Главная » Библиотека в СМИ » Легенды и были заболотных людей

Легенды и были заболотных людей

Легенды и были заболотных людей

legendy4К 95-летию  Тобольского района.  Рассказываем историю родного края

В центральной районной библиотеке продолжается краеведческий конкурс «Мой край родной – частица Родины большой», который стартовал в сельских филиалах в рамках предстоящего юбилея района в начале этого года. Конкурс проходит в несколько этапов, в ходе которых его участники должны подготовить материалы об истории своего поселения, исторических местах и людях. Как рассказала директор ЦРБ Танзиля Ниязова, все библиотеки представили конкурсные работы на первый этап, где собран содержательный краеведческий материал о родном поселении. После редактирования они размещаются на официальном сайте районной библиотеки, где их могут почитать пользователи интернета. Особый интерес у посетителей сайта вызвал материал, представленный библиотекарем Ачирского филиала Зулейхой Фазыловой. В течение первых суток было зарегистрировано более 1 300 просмотров. С пытливостью историка, любопытством исследователя обращается она к истории малой родины, широко используя в своей работе архивные и исторические источники, газетные статьи, воспоминания старожилов, интересуется деталями быта, ремёсел, шаг за шагом открывая бесценные сведения, любопытные факты из истории Заболотья. Оказывается, что этот уголок, несмотря на отдалённость и труднодоступность, продолжает привлекать внимание историков. Возможно, им не дают покоя легенды и предания, были и истории, которые до сих пор живут в людской памяти.

Откуда земля Ачирская пошла? Исторически этнический ареал ясколбинских сибирских татар охватывал территорию большого болотистого края к западу и северо-западу от Тобольска. Этим и объясняется их название – «заболотные татары». По мнению Н.А. Томилова, северная граница территорий расселения ясколбинских татар ранее доходила до правых притоков реки Конды, где татары контактировали с манси и хантами, западная граница – до Пелымского уезда, где жили манси, южная – до реки Тавды, где ясколбинцы жили, частично смешиваясь с тюменскими татарами, и, наконец, восточная граница проходила чуть западнее рек Тобола и Иртыша. Сейчас ясколбинские татары в основном проживают в административных границах Тобольского района – в Ачирском и Лайтамакском сельских поселениях.

Архивные документы

Тобольской казённой палаты от 27.10.1873 г., в которых речь идёт об улучшении быта заболотных инородцев Эскалбинской волости, дают представление об их жизни. Волость объединяла 25 татарских юрт, расположенных по берегам Иртыша, Алымки, Лаймы, Носки и Иземетьки: Эскалбинские, Абызовские, Лайтамаковские, Вармахлиновские, Ишменёвские (Ишменёва), Топкинские, Иземетские, Ярышкины, Янгутумские, Котуковские, Еманульские, Кускургулинские, Вачирские (Ачирские), Доматские (Томатские), Истаматские, Б.Эсаульские, М.Эсаульские, Б.Красноярские, Сакандыковские, а также В.Бехтеревские и Н.Бехтеревские. В настоящее время многие из этих населённых пунктов прекратили своё существование.

Происхождение заболотных татар. По этому поводу в науке существует несколько мнений. В.В. Храмова отмечает, что «на запад от территории теперешнего Тобольска в заболотные районы по рекам Носке, Лайме, Ачирке и мелким притокам осели так называемые заболотные татары, считавшие себя потомками Кучума, пришедшими в эти места после падения Сибирского ханства».

По мнению историка Н.А. Томилова, «…какие-то отдельные семьи тюменских и сибирских татар бежали в ходе колонизации Западной Сибири в болотистые районы левобережья Тобола и Иртыша. Но незадолго до их появления там жили не только угры (ханты и манси), но и тюркские группы, т.е. задолго до появления «кучумовичей». Об этом свидетельствуют и данные Г.Х. Ахатова.

 И.И. Авдеев и Г.И. Ерёмин выдвигают гипотезу об участии самодийцев в этногенезе жителей заболотья, говоря, «что некоторая часть древних поселений Обь-Иртышского бассейна когда-то принадлежала предкам теперешних ненцев», которые в начале 1 тысячелетия н.э. продвигались в таёжные, а затем тундровые зоны Прииртышья и Приобья. По мнению Х.Ч. Алишиной, на территории юга Тюменской области находятся древнейшие поселения сибирских татар, сложившихся как этническая общность не только на основе тюркских, но и обскоугорских племён.

Легенды Заболотья. У татар Заболотья, как и у некоторых других групп татарского народа, сохранились предания о сыпырах – народе, который жил в этих краях до них. Указываются места, где, по преданию, находились кладбища «сыпыров» (сыбыров) – сыпыр-сыярат, где до настоящего времени находят обломки керамики («сыпыр-таш», что значит «камень»), которые соотносятся с этим легендарным народом. Как гласит легенда, «сыпыры» были очень маленького роста – «40 человек входило в один горшок», «с рукавичку». Говорили и о войнах, которые они вели с пришедшими сюда татарами. Хотя существует версия и о том, что сыпыры обитали в Заболотье задолго до прихода сюда татар.

Пешком по болотным кочкам. В Заболотье расположены только татарские деревни. Расстояние между ними составляет нередко 30-40 км. Свободное общение между деревнями и «большой землёй» имеется только зимой. А летом же связь возможна только по известным местным жителям узким извилистым болотным рекам, озёрам и озерцам, между которыми прокопаны транспортные «резки» – узкие, шириной 80 см канавы, по которым может пройти в одну сторону лодка-долблёнка. Старожилы знают «водно-сухопутную дорогу» лодкой по озёрам и рекам, от озера к озеру, от реки к реке – пешком по болотным кочкам.

На сегодняшний день в состав Ачирского поселения входят три татарских деревни:

Ачиры, Ишменёва и Иземеть. Ачиры, находящиеся на севере Тобольского района в лесной зоне, на водоразделе рек Алымка и Рынья, а также Ишменёвская, Корсур, являются центральной усадьбой Ачирского поселения. О том, что татары жили здесь со времён Кучума, повествует легенда о Сангыре и Мангыре. Согласно ей, два брата из далёкой Астрахани после падения ханства пришли в Сибирь на службу к Кучуму. Но хан, сказав, что ему не нужны предатели, прогнал их со словами: «Земля большая – живите, где хотите, найдите, чем укрыться, если боитесь русских». Так пришли братья, у одного из которых жена была татарка, а у другого – хантыйка, в Заболотье.

Другие повествователи считают именно Сангыра и Мангыра основателями Ачир. В народе говорили, что были они очень высокими и сильными людьми, обладавшими удивительными способностями: когда один брат пахал землю, другой мог слышать и разговаривать с ним, находясь на расстоянии 20 км. Никто не знает значение слова «Ачиры» (Вэчир). Версий, легенд существует немало. По одной, «Ач» «ер» – голодная земля, потому что считалась неплодородной. По другой, «открытая земля», может быть, потому, что жил здесь народ с открытой душой. Или же «Ач» (голод) и «ир» (мужчина) – «голодный мужчина», который остановился в этих местах в поисках пропитания. И, найдя более твёрдую почву у реки, обосновался тут, где кругом в изобилии ягода, дичь и рыба. Первое официальное упоминание об Ачирах относится к 1640 г. По ясачной книге 1640 г. в Тобольском уезде ясачных людей числилось 732, в Ачирах – 13. Юрты Ишменёвой внесены в материалы седьмой ревизии уже в 1816 году. Тогда на территории юрт проживало 24 мужчины и 17 женщин. В народе сохранилась красивая легенда об основателе Ишменёвой – старике Яхве (Яике) и его крылатом коне:

 «Жил на свете богатый старик Яик бай. Было у него семь жён, последняя – остячка. Держал бай в амбаре крылатого коня, на котором за одну ночь он объезжал всю землю. Строго-настрого велел старик жёнам не открывать двери амбара. Но ослушалась любопытная младшая жена и, пока бая не было дома, открыла амбар и выпустила коня».

Место, где жил Яик бай, находится рядом с юртами и называется «Йорт ях». Могила Яика бая, считавшегося основателем и первым жителем деревни, огорожена и считается астаной.

В материалах седьмой ревизии фигурирует и деревня Иземеть, в которой в 1816 году проживало 37 мужчин и 26 женщин. Согласно преданию, первым жителем деревни был старик Изымет. Но веками считалось, что поселившиеся здесь жители пошли не от него. Когда-то приплыли сюда на лодках два старика, один с сыном, другой с дочерью. Один поставил шалаш. Есть было нечего, и старик с сыном отправились к озеру. Убив чирка, нашли в гнезде яйца, с добычей вернулись обратно. Когда подъезжали, почувствовали запах, подумали, что, пока их не было, умерла от голода старуха-мать. А на деле было так. Пошла старуха в сторону Ишменёву, где обнаружила копанку, в которой плавали язи. Выкинув их руками на берег, женщина натопила крынку масла. Затем они перегородили это место. Так появились запоры.

Вторая семья обосновалась невдалеке от Ишменёвой, стала сеять хлеб, из зерна готовила болтушку, которой и питалась. Семьи обменивались продуктами, построили жилища и со временем породнились.

Занятия ачирцев. Со стародавних времён главным занятием местного населения было рыболовство. Занимались и охотой. Рыба была главным источником доходов, её продавали скупщикам, возили на рынок. Рыбные угодья были общинной собственностью, ими распоряжалось общество юрт. Рыбные угодья распределялись между семьями. Рыбу ловили мужчины. Улов или деньги, вырученные от улова, делили между всеми участниками. На озёрах и больших реках орудиями лова были сети и невод. Рыбу ловили круглый год, зимой невод тянули через ряд специальных прорубей лошадьми. На мелких речках поперёк русла ставили запоры из тонких прутьев, переплетённых мочальной верёвкой, с одной стороны у берега делали котцы, в открытый конец которых входила рыба и оставалась в лабиринте; её черпали оттуда самодельными сачками. Делали так называемые «копанцы» – канавы, идущие из озера, длиной 1 км и более. В них устанавливали загородки со свободным входом только с одной стороны. В поисках свежей воды рыба устремлялась в копанец, откуда её черпали сачками. По описаниям «Губернских ведомостей» 1860 года, «охота была одним из главных занятий. Звероловством занимаются преимущественно зимой в болотах и лесах, куда заходят медведи, лоси, олени, белки, зайцы и другие звери. На охоту заболотные инородцы ходят на лыжах. В урманах, болотах и на берегах озёр строят промысловые избушки. В них живут и зимой и летом во время охоты, переездов, рыбной ловли. Из лесных промыслов издавна существовал кедровый, служивший в урожайные годы большим подспорьем в хозяйстве, как и сбор дикоросов в осенний период».

 Из истории советской. В начале 1922 года все населённые пункты Заболотья вошли в состав созданного на его территории Вармахлинского сельсовета рабочих и крестьянских депутатов. Первым председателем стал уроженец деревни Топкины Уразбай Ишкулов. В сельсовет входило 14 деревень с населением 1 071 человек. Новой власти пришлось решать разнообразный круг вопросов хозяйственной и культурной жизни. В последующие годы в числе главных и первоочередных задач были названы следующие: развернуть дальнейшую работу по коллективизации; провести чистку от враждебных элементов в рыболовецких артелях; провести работу по превращению артели в колхозы; принять меры по выявлению годных земельных участков под засевы. Много внимания уделялось сельсоветом делу народного просвещения, борьбе с ликвидацией неграмотности. В 1930-х гг. на территории совета работало две четырёхклассные школы, в семи ликпунктах неграмотности и малограмотности обучалось 273 человека.

Благородную задачу повышения уровня культуры, удовлетворения духовных потребностей Заболотья выполняла сеть культурно-просветительских учреждений: избы-читальни, клубы, красные уголки и т.д.

Факты

Рыбацкая артель в количестве 20 домохозяев под названием «Красный промысловик» была организована 20 марта 1931 года на собрании граждан юрт Иземетьевских и Ачирских. Вступительный взнос с батрацких хозяйств был установлен – 5 руб., бедняцких – 10, маломощных – 15 и середняцких – 25 руб. Сумму вступительных взносов в Иртышский союз рыбаков и охотников определили 1000 руб., из них 336 руб. 32 коп, вырученных от продажи с торгов кулацкого имущества, уплатили сразу, 400 руб. – 15 июня 1931 г, остальные 100 руб. погасили к 15 ноября 1931 года.

Председателем артели единогласно избрали Мифтаха Камалетдинова. Первый производственный план был 500 центнеров, но колхозники перевыполнили план и поймали 2 000 центнеров рыбы. За колхозом было закреплено большое количество мелких водоёмов – это болотные озёра, речки, протоки. Главная речка – Алымка, которая берёт своё начало с крупного озера Андреевского, площадь которого составляет 7 600 га, и впадает в реку Иртыш в Уватском районе. По ней заходит весенняя нерестующая рыба во все водоёмы колхоза, которые соединены протоками с этой рекой.

Цифры

Во второй пятилетке «Красный промысловик» добился больших результатов хозяйственной деятельности. В 1934 г. в нём состояло 40 дворов. На территории проживало 173 человека, из них 87 – трудоспособных. Доход поступления составил 25 052 руб. 92 коп., из них между колхозниками было распределено 16 473 руб., 40 коп. На каждый заработанный трудодень приходился 1 руб. 72 коп. К концу пятилетки материально-техническая база колхоза значительно выросла и окрепла. В тяжёлые годы войны мужчин-рыбаков заменили женщины, подростки и старики. Но и в суровом 1942-м бригады «Красного промысловика» сдали 643 центнеров «живого серебра»! В послевоенные годы в его ряды влились ещё четыре колхоза – имени Ворошилова, «Красный путь» деревни Рынья, Иземетьский и Носкинский участки совхоза «Иртышский»

Вторым председателем в середине 60-х и на целых 24 года стал в колхозе Ситдых Барсуков. Слава о производственных успехах рыбаков из Заболотья тогда гремела на весь район. Сложились рыбацкие династии – Нагиповы из Иземети, Фазыловы из Ишменёвой, Барсуковы, Ниязовы, Тырышевы из Ачир. Председатель Барсуков оказался крепким хозяйственником. На появившиеся деньги колхоз закупил новую технику, тракторы, автомашины, лебёдки, ледорубы. Была построена ремонтная база, две пилорамы использовались для распиловки леса, а полученный материал шёл на строительство новых домов в Ачирах, Ишменёвой, Иземети, Носке. На средства и силами колхоза-миллионера были построены клуб, школа, здравпункт, здание электростанции, магазины во всех населённых пунктах, звероферма. На озёрах Андреевском, Нанджино, Сытаново и в Ачирах были сооружены плотины со шлюзом-регулятором, что дало возможность поддерживать нужный уровень воды в озёрах.

 Слава о производственных успехах рыбаков из Заболотья тогда гремела на весь район. Колхоз ежегодно перевыполнял план сдачи рыбы, вылов которой доходил до 220 – 2300 тонн в год. Сложились рыбацкие династии – Нагиповы из Иземети, Фазыловы из Ишменёвой, Барсуковы, Ниязовы, Тырышевы из Ачир.

И день сегодняшний. В 2001 году Ачирский сельсовет вошёл в состав единого муниципального образования – Тобольский район. Годы переломных периодов, нестабильности не обошли стороной отдалённое поселение Заболотья. Но жизнь продолжается, в 2007 году в Ачирах построена новая школа, открыт модульный ФАП. Есть постоянная сотовая связь. С 1 января 2018 года Ачиры обеспечиваются круглосуточной подачей электричества.

 

legendy3

Клара Кутумова

Кутумова К. Легенды были заболотных людей /К. Кутумова// Советская Сибирь. – 2018. – 14 июня. – С. 6-7

Легенды и были заболотных людей К 95-летию  Тобольского района.  Рассказываем историю родного края В центральной районной библиотеке продолжается краеведческий конкурс «Мой край родной – частица Родины большой», который стартовал в сельских филиалах в рамках предстоящего юбилея района в начале этого года. Конкурс проходит в несколько этапов, в ходе которых его участники должны подготовить материалы об истории своего поселения, исторических местах и людях. Как рассказала директор ЦРБ Танзиля Ниязова, все библиотеки представили конкурсные работы на первый этап, где собран содержательный краеведческий материал о родном поселении. После редактирования они размещаются на официальном сайте районной библиотеки, где их могут почитать пользователи интернета. Особый…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.8 ( 1 голосов)
0