Представляем еще одну книгу из фонда «Редкой книги» нашей библиотеки:
Поле Куликово : сказания о битве на Дону / сост., подгот. текстов, послесл. и примеч. Л. А. Дмитриева ; вступ. статья Д. С. Лихачева; Пер. Л. А. Дмитриева, В. В. Колесова; Худож. М. А. Скобелев. — М. : Сов. Россия, 1980. — 240 с. : цв.ил.
Редактор Э.С. Смирнова
Художественный редактор Г.В. Шотина
Технический редактор И.И. Капитонова
Корректор М.Е. Барабанова
В настоящий сборник, приуроченный к 600-летию Куликовской битвы, вошли шедевры древнерусской литературы «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», а также менее известные широкому читателю краткая и пространная летописные повести, рассказывающие об этом великой событии русской истории.
Содержание:
- Д.С. Лихачев. Куликовская битва в истории русской культуры, стр. 7 – 15.
- Задонщина. Подготовка древнерусского текста и перевод Л. А. Дмитриева, стр. 17 – 49.
- Краткая летописная повесть о Куликовской битве. Подготовка древнерусского текста и перевод Л. А. Дмитриева, стр. 51 – 59.
- Пространная летописная повесть о Куликовской битве Подготовка древнерусского текста и перевод Л. А. Дмитриева, стр. 61 – 105.
- Сказание о Мамаевом побоище Подготовка древнерусского текста Л. А. Дмитриева, перевод В.В. Колесова, стр. 107 – 217.
- Л.А. Дмитриев. Куликовская битва в памятниках литературы древней Руси, стр. 219 – 237.
Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников этого эпохального события в истории Руси, но долго интересовала и волновала русских людей и после 1380 г. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников, созданных в разное время, которые переписывались и перерабатывались древнерусскими книжниками на протяжении нескольких столетий.
Произведения Куликовского цикла различны по своему характеру и стилю. Поэтическая «Задонщина», документально-историческая первоначальная летописная повесть, остро публицистическая. Пространная редакция летописной повести и, наконец, наполненное воинской героикой, отзвуками фольклора, подробно освещающее все события «Сказание о Мамаевом побоище».
«Задонщина»
«Задонщина» представляет собой памятник древнерусской литературы конца ХIV начала ХV веков. Летопись рассказывает о победе русского князя Дмитрия Ивановича монголо-татарами в битве на Куликовом поле.
Впервые эта летопись была опубликована в 1852 году русским литературоведом и исследователем рукописной книги В.М. Ундольским. Это произведение было воспринято как подражание другому древнерусскому произведению «Слово о полку Игореве». Некоторые фразы, обороты, образы были напрямую взяты из «Слова». На сегодняшний момент ученым известно шесть списков «Задонщины». Все они дают искаженный текст. Ученые сегодня не имеют возможности восстановить первоначальный вид этой летописи.
Точная дата написания «Задонщины» неизвестна, считается, что произведение могло быть написано в период между завершением самой битвы и концом ХV века.
Споры также касаются и авторства. Предположительно, автором «Задонщины» является рязанский священник Софоний. Имеется информация, что перед тем как посвятить себя монашескому служению, он был боярином в Брянске. Имя монаха несколько раз встречается в тексте «Задонщины», а также оно есть и в заглавии Кирилло-Белозерского списка.
В другом древнерусском произведении «Сказание о Мамаевом побоище» имя Софония также упоминается, там он напрямую указан как автор «Задонщины».
Летописная повесть о Куликовской битве.
Летописная повесть о Куликовской битве дошла до нас в двух видах: кратком и пространном. Краткая летописная повесть входит в состав летописей, ведущих свое происхождение от летописного свода Киприана (Троицкой летописи). Пространная летописная повесть в своем наиболее раннем виде представлена Новгородской IV и Софийской I летописями, т. е. должна была находиться в протографе этих летописей.
В краткой летописной повести, написанной, видимо, в близкое время к событию (во всяком случае не позже 1408-1409 гг. — времени составления Свода Киприана), передаются основные исторические сведения о Куликовской битве. Большая часть произведения посвящена тому, что произошло после Куликовского сражения. О самой битве рассказано кратко, общими формулами воинских повествований.
Пространная летописная повесть в несколько раз больше краткой. Текст краткой вошел в нее полностью с некоторыми текстуальными изменениями в начальной части и в дословном повторении второй, основной части повествования. В пространной летописной повести появляется ряд новых данных исторического характера. Здесь говорится о сборе русских войск на Коломне, о приходе на помощь к московскому князю князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского, сообщается о присылке великому князю на поле брани послания от игумена Сергия, рассказывается о переправе русских сил через Дон, более подробно описывается битва, говорится о том, что великий князь бился впереди всех. Сообщается еще целый ряд подробностей, упоминаются имена, не названные в краткой летописной повести. Однако увеличение текста повести в ее пространном виде происходит не столько из-за включения в нее дополнительных исторических сведений и более подробного изложения их, сколько по литературным причинам.
До недавнего времени исследователи считали краткую летописную повесть сокращением пространной. Специально занимавшаяся этим вопросом М. А. Салмина убедительно показала, что краткая повесть первична по отношению к пространной. По ее мнению, пространная летописная повесть была составлена для свода 1448 г., к которому восходят Новгородская IV и Софийская I летописи.
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее обширный памятник Куликовского цикла. В нем дошел до нас самый подробный рассказ о событиях Куликовской битвы.
В «Сказании» дается описание приготовления к походу и «уряжения» полков, распределения сил и постановка перед отрядами их воинской задачи. В «Сказании» подробно описывается движение русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле. Здесь дается перечисление князей и воевод, принявших участие в сражении, рассказывается о переправе русских сил через Дон.
«Сказание» многократно переписывалось и перерабатывалось, вплоть до начала XVIII в., и дошло до нас в восьми редакциях и большом количестве вариантов. Вопрос о времени написания «Сказания» весьма гипотетичен, и, несмотря на посвященную ему многочисленную литературу (особенно много работ на эту тему появилось в последнее время), он так и остается в области гипотез. Мы относим время написания этого произведения к первой четверти XV в.
Источник:
-
«Задонщина», краткий анализ [электронный ресурс] // Справочник от Автор24 URL: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/zadonschina_kratkiy_analiz (Дата обращения: 05.04.2022).
- Памятники Куликовского цикла [электронный ресурс] // Древнерусская литература URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/lihachev-drevnerusskaya-literatura/pamyatniki-kulikovskogo-cikla.htm (Дата обращения: 05.04.2022).