День скорби, день нашего покаяния, день нашего уважения тем, кто невинно пострадал…
Много пришлось испытать нашему народу в 20 веке: две мировые и гражданская войны, голод, разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней. Особо страшными страницами истории стали политические репрессии. Уничтожались лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных партийцев, миллионы крестьян, оказавшихся жертвами раскулачивания… Маршалы и генералы, учёные и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы своей Родине.
Репрессии не обошли и наше село Байкалово. Первые депортированные немцы в количестве 65 человек прибыли в наше село. Затем ссыльных начали распределять на территориях Хмелёвского, Кутарбитского, Сорокинского, Булашовского, Тоболтуринского, Бачелинского сельских советов. Всего прибыло 86 семей (263 человека, из них 160 детей). Основная масса сосланных ребятишек проживала в Байкалово, Булашово, Кутарбитке. Больше всего в списках значилось детей 1937, 1938, 1941 годов рождения. Это были только родившиеся малыши, а самым старшим едва исполнилось 3-4 года. В их числе оказались и те, чьих отцов и матерей направили в трудовые лагеря. Никому не нужных малышей и подростков (от 2 до 15 лет) оставили с больными стариками или просто у соседей. И таких детей насчитывалось более 40.
Эдуард Фёдорович Гокк родился в селе Медведицкое Волгоградской области 18 февраля 1937 года. Ему пошёл четвёртый год, когда всю семью вместе с другими жителями села отправили в далёкий и холодный край. Семья Гокк попала в Эртигарку. Через несколько дней родителей забрали в трудармию (отца – в Краснотуринск, мать – в Златоуст). И малыш с сестрой остались в чужом доме. Каждый день хозяйка отправляла их просить милостыню. Если дети ничего не приносили, она не пускала их в избу. Тогда мальчонка с сестрой забирались под крыльцо, прижимались друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Услышав о том, что испытывают детишки, председатель колхоза отправил их в Ивановский детский дом.
А вот история Берты Георгиевны Суппес (Кирш), рассказанная в сочинении её внучки Ирины Яковлевой. Родилась Берта в селе Гуссенбах на берегу красавицы Волги. Сентябрьской ночью 1941 года погрузили всех обитателей села в теплушки. С собой разрешили взять только самую малость. В 1943 году семья Кирш обосновалась в Байкалово. Из сочинения Ирины: « С какой радостью и желанием бабушка ходила учиться, она первой научилась говорить по-русски. Научилась беречь варёную картошку и чувствовать, что ты будешь сытым. Звёздные ночи были не для красоты: стояли в очередях за хлебом. На иждивенца выдавали по 200 граммов на день, работающему – 500. Бабушка училась хорошо. Окончив 7 классов, собиралась идти дальше, но в 8 класс её не взяли. В комендатуре, где они ежедневно отмечались, с пренебрежением ответили: ещё мы всяких немцев не учили! И уехать никуда было нельзя».
Сегодня многих из тех, кто нашёл приют в годы военного лихолетья в тобольских деревнях и сёлах, уже нет в живых. Состарились ребятишки военной поры. И, кажется, зарубцевались душевные раны. Но в скорбную дату вновь собираются вместе бывшие переселенцы, родственники и потомки репрессированных и незаслуженно осужденных в годы сталинского террора. Тех страшных лет из памяти не вычеркнуть. И дай – то Бог, чтобы не было их больше в нашей истории!
Список использованной литературы:
- Из памяти не вычеркнуть// Советска Сибирь. – 16 ноября 2000г. – С.2.
- Дорога длиною в жизнь// Советская Сибирь. – 30 октября 2004г. – С.2.
- Родные этой земле//Советская Сибирь. – 29 октября 2011г. – С.2-4.
- Осколок истории России//Советская Сибирь. – 26 октября 2013г. – С.3.
- Страшная правда прошлого//Советская Сибирь. – 29 октября 2015г. – С.7.
- Сибирь им стала Родиной//Советская Сибирь. – 20 октября 2016г. – С.7.
- Моя немецкая семья// Советская Сибирь. – 9 сентября 2017г. – С.3.
Е. П. Зевакина, библиотекарь Байкаловского с/ф.