Главная » Новости » Ешь, молись, пиши: еда в жизни русских писателей

Ешь, молись, пиши: еда в жизни русских писателей

Чем объедались, перекусывали и закусывали русские классики. Читать пост на голодный желудок не рекомендуется.

«Ты — то, что ты ешь». Если это выражение хоть отчасти правдиво, то есть смысл узнать, чем же питались наши выдающиеся соотечественники, и, может быть, испробовать на себе диету гениев.

Картошка для Пушкина

Всем известно описание обеда во французском ресторане из «Евгения Онегина». Тот самый, где «roast-beef окровавленный», трюфели, нетленный, то есть консервированный, пирог с гусиной печенью и живой, потому что желеобразный, лимбургский сыр. Обед, который предпочитал сам Пушкин, в полной мере не описан в его произведениях, но больше ему подходит скромная провинциальная трапеза у Лариных с пересоленным пирогом и жарким, нежели французский перекус Онегина. Касательно пристрастий поэта в еде написаны толстенные тома, но мы ограничимся перечислением самых любимых блюд Александра Сергеевича.

Анна Керн, которая «гений чистой красоты», вспоминала, что Пушкин был «большой охотник» до печеной картошки и предпочитал картошку, которую готовила его мама. Обожал Пушкин блины, особенно розовые со свеклой. Фрейлина императрицы и друг Пушкина Александра Смирнова писала: «Пушкин съедал их 30 штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке».

Пушкин очень любил варенец, приготовленный в печи. А из лакомств — моченые яблоки и варенье из крыжовника, мастерицей по изготовлению которого была Арина Родионовна. Еще одним фирменным блюдом няни были двойные щи. Такие щи варят фактически два раза. То есть сначала варите щи, на следующий день добавляете в них вторую порцию всех ингредиентов и варите еще раз. Щи должны быть настолько густыми, чтобы ложка в них стояла.

Князь Вяземский писал, что Пушкин хоть и не страдал от переедания, но «на иные вещи был он ужасный прожора». Например, однажды в Торжке, который он считал гастрономической столицей России, поэт купил 20 персиков и быстренько их умял. Ну и, конечно, знаменитый гастрономический совет от Пушкина другу Сергею Соболевскому:

«У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони

Да яичницу свари.

На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай

И отправься налегке…»

Последней трапезой А.С. Пушкина, как вы помните, была моченая морошка. Пушкин любил эту сибирскую ягоду, считал, что она лучше всего утоляет жажду.

Бараний бок для Крылова

Баснописец Иван Андреевич Крылов в еде был подобен гоголевскому Собакевичу или даже Митрофану из «Недоросля» Фонвизина. Из уст чревоугодника Крылова вполне можно было услышать фразу, которую у Фонвизина произносит недоросль, когда у него спрашивают, что он поел, тот отвечает: «А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть». Любопытно, что ломоть — это официальная кухонная мера, как, например, столовая ложка. Три ломтика солонины — это примерно 750 г вяленого мяса. «Подовый» — это подовый пирог, то есть пирог испеченный на поду (нижняя горизонтальная плоскость печи) в русской печи. Пироги были большими и 5-6 пирогов, а не пирожков, — это примерно 2,5 кг выпечки с разнообразной начинкой. Такой закуской вполне мог разогреть себя перед обедом и Иван Андреевич. Говорили, что Крылов ест столько, «сколько все остальное общество вместе». Когда друзья Крылова звали его в гости, то просили своих кухарок готовить в разы больше, чем обычно, иначе самим хозяевам за обедом пришлось бы только лишь слюнки глотать. Когда И.А. Крылов приходил и видел ломившийся от еды стол, то обычно говорил: «Ой не могу». Потом через паузу: «Не могу обидеть вас отказом». И принимался поглощать блюда. Кстати, вопреки распространенному мнению, умер Крылов вовсе не от заворота кишок, а от воспаления легких.

В отличие от Пушкина, который довольствовался простыми блюдами, Крылов был настоящим гурманом. Самым любимым его деликатесом были фаршированные петушьи гребешки. Подовые пироги с курицей, кроликом, с сомом, с визигой (и с любой другой начинкой) Иван Андреевич очень уважал. Кстати, именно пирожками с визигой (хордой осетровых рыб) торговал на улице Александр Меншиков до встречи с Петром Алексеевичем. По количеству съеденных за обедом блинов Крылов мог посоревноваться с Пушкиным. А еще Крылов обожал бараний бок с гречневой кашей, что опять-таки роднит его с Собакевичем.

Пирожки для Лермонтова

Лермонтов в еде был неприхотлив, ел все, что давали, однако хвастался друзьям своим изысканным кулинарным вкусом. Однажды друзья решили сыграть с Михаилом Юрьевичем злую гастрономическую штуку. Но прежде чем пересказать ее, давайте вернемся снова к Ивану Крылову, тем более что кроме этой шутки про любимые блюда Лермонтова рассказывать нечего. Однажды у русского баснописца разболелся живот, поэтому в обед он решил себя немного ограничить и съесть только тарелку щей. Щи по традиции всегда закусывались пирогами, пирожками или няней (бараний желудок, начиненный гречневой кашей и бараньими мозгами). Крылов, конечно же, предпочитал няню (опять привет Собакевичу), но в этот раз решил ограничиться даже не пирогами, а какими-то жалкими шестью пирожками. На втором пирожке Крылов понял, что выпечка горчит, а внимательно разглядев, увидел, что пирожки уже покрылись плесенью. Не имея привычку выбрасывать еду, Крылов доел пирожки. После крепкого послеобеденного сна боль в животе баснописца исчезла, и он затем рассказывал друзьям о чудесном пирожковом исцелении. Так вот Лермонтову товарищи однажды подсунули под видом деликатеса пирожки с опилками. Михаил Юрьевич уже не без удовольствия доедал второй, когда друзья все-таки раскрыли секретный ингредиент. С тех пор Михаил Юрьевич перестал хвалится своим исключительным гастрономическим вкусом.

Равиоли для Гоголя

О том, что Гоголь был гурман, знал толк в хорошей пище и любил готовить лучше всего, говорят его произведения. Откройте «Мертвые души», которые Белый называл «Жратвиадой», и прочитайте сцену пира у Собакевича или кулинарные напутствия Петра Петровича Петуха из второго тома, и у вас непременно потекут слюнки. А «Старосветские помещики» с культом еды Товстогубов? А сцена с летящими Пацюку в рот варениками из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»? Читать Н.В.Гоголя на голодный желудок невозможно. В «Мертвых душах» автор завидует «господам средней руки», которые «на одной станции потребуют ветчины, на другой поросенка, на третьей ломоть осетра или какую-нибудь запеченную колбасу с луком и потом как ни в чем не бывало садятся за стол, в какое хочешь время, и стерляжья уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами, заедаемая расстегаем или кулебякой с сомовьим плесом…». Это Гоголь абсолютно искренне писал. Он был человеком болезненным и много и вкусно есть, подобно Чичикову, ему не рекомендовалось, да и аппетита не было.

Однако Гоголь обожал готовить, делал это прекрасно и часто угощал друзей шедеврами украинской кухни — варениками с вишней, борщом с галушками и пр. Но настоящей любовью классика была итальянская кухня. Историк и друг писателя Михаил Погодин писал, что Николай Васильевич только на людях притворялся больным, имеющим плохой аппетит, а на самом деле ел чуть ли не за шестерых, и люди приходили в тратторию посмотреть, как Гоголь готовит и ест, чтобы возбудить у себя аппетит. Гоголь был мастером по приготовлению пасты и очень любил равиоли. Из десертов Гоголь особенно выделял компот. Но не такой компот, к которому мы с вами привыкли, а десерт из фруктов и ягод, отваренных в сиропе с различными пряностями, а иногда и с вином. Этот компот ели ложкой и украшали взбитыми сливками. Удивительно, но умер Николай Васильевич от истощения, полностью отказавшись от пищи.

Яичница для Толстого

Из «12 стульев» Ильфа и Петрова мы знаем, что Лев Толстой не ел мяса, а ел спаржу, но, «когда он писал «Войну и мир», он ел мясо! Ел, ел, ел! И когда «Анну Каренину» писал — лопал! лопал! лопал!» Вегетарианцем Лев Николаевич стал только в 50 лет, но не веганом, то есть яйца и молочные продукты он ел. Завтрак у Толстого был всегда одинаковым: яйца, каша и простокваша. Помните, как Тося в «Девчатах» перечисляет блюда из картошки, так вот повара Л.Н. Толстого могли с таким же энтузиазмом перечислить вариации блюд из яиц, которые они готовили графу, и никаких пальцев бы в Ясной Поляне не хватило при перечислении яичных разносолов. Каши тоже были разные. Знаменитая поваренная книга Софьи Андреевны насчитывала десятки рецептов каш для Толстого. Вегетарианский обед тоже был очень разнообразным. Кстати, вегетарианцами поневоле становились все обитатели дома — мяса не готовили вообще, чтобы не соблазнять Льва Николаевича.

Толстой частенько переедал своих вегетарианских вкусностей, мучился животом, потом голодал, коря себя за несдержанность, ослабевал из-за недостатка пищи, жалел себя и снова объедался. Вот что пишет по этому поводу Софья Андреевна: «Сегодня за обедом я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые… потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве». Но самым любимым блюдом Льва Толстого был лимонный анковский пирог. Лев Николаевич так его любил, что называл анковским пирогом «вообще все хозяйственное, заботу о комфорте, о хорошем столе и удобстве жизни» и шутил, что он «сильней, чем смерть и рок». Называется пирог анковским вовсе не в честь Анны Карениной, а в честь семейного доктора Толстых Николая Анке, который и поделился рецептом сладкого пирога, без которого впоследствии не обходилось ни одно торжество в Ясной Поляне.

Источник: Ешь, молись, пиши: еда в жизни русских писателей [электронный ресурс]  // Сообщество Еда. URL: https://fishki.net/2731533-eshy-molisy-pishi-eda-v-zhizni-russkih-pisatelej.html?utm_source=aab&sign=(Дата обращения: 24.05.2021).

Читать еще по теме Вкусная книга
Чем объедались, перекусывали и закусывали русские классики. Читать пост на голодный желудок не рекомендуется. «Ты - то, что ты ешь». Если это выражение хоть отчасти правдиво, то есть смысл узнать, чем же питались наши выдающиеся соотечественники, и, может быть, испробовать на себе диету гениев. Картошка для Пушкина Всем известно описание обеда во французском ресторане из "Евгения Онегина". Тот самый, где "roast-beef окровавленный", трюфели, нетленный, то есть консервированный, пирог с гусиной печенью и живой, потому что желеобразный, лимбургский сыр. Обед, который предпочитал сам Пушкин, в полной мере не описан в его произведениях, но больше ему подходит скромная провинциальная трапеза у Лариных…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.4 ( 29 голосов)
0
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy