодничества публицистике».

Наша дискуссия будет построена сегодня по следующему плану(Знакомят участников с вопросами):
1. Почему, на ваш взгляд, А. Рахвалов написал роман «Ближе к воле»? Как связано это произведение с реальной жизнью?
2. Кто вам более запомнился и почему? Как описываются в романе герои и жители поселения?
3. Какую характеристику можно дать героям: Ване-вилы, Маленькой женщине, Пацану, Петру Степановичу, Лаптежнику и другим.
4. Вспомните фрагмент текста, в котором говориться о том, как Лаптежник ведет свой, можно сказать, монолог с соседом Ваней-вилы «Все в человеке вывернуто наизнанку» (стр. 67)
5. Как вы понимаете финал произведения?
6. Почему и ради чего им написан этот роман?

Библиотекарь: Перед тем как начать нашу дискуссию, мы должны уточнить понятия и термины, использованные в книге автора. Во-первых, кто такие зэка? (Зэка — сокр. зэк тюрем. исправит. заключенный, заключенные Слово « зэк» возникло из сокращения «з/к» (зэка́) — заключенный каналоармеец. Беломорско-Балтийский канал им. Сталина соединил Белое море с Онежским озером. Термин «зек» вошёл в русскую литературу после того, как многие писатели и поэты, прошедшие через ГУЛаг, описали свои наблюдения и ощущения в романах, эссе, заметках, стихах, поэмах. Зеком называют не только того, кто в данный момент находится в заключении, но и того, кто был в заключении; особенно тех, кто понёс наказание незаслуженно. Большинство таких зеков реабилитировано после развала СССР.

Библиотекарь: Приступим к обсуждению первого вопроса.
1. Почему, на ваш взгляд, А. Рахвалов написал роман «Ближе к воле»? Как связано это произведение с реальной жизнью?

В предисловии «Мрачно, а – светло» А. Иванов пишет: « Россия! Что просить для тебя у Бога в молитве сирых? Различных улучшений внешнего, тебя касаемого? Или покоя и духовной силы преодолеть тебе все, что приходит и еще придет из внешнего?

Упаси Бог от слепых катастроф, а уж радость мы наработаем сами. И не благополучные спасут мир, а мученики. Ваня-вилы, маленькая женщина, Пацан, и Лаптежник тоже в их числе. … Это не конец, а начало, что из хаоса, грязи, разоренности и униженности выработается молодая, но идущая из веков национальная субстанция.

Не в этом ли духовный пафос романа Александра Рахвалова?

… Взгляд в толщу народной жизни, в самые низы её?».

2. Кто вам более запомнился и почему? Как описываются в романе герои и жители поселения?

Автор знакомит читателя с героями с первой же страницы, дает им краткую характеристику. Этим уже показывая необычность сюжета романа. Как будто говорит:

– «Вот, пожалуйста, хотите, читайте, хотите, нет. Вот о ком я пишу».

Каждый народ придумывает себе свою пословицу:

— Кто волю свою теряет, тот заживо умирает (узбекская пословица).

-Трудно быть хорошим, легко быть плохим (чеченская пословица).

— От сумы и от тюрьмы не зарекайся – говорят русские, имея ввиду что все в этой жизни может произойти с тобой или с кем угодно. Если вдуматься над этой фразой, то можно прийти к выводу, что не только от тебя зависит в этой жизни. От окружающих, от обстоятельств, может вообще, Богу так было угодно, чтобы эти несчастные люди прошли через такие испытания.

3. Какую характеристику можно дать героям: Ване-вилы, Маленькой женщине, Пацану, Петру Степановичу, Лаптежнику и другим.

«Ваня-вилы, высокий, с глазами навыпучку, зэка лет 35.

Маленькая женщина, заведует клубом в соседней деревне, миловидная хантыечка, лет 30.

Пацан, двадцатилетний зэка, недавно прибывший на «поселуху» из лагеря, замкнутый.

Петр Степанович, он же Петруха, дежурный пожарник из зэка, сухой маленький, всегда с каким-то мешком-сумкой на боку, лет 50».

А вот Лаптёжнику он никакую характеристику не дает, он – Лаптёжник, как будто внутренний голос народа, ведет свой «монолог», что накипело на душе, то и выплёскивается наружу, но не на большую аудиторию, а слушатель только Ваня-вилы. Всю жизнь просидевший в заключении Ваня-вилы слушает эту народную мудрость, учится жизни на воле. А Лаптежник, философствуя, пришел к такой метаморфозе: А где же воля? У заключенного или у такого же бедолаги крестьянина, который всю свою жизнь занимается непосильным трудом. Особенно жалко ему было женщин, которые работают на ферме, которые отдают все свое здоровье, чтобы заработать копеечку.

4. Вспомните фрагмент текста, в котором говорится о том, как Лаптежник ведет монолог с соседом Ваней-вилы: «Все в человеке вывернуто наизнанку» (стр. 67) (Зачитать).

5. Как вы понимаете финал произведения?

Рахвалов заканчивает роман письмом маленькой женщины, которая давала надежду: «Нет, дескать, жизнь не безысходна, она способна к самовосстановлению, если согрета любовью». Но опять же дает пищу для размышления.

«По моему глубокому убеждению, правда жизни должна быть одна и в одном варианте, без всяких последующих переписываний и дополнений. От этого зависит, какой будет наша история, какие в ней останутся события, символы имена, сохраненные для будущих поколений».

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy