Домострой — литературный памятник, в котором собраны правила и нормы жизни человека средневековой Руси. Книга была популярна несколько веков: ее переписывали и передавали по наследству. Считается, что окончательный вариант текста сложился во времена Ивана Грозного, в середине XVI века, а авторство приписывают протопопу Сильвестру, одному из сподвижников царя. Большая часть предписаний касалась мужчины, хозяина дома. Читайте, что для средневекового отца семейства считалось праведностью, как полагалось «вразумлять» жену, когда возвращать ссуды и чему учить сыновей.
Деньги и достаток: платить долги вовремя
Протопоп Сильвестр занимался торговлей: вместе с сыном он держал мастерскую, в которой писали иконы, и продавал их. Как практичный хозяин, в Домострое он уделил внимание денежным вопросам, в которых, скорее всего, хорошо разбирался. Сочинение называют первым русским учебником по экономике: почти треть книги — часть «О домовном строении» — посвящена рачительному ведению хозяйства. Предписания книги рассчитаны на горожан со средним достатком, купцов, зажиточных крестьян и служилых людей.
В денежных делах мужчине следовало быть разумным: вовремя платить подати и налоги, чтобы не запутаться, не оказаться в должниках и не попасть под суд. Отдельно в сочинении упомянуты долги и ссуды:
«А всякую ссуду и брать, и давать честно, хранить крепче, чем свое, и в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и еще дадут, да и дружба навек.
Кто же в срок не платит или проценты заранее не оплачивает, тому наступит выплата с убытком и с позором, и впредь никто ему не поверит».
Строить капитал по Домострою предлагалось за счет бережливости и умелого ведения дел, а не за счет быстрого обогащения, например, с помощью займов под большие проценты. В главе «О том же, если что купить, у кого нет сел, и о всяком домашнем обиходе…» приводятся советы, как устроить двор или лавку, как закупать продукты впрок по выгодным ценам. Разумное ведение хозяйства, согласно книге, не только оберегало от нищеты, но и сохраняло достоинство мужчины.
Он должен был хорошо разбираться в делах своей отрасли и промысла и вести счет деньгам. Особо подчеркивалось, что расходы должны соответствовать доходам и жить нужно по средствам и достатку:
«Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибыли или господского жалованья и добытка законного, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором.»
Из книги следует, что денежные и торговые отношения во многом основывались на порядочности участников. Однако историки полагают, что на практике такие наставления соблюдали не всегда.
Государь для домочадцев
По Домострою, мужчина в доме считался главным. Дом в книге уподоблялся крепости, а ее хозяин — государю. Постройки, сад и огород следовало окружить крепким забором, ворота держать закрытыми, а вечером запирать их. Никто посторонний не должен был знать, что происходит внутри дома. Запрещалось рассказывать семейные тайны и подробности жизни, а слугам — обсуждать домашние дела. Мнение соседей считалось важным: насмешки или осуждение общества были для мужа страшной бедой и позором.
Отец семейства — наставник и кормилец — отвечал за благополучие и здоровье всех домочадцев перед Богом и обществом. Домочадцами называли не только ближайших членов семьи, но и слуг, а также всех, кто жил в доме. Это могли быть дальние родственники, те, кто находился на попечении хозяев или жил в доме из милости — например, больные или странники.
Книга регламентировала и отношения внутри семьи. Порядок должна была гарантировать строгая иерархия. Жене полагалось полностью признавать старшинство супруга — как в средневековой семье, уклад которой складывался на протяжении веков. Мужу нужно было «уноровить» — угодить и поддержать его точку зрения. Например, советоваться с ним, о чем говорить при гостях.
Мужчине предписывалось уделять жене достаточно внимания. Каждое утро полагалось завтракать с женой, а каждый вечер после молитвы — наедине с ней обсуждать домашнее хозяйство. Считалось, что долг мужа перед супругой — учить ее праведной жизни. Если жена наставлений не слушала, нормы Домостроя предписывали ее наказывать: «Вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».
Источник: (Электронный ресурс) // Традиции народов России: https://www.culture.ru
Дата обращения 14.04.22г.