Маша Трауб «Семейная кухня»
Книга построена как сборник рассказов, которые плавно перетекают из одного в другой, вертясь вокруг автора и многочисленных знакомых и родственников. И, конечно же, главное, что объединяет всех героев книги — это еда. На страницах книги парят, жарят, делают варенье из ревеня и обдирают кладбищенский тутовник. А за каждой из кулинарных историй стоит чья-то судьба, порой очень драматичная. Но книга не стала мрачным сборником чужого горя, есть здесь и светлые, добрые истории, о детстве и взрослении героини, связанные, конечно же, с едой, со вкусами ее детства — бабушкиными пирожками, маминым жаркое и зелеными яблоками, которые надо есть непременно с солью.
Отзывы книжных гурманов: «Вкусная книга, наполненная нежностью, ностальгией по прошлому и насыщенная ароматами семейной кухни, показывающая, какой многогранной может быть наша жизнь. Столь же богатой и разнообразной, как и щедро накрытый праздничный стол».
Жоржи Амаду «Дона Флор и два ее мужа», «Габриэла, корица и гвоздика»
Это книги о Любви. Такой разной, и такой земной. Любви не за что-то, а вопреки всему, даже смерти. Книги знойные, сочные и искрящиеся. Из тех книг, в которых хочется поселиться, познакомиться с персонажами, погулять на свадьбе, попробовать всех этих пряных диковинных блюд, выпить кшасы и станцевать с какаовым плантатором. Они полны жизни, яркого солнца, вкусных и диковинных блюд, страсти, танцев.
Отзывы книжных гурманов: «В романах Амаду каждое описание приготовления пищи вызывает повышенное слюноотделение. Бесполезно перечислять отдельные блюда. Это надо читать! Все женщины-героини у него умеют готовить с таким профессионализмом и вкусом, что перед этим бледнеет даже борщ моей бабушки».
«А вот интересно, не с Амаду ли началась мода на кулинарные романы? Жизнь маленького городка, со всеми его специфическими жителями, приправленная изысканными гастрономическими деликатесами — не по этому ли принципу пишут Джоанн Харрис, Джулия Стюарт и многие другие. Все-таки латиноамериканские кулинарные романы — вот настоящее годное чтиво для девочек; сразу хочется есть, готовить и заниматься любовью)».
Лаура Эскивель «Шоколад на крутом кипятке» («Чампуppадо для жены моего мужа»)
Этот мексиканский роман, опубликованный в 1990 году, в одночасье сделал своего автора всемирно знаменитой и за прошедшие годы был издан в 98 странах мира, а его экранизация («Как вода для шоколада») получила несколько кинопремий. По мнению критиков, «Шоколад…» продолжает традицию латиноамериканского «мистического реализма», в нем парадоксальным образом сочетаются реальность и вымысел, эротика и мистика, история любви и рецепты блюд мексиканской кухни.
Отзывы книжных гурманов: «Женский вариант Маркеса, так сказать Маркес-light. Вкусная и невероятно чувственная книга. Захотелось приготовить какой-нибудь афродизиак и загореться как спичка».
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
Настоящий, хороший юмор никогда не устаревает. Подтверждением этому служит данная книга. Собираем чемодан, главное — не забыть треклятую зубную щетку, и в путь! даешь мореходные странствия! И остаться дома никак не получится, потому что герои и все с ними происходящее настолько живо, настолько по-настоящему, что того и гляди, брызги на одежду попадут. Так и получится, что внезапно тоже путешествуешь по Англии, тоже смеешься с этими беззаботными джентльменами — над собой, над жизнью, над какими-то мелочами, которые вроде и не замечаешь, а они — вот, с девятнадцатого века так и не изменились. А еще вместе с ними отведаешь пирог с вишнями и приготовишь ирландское рагу.
Отзывы книжных гурманов: «Всем, кто не читал — читать обязательно. Не пожалеете. Всем, кто читал — готовить ирландское рагу, брать в аренду лодку или, на худой конец, скачивать фильм и получать огромное удовольствие».
«Это здорово! Такая таблетка от осенней хандры! Замечательные шутки: я именно за такой юмор — без пошлости, вульгарщины, цинизма».
«Иногда мне кажется, что количество положительных эпитетов и определений в моем словарном запасе непростительно мало. Например, когда мне хочется описать эту потрясающую книгу. Великолепную. У меня нет слов».
Наринэ Абгарян «Манюня»
Светлая и очень смешная, пропитанная солнцем и запахами южного базара книга о детстве, в том числе и о еде, которую так вкусно готовила бабушка. «Вы знаете, какое восхитительное печенье пекла Ба? Я больше никогда и нигде в жизни не ела такого печенья. Оно было хрупкое и тоненькое, почти прозрачное. Берешь аккуратно двумя пальцами невесомый песочный лепесток и испуганно задерживаешь дыхание — иначе ненароком выдохнешь, и он разлетится в пыль. Нужно было отломить кусочек и подержать его во рту — печенье моментально таяло, и язык обволакивало щекочущее тепло. И только потом, по маленькому осторожному глоточку, можно было это сладкое счастье отправлять себе прямиком в душу».
Отзывы книжных гурманов: «Для кого-то «Манюня» – это сборник рассказов вроде «Денискиных», а для меня — практически кулинарный роман в духе магического реализма. Во всяком случае, здесь есть то, за что я так люблю магический реализм: семейные тайны, эдиповы и прочие комплексы, предметы, живущие своей особой жизнью… Только вместо гнетущих предчувствий, разрушительных скандалов, тоскливого одиночества — дружба народов, в миг высыхающие детские слезы, дивные ароматы от стряпни великолепной Ба и упоительные мечты о будущем».
«Я твёрдо убеждена, что эта книга — для взрослых. Это воспоминания взрослого человека о своём детстве и делится ими автор со взрослыми, а не с детьми. И эта книга — отличный антидепрессант, поднимает настроение на «раз». Я даже не помню уже, от какой книги так захлёбывалась смехом. И как мне это нужно было, оказывается!».
Рут Рейчл «Чеснок и сапфиры»
Профессия ресторанного критика порой не слишком отличается от профессии актера, секретного агента или полицейского под прикрытием — и Рут, решившей написать сенсационное исследование о «кулинарных дворцах» Нью-Йорка, предстоит не раз в этом убедиться. Сегодня она перевоплощается в богатую провинциалку, а завтра — в скромную учительницу. Послезавтра — в вульгарную старлетку, а потом — в хипповую художницу… Которая из этих ролей поможет Рут получить первоклассное обслуживание в элитном ресторане? Так начинаются увлекательные и невероятно смешные приключения в «кулинарных джунглях»!
Отзывы книжных гурманов: «Признаюсь, начинала читать с сильным предубеждением к книге. Но в итоге я получила настолько потрясающую книгу, полную жизни, любви к своему делу, юмора и, само собой разумеется, потрясающих описаний еды. Впечатления (и послевкусие) просто потрясающие!»
«Книга перешла по наследству от мамы, которая потрясающе приготовила по ней ризотто. Рекомендую читать книгу перед едой. Если под рукой нет хотя бы яблока или пачки сухариков, вам придется умереть от зависти к героям, поглощающим хрустящие артишоки, суп из грибов шимеджи и гратин из шоколада».
Энтони Капелла «Брачный офицер»
Любовь, война и еда — литературный триумвират, каких мало, и Энтони Капелла использует его великий древний потенциал по максимуму. Его героиня — прекрасная кулинарка Ливия, выросшая в деревне под склонами Везувия, даже в войну умудряется готовить такое, что ужасно хочется попробовать даже в наши сытые времена. Например, моцареллу из буйволиного молока, эти упругие шарики сыра с кремообразной сливочной сердцевиной.
Отзывы книжных гурманов: «Это мог бы быть просто забавный любовный роман. Но… Действие происходит, во-первых, в оккупированной немцами Италии, и во-вторых, в непосредственной близости от погребенных Помпей на фоне мощного извержения Везувия. Герои живут на грани, когда человеческие чувства до предела обострены. Эта книга об отчаянной жажде нормальной жизни. Вполне закономерно, что ее символами становятся для людей любовь и еда».
«Читать «Брачного офицера» на голодный желудок нельзя ни в коем случае, да и не получится: просмотрите парочку описаний того, как и что печет-жарит Ливия, и с воплем кинетесь на кухню замешивать томатный соус. Для любительниц домашней готовки эта книга может послужить недюжинным источником вдохновения».
Иван Прочерк «Еда. Политика. Sex»
Эта книга, несомненно, заинтересует раблезианцев — веселых гурманов, сластолюбцев и эстетов. Неизвестно, кто скрывается под псевдонимом «Иван Прочерк», зато герои книги, постепенно проступающие как позитив в проявителе по мере развития сюжета, абсолютно осязаемы и конкретны. Необычная форма изложения (Книга первая «Девушка в собственном соку») создает своеобразный коктейль из рецептов вкусной еды, эротических сцен, ироничных описаний и приключений героев.
Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить»
Подзаголовок «Один год из жизни женщины в путешествии по Италии, Индии и Индонезии в поисках ВСЕГО» достаточно точно передает сюжет книги. К 31-му году Элизабет Гилберт поняла, что она «устала быть главным кормильцем в семье, а также домохозяйкой, устроителем вечеринок, собаковладельцем, женой, будущей матерью и в урывках между всем этим еще и писательницей». Далее – развод, мучительная любовная история в духе «ни с тобой, ни без тебя», антидепрессанты и решение уехать на год по маршруту «Три И»: Италия, Индия, Индонезия. И вот уже в Италии Элизабет “ест” – спагетти, пасту, пиццу, мороженое. Ах, как вкусно она это описывает! А еще изучает итальянский язык и постигает Bel far niente — радость ничегонеделания, талант быть счастливым, который итальянцам, видимо, дается с рождения. В Индии Элизабет “молится”, постигая медитацию, а в Индонезии – «любит».Описано это все с иронией, искренностью и оптимизмом.
Шэрон Оуэнс «Чайная на Малберри-стрит»
Трогательная и смешная рождественская история, в которой судьбы героев причудливым образом переплетаются и сходятся в удивительном месте, полном загадок и чудес, — в чайной на Малберри-стрит, где подают восхитительные десерты.
Отзывы книжных гурманов: «С чем у вас ассоциируются названия Белфаст, Ольстер, Северная Ирландия? Взрывы и расстрелы. Правительственные войска и силы мятежников. Гражданская война. И что за облегчение читать про обиход добрых милых мужчин и женщин, а никаких не террористов и их пособников! Аромат вишнёвого чизкейка. Аромат свежезаваренного чая. Это настолько антивоенная, антиагрессивная и одновременно абсолютно ирландская книга, что трудно переоценить её мирную сущность. Господи, зачем эти лозунги, зачем бряцание ржавым железом, давайте пирог испечём, заварим чаю… из трилистника. Иногда мечтаю, чтобы нашёлся кто-то и сочинил бы о довоенном или, скорее, помимо-военном Северном Кавказе. Истории мирного времени, в них спасение».
Эрнест Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
«Я ел устрицы, сильно отдававшие морем, холодное белое вино смывало легкий металлический привкус, и тогда оставался только вкус моря и ощущение сочной массы во рту; и глотал холодный сок из каждой раковины, запивая его терпким вином, и у меня исчезло это ощущение опустошенности, и я почувствовал себя счастливым и начал строить планы.» А также французский хлеб, жареная рыба и цыплята, картофельный салат с черным перцем и оливковым маслом и, конечно же, вино, наливки, виски, пиво и снова вино! В общем, все то, что так сильно будоражило обостренные голодом чувства молодого Хемингуэя, а теперь прочно ассоциируется всеми его читателями с весной и Парижем.
Павел Мельников (Андрей Печерский) «В лесах»
Павел Иванович Мельников — выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский, в своей знаменитой дилогии «В лесах» рассказывает о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о старообрядческих обычаях и верованиях, о заготовке леса и о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях и легендах, и о еде.
Отзывы книжных гурманов: «Читая описания званых обедов и скитских трапез, глотала слюни и думала: а не уйти ли в монастырь…».
«Постный обед в мужском монастыре. Это надо читать. Я не могу пересказывать, я ж опять жрать захочу».
Иван Шмелев «Лето Господне»
В этой замечательной книге перед читателем предстает подробное описание московского быта XIX в., увиденного глазами маленького мальчика. И описание это столь живо, что ощущаешь и запахи постного рынка, слышишь капель и чувствуешь весенний воздух, еще холодный, врывающийся из сада в форточку. Здесь есть все — и бесконечные церковные праздники, и посты, и розговины, и стояния в церкви; и вечно нетрезвые приказчики и мастеровые; и ледоход; и катание с горок на рождество; и свежепойманные лещи, выпрыгивающие из ведерка со льдом на лестницу. Кулинарная тема проходит отдельной линией. Сладострастное описание постного меню поражает воображение, изобилие скоромных блюд потрясает. А соление огурцов и квашение капусты вообще возведены в ранг священного действия.
Отзывы книжных гурманов: «В повествовании упоминается великое множество русских постных и скоромных блюд. Причем, многое вполне реально приготовить самим. Это книгу невозможно читать, когда ты голодный — просто пытка)))))».
А из книг Джоанн Харрис получается целое меню – шоколад, четвертинки апельсина, вино. Туфельки, и те леденцовые. Правда чай с …птицами
Джоанн Харрис «Шоколад»
Ветром карнавала в тихий городок на юге Франции заносит таинственную красавину Вианн Роше, и она соблазняет благочестивых горожан своей красотой, духом свободы и невиданным прежде лакомством — шоколадом. Продолжение – роман «Леденцовые туфельки».
Отзывы книжных гурманов: «Эта книга – большая плитка лучшего шоколада, которую смаковать одно удовольствие, жаль быстро кончается. Но хорошее настроение останется надолго».
«На два дня я окунулась в мир шоколадной магии, удостоверилась, что даже с помощью сладостей можно изменить очень многое в нашей жизни, если у вас действительно доброе сердце и хорошие намерения».
Джоанн Харрис «Ежевичное вино»
Основные ингредиенты книги: знаменитый писатель, находящийся в творческом и жизненном кризисе; экстравагантный старик, садовод и знахарь-самоучка; маленький старинный французский городок; немного семейных тайн и загадок; пьянящий запах фруктовых вин; немножко мистики и волшебства… Вкушать эту книгу рекомендуется с бокальчиком чего-нибудь; если благородных напитков нет под рукой, то сгодится и чашка крепкого зеленого чая. И во время процесса стоит помнить, что в этой книге важна не сама история, а ее атмосфера! Попробуйте, и вам понравится!
Отзывы книжных гурманов: «До чего же вкусны эти книжные вина!!! Читая такую книгу, я будто сама смаковала бокал вина, растягивая удовольствие, храня послевкусие, будто только распробовала любимое вино… Иногда мне кажется, что книжные вина даже волшебнее настоящих. Не поверите, но я сама чувствовала винный вкус на губах от этих описаний!!!»
Джоанн Харрис «Пять четвертинок апельсина»
Этот роман сравнивают с насыщенным десертным вином. Используя кулинарные метафоры, причудливые характеры и сверхъестественные происшествия, Харрис создала в нем сложную и прекрасную историю. В романе переплелись тайны, беды и напряженные семейные отношения.
Отзывы книжных гурманов: «Самый таинственный и горький роман Джоан Харрис. Странный шифр в альбоме-дневнике, где соседствуют рецепты с путаными записками и фотографиями домочадцев, тайна, изгоняющая семейство в чужие края, предательство и жестокость. И всё это в будоражащих запахах французских блюд, свежей выпечки и стойком аромате апельсиновых корок. Последний настолько навязчивый, настолько удушающе терпкий, что, кажется, вот-вот и у тебя, читатель, начнутся осязаемые галлюцинации и навалится тяжестью головная боль. Книга психоделична, поступки героев невероятны и до конца необъяснимы, как не могут быть до конца объяснимы тайны лабиринтов детства, абсурд горячечных поступков и путанность детских представлений».
Джоанн Харрис «Чай с птицами»
Перед вами – единственный сборник рассказов от Джоанн Харрис. Тонкий юмор, накал драматизма, разнообразие тем и идей, постмодерн, сентиментализм, мистика, драма, антиутопия, фантастика, философия, пошлость, пронзительность, остросюжетность, разоблачение, уродство и красота, дорожные и гастрономические страсти – чего только вы здесь не встретите. И, конечно же, вас ждет замечательный язык Харрис — красивый, «плотный», емкий, на грани ощущений.
Отзывы книжных гурманов: «Книга предстала предо мной в образе хрустальной вазочки, а сами рассказы были в ней конфетами. Причём ни одна из конфеток не повторилась, все были абсолютно разными. Некоторые были сладкими и вкусными, в некоторых под оболочкой обнаружился красный глянцевый леденец, иные напоминали дешёвую карамель, а одну конфету я не успела взять в рот, как тут же вернула обратно, совсем не понравилась она мне. Каждую конфету судить не берусь, у всех ведь разные вкусы. Кому-то подавай шоколадные конфеты с крупным фундуком внутри, а кто-то готов довольствоваться простенькими леденцами. Я уверена, в этой вазочке любой смог бы найти что-то себе по вкусу!»
МБУК «Централизованная библиотечная система г. Апатиты» // Вкусные книги : (электронный ресурс). –URL: https://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-10-20-11-37-08/1178(дата обращения 22.04.2021)
Читать еще по теме Вкусная книга