Главная » Новости » Вы знаете, что такое экслибрис?

Вы знаете, что такое экслибрис?

В книжной терминологии часто встречается слово «экслибрис». Давайте разберемся, что же оно означает.

По словарю, экслибрис — (от лат. ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки.

Экслибрисы появились еще с началом книгопечатания, а гравированные экслибрисы — в XVI в. в Германии (в России — с начала XVIII в.). Когда количество книг начало стремительно увеличиваться, возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.

Обычно различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплёте или корешке книги, и бумажный экслибрисы, помещённый обычно на внутренней стороне переплёта, которые предоставляли собой небольшой кусок бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.

В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства. Второй половиной XIX века датируются первые попытки коллекционирования и детального изучения старинных экслибрисов. В настоящее время во всем мире имеется более 50 национальных обществ коллекционеров экслибрисов, которые объединены в соответствующую Всемирную федерацию (FISAE). Почитатели этого увлекательного искусства собирают работы известных художников, обмениваются знаниями и участвуют в специализированных конгрессах.

В фонде районной библиотеки имеются каталоги экслибрисов тобольского коллекционера А.Г. Елфимова и ханты-манскийкого коллекционера – Д.А. Мизуглина.

  • Экслибрисы А.Г. Елфимова
  • Экслибрисы Д.А. Мизгулина
Отличительной особенностью коллекции книжных знаков, выполненных для Аркадия Григорьевича Елфимова, является ее образно-тематическое единство, особая сквозная линия историко-героического, фольклорно-сказочного, прямо скажем, душеподъемного восприятия мира. Эта старина архитектуры древнего Тобольска, образы сибирских «гениев места»: протопопа Аввакума, казачьего атамана Ермака, картографа Семена Ремезова, писателя Петра Ершова, композитора Александра Алябьева, сибирского ссыльного романиста Федора Достоевского, художника Василия Сурикова. Широк диапазон используемых художниками графических техник: от разновидностей гравюры и глубокой печати до литографии и монотипии, с приемами современных репродукционных и компьютерных технологий. В 2015 г. экслибрисная коллекция А.Г. Елфимова составляла более 120 авторских художественных книжных знаков. И эта персональная коллекция сейчас активно пополняется!
Характер экслибрисной коллекции Д.А. Мизугулина в той или иной степени определился его собственной судьбой. Социальные, историко-философские и литературно-творческие пристрастия поэта определили своеобразие заказываемой им коллекции. В 2015 году для него были выполнены более ста книжных знаков более чем полусотней российских и отдельных зарубежных художников. В коллекции Дмитрия Александровича обилие портретных экслибрисов, что само по себе и трудно выполнимо, и довольно редко бывает представлено в качественной форме в гравюре малых форм. Исполнены портреты самого коллекционера, портретные образы его любимого поэта Федора Тютчева, писателя Ф.М. Достоевского, классические русские сказочные сюжеты. Лучшие экслибрисы Дмитрия Мизугулина проникнуты взволнованным и благодатным духом историзма, будь то легенды и мифы, религиозная сюжетика или конкретные мотивы исторических событий.

Экслибрисы можно не только коллекционировать, но с помощью книжного знака владельца можно изучать коллекции редких книг библиофилов.

Издание «Ex libris: сводный иллюстрированный каталог книжной коллекции Николая Мартемьяновича Чукмалдина в библиотеках города Тюмени» содержит описание 109 редких документов из личной библиотеки известного российского предпринимателя, благотворителя, просветителя и публициста Николая Мартемьяновича Чукмалдина (1836-1901), подаренных им Александровскому Тюменскому реальному училищу и хранящихся в фондах Информационно-библиотечного центра ТюмГУ, а также в Тюменской областной научной библиотеке им Д.И. Менделеева и библиотеке Государственного аграрного университета Северного Зауралья.

Чем примечательна книжная коллекция Н.М. Чукмалдина? Широтой интересов.

Здесь можно видеть литературные шедевры Древней Греции, восторгаться высотой словесного искусства Древнего Рима. Достойное место занимают книги страноведческого и этнографического характера о разных народах мира, цивилизациях и живущих вне цивилизации. Есть книги, выбранные коллекционером за их несомненные полиграфические достоинства. Есть книги по предпринимательству, экономике, средствах обмена, положении трудящихся, о причинах бедности. Ну и, разумеется, в коллекции Н.М. Чукмалдина имеются издания, появившиеся вследствии дружеских отношений с авторами. Каталог книжной коллекции рекомендован широкому кругу читателей, интересующихся историей книжной культуры и историей города.

И еще одна книга со словом «экслибрис» в названии в фонде нашей библиотеки – «EX LIBRIS. Книга о книгах, или Записки членов клуба имени корнета Плетнева». Это своеобразная коллекция рекомендаций «что почитать» для любителей чтения от журналистов газеты «Тюменский курьер». Представлены книжные коллекции публицистов Рафаэля Гольдберга, Инны Горбуновой, Дмитрия Зайцева и других, а также о любимых книгах рассказывают друзья читательского клуба имени корнета Плетнева, которые описывают новые и старые книги, которые оставили заметный след в их сердцах и памяти… возможно из личной библиотеки, на изданиях, на которых стоят владельческие знаки — экслибрисы…

 

В книжной терминологии часто встречается слово «экслибрис». Давайте разберемся, что же оно означает. По словарю, экслибрис - (от лат. ex libris из книг), книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились еще с началом книгопечатания, а гравированные экслибрисы - в XVI в. в Германии (в России - с начала XVIII в.). Когда количество книг начало стремительно увеличиваться, возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу. Обычно различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплёте или корешке книги, и бумажный экслибрисы, помещённый обычно на внутренней стороне переплёта, которые предоставляли собой небольшой кусок…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.66 ( 15 голосов)
0
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy