Детектив — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
А какую же пользу можно извлечь из чтения детективов?
- Детективы учат думать. Как правило, читатель вынужден шевелить мозгами, вычисляя, кто же, в конце концов, окажется преступником.
- Они учат концентрировать внимание на деталях. Ведь именно мелочи, на которые не всегда обращаешь внимание, впоследствии оказываются важными и указывают на разгадку преступления и его виновника.
- Детективы расширяют наш кругозор. Детективные романы и повести охватывают самые разные сферы жизни – бизнес, науку, искусство, медицину.
- Факты, изложенные в детективах, помогают нам стать осторожнее в повседневной жизни и не попадаться на удочку преступников.
- Мы лучше узнаем людей. Ведь в детективах описаны люди в различных, часто сложных и экстремальных ситуациях.
На крупных европейских книжных ярмарках всегда есть зал, отданный под «территорию детектива». В любом престижном топе продаж половину списка занимают истории о раскрытии преступлений. Почему мы с таким упоением читаем истории об убийствах и сыщиках? Что дает читателю хороший детектив, кроме удовольствия от чтения?
На этот вопрос отвечает любитель детективов, литературный критик Наталья Ломыкина.
«Мы устроены так, что любим бонусы. Поэтому в базовый рецепт – интригующее преступление, искусно заметенные следы, убедительный мотив и умный обаятельный сыщик – успешные авторы, как опытные бармены, добавляют собственный «пятый элемент». Это может быть исторический фон (как у Бориса Акунина в серии про Фандорина), глубокий психологизм (как у Гиллиан Флинн в «Исчезнувшей» или «Острых предметах»), профессиональная экспертиза (как у Кэти Райх в серии про антрополога доктора Бреннон), а то и вовсе бихевиоризм и магия (как у Хосе Карлоса Сомозы в шекспировском детективе «Соблазн»).
Главное, чтобы «добавка» не перебивала вкус и детектив не превращался в шпионский роман, психологический триллер или чистую фантастику. История жанра показывает, что читатели во все времена предпочитают классический детектив, который позволяет:
Расширять кругозор и планировать путешествия
Это понял еще Артур Конан Дойл, который сделал Лондон не просто декорацией рассказов о Шерлоке Холмсе, а полноценным героем. Холмс со своим верным помощником Ватсоном исколесили весь город, а Конан Дойл тщательно записал все их перемещения по реальным улицам и перекресткам. Так что поклонники великого сыщика уже почти 130 лет ходят по его следам. На Бейкер-стрит, правда, не было знаменитого дома 221B, но поток писем от читателей со всего мира был таков, что лондонские власти, в конце концов, построили на этом месте Музей Шерлока Холмса и, надо думать, выиграли немало. Туда ежедневно приезжают толпы туристов и до сих пор приходят сотни писем.
Пример Конан Дойла вдохновил Дэна Брауна. Его герой, профессор семиотики Роберт Лэнгдон, расследует преступления в самых красивых городах и музеях мира, а читатели отмечают на карте места для обязательного посещения. Ходили слухи, что власти Флоренции заплатили Брауну кругленькую сумму за то, чтобы действие романа «Инферно» происходило у них. Но если Лувр или флорентийский Дуомо не пропустишь и без профессора Лэнгдона, то секретные уголки Рима, связанные с тайнами Святого престола, самому найти не так просто.
Донато Карризи, в прошлом юрист-криминолог, живет в Риме и давно изучает его историю. Главные герои римского цикла Карризи («Потерянные девушки Рима», «Охотник за тенью», «Маэстро теней»), священник-пенитенциарий Маркус и фотограф-криминалист Сандра Вега раскрывают запутанные преступления в нетуристическом городе. Например, когда в Риме после страшной непогоды на сутки объявляют полное отключение электричества, главный исповедник Ватикана кардинал Эрриага поручает Маркусу разобраться с нелепой смертью епископа Горди. И пока Маркус и Сандра ищут в сумерках посланников зла, читатель видит за поворотами сюжета тайные переходы Ватикана, Бенедиктинский монастырь, Святое отверстие в воротах резиденции Мальтийских рыцарей, подземные переходы древнего Рима и крыши, с которых открываются сумасшедшие виды на Вечный город.
Ориентироваться в международной политике
Если автор детектива выводит своего героя на международный уровень — не важно, преступник ли это или сыщик Интерпола, от него ждут понимания политической ситуации и государственных интересов. Этим берет, например, выходец из спецслужб Джон Ле Карре, который дотошно и психологически достоверно воссоздает в своих шпионских романах мощное противостояние разведок и будни секретных агентов. Его книги порой поражают изощренностью политических игр, но чем больше секретных документов становится доступно, тем очевиднее, что Ле Карре больше записывал, чем сочинял.
Француз Жан-Кристоф Гранже в разведке не служил, но был журналистом-международником высокого уровня, лауреатом двух крупных профессиональных наград — премии Рейтер и World Press. Результаты собственных журналистских расследований и привычка искать и анализировать информацию в романах Гранже очень чувствуются. Наладить контрабанду бриллиантов с помощью птиц, как описано в «Полете аистов», вы не сможете, но как это устроено, разберетесь. Детективная дилогия Гранже «Лонтано» и «Конго. Реквием» о деле Человека-гвоздя в конголезских джунглях и напряженном расследовании следователя Эрвана Морвана не проливает свет на убийство российского журналиста Орхана Джемаля в Центрально-Африканской Республике, хотя бы потому, что написана на пару лет раньше. Но на вопросы, как и зачем могли оказаться в ЦАР наемники из ЧВК «Вагнера», отвечает сполна.
Разбираться в социальных проблемах
Детектив на социальной подкладке – это, конечно, скандинавский фирменный стиль. Тон задал шведский журналист и антифашист Стиг Ларссон циклом «Миллениум» о девушке с татуировкой дракона, Лисбет Саландер, и журналисте Микаэле Блумквисте. Романы Ларссона, опубликованные в 2005 году (после скоропостижной смерти писателя от инфаркта), вызвали настоящий бум.
Ю Несбё мастерски сводит воедино мрачный запутанный детектив, душевные терзания одержимого своей работой Холе и изнанку современного общества, где за видимым благополучием скрывается масса проблем. Цикл романов Несбё — социальный портрет Осло и общества в целом. Беспощадное художественное высказывание на важные социальные темы: коррупция в политике и в полиции, наркоторговля и подпольный рынок оружия, насилие над женщинами, социальная незащищенность, рост агрессии и психических заболеваний. В «Жажде» Несбё говорит об опасности интернет-зависимости – убийца находит своих жертв в «Тиндере». Пока герои бросают вызов системе, а Харри Холе сражается за собственные представления о справедливости, Ю Несбё закончил 12-й роман цикла «Нож», который недавно вышел на русском языке.
Чувствовать людей
Писать об отношениях героев в детективном романе, не скатываясь в психологический триллер, бесконечную рефлексию и врачевание детских травм, как ни странно, мало кто умеет. Из недавних бестселлеров в пример хочется привести разве что Тану Френч и Роберта Гэлбрейта. В романе «Тайное место» ирландки Таны Френч два офицера дублинской полиции расследуют смерть 16-летнего парня в женской школе святой Килды через год после убийства. Тана Френч описывает подростковые взаимоотношения в двух ненавидящих друг друга девчачьих группировках так, что история школьной дружбы становится развернутым мотивом преступления и превращает детектив в психологически достоверный роман-взросление.
В книгах Роберта Гэлбрейта о Корморане Страйке с жанром никакой метаморфозы не происходит. Джоан Роулинг (а под маской Гэлбрейта скрывается именно она) строго следует канону классического английского детектива: сложная интрига, масса деталей, напряженное расследование. И — обязательно! – харизматичный главный герой и его незаменимый помощник. Вот тут-то Роулинг-Гэлбрейт и демонстрирует свой талант. У главного сыщика – отставного вояки Корморана, сурового великана с разбитым сердцем, есть бывшая любовь Шарлотта и табу на серьезные отношения. У Робин Эллакотт, молодой сообразительной помощницы Страйка, и вовсе жених, за которого она выходит замуж на первых же страницах четвертой книги цикла «Смертельная белизна». И все же каждый новый роман Роберта Гэлбрейта — это жизненный шаг героев навстречу друг другу. В «Смертельной белизне», пока Страйк разбирается со странными воспоминаниями дурачка Билли об удушенном ребенке, а Робин шпионит за министрами в парламенте, с нарастающим напряжением следишь не только за развитием сюжета, но и за едва заметными и оттого волнующими переменами в их отношениях.
Тренировать серые клеточки
«У всех нас есть эти маленькие серые клеточки в голове, но только избранные знают, как ими пользоваться», – говорил своему другу капитану Гастингсу маленький бельгиец Эркюль Пуаро. И каждый читатель детективов в глубине души считает себя причастным к тем самым «избранным». Вот почему классические детективы всегда выигрывают у триллеров с элементами фантастики, где убийца покидает запертую комнату через телепорт. Куда интереснее читать о реальных событиях, подмечая разбросанные тут и там улики и следить за диалогами, руководствуясь правилом Пуаро из «Убийства Роджера Экройда»: «Первое: надо получить ясную картину того, что произошло в тот вечер, ни на минуту не забывая одного – ваш собеседник может лгать».
В нашей библиотеке много детективов и они пользуются спросом. Приглашаем вас в мир приключений, расследований и улик. Скучно не будет.
Зачем еще читать детективы? [Электронный ресурс] // Азбука URL: https://azbooka.ru/articles/zachem-eshche-chitat-detektivy
Дата обращения 12.11 2021