В Тобольске главной особенностью косторезного промысла стало создание миниатюрных скульптурных произведений, демонстрирующих жизнь коренных народов севера.
Тобольские мастера искусны в области миниатюрной скульптуры. Они создавали скульптурные группы, отражающие быт народов Севера, животный мир. Каждая фигура вырезалась отдельно, прикреплялась к подставке шпеньками, что напоминало построение макета. Остяцкий чум, упряжка оленей, люди у костра составляли скульптурную композицию. Такие работы пользовались успехом на выставках, ярмарках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем Новгороде, воспринимались как экзотика, дающая представление европейскому зрителю о жизни сибирских народностей.
Резчики изображали в мельчайших подробностях лица людей, фактуру меховой одежды, шерсть собаки, оленя, им удавалось передать характерные позы людей, сидящих у костра, одетых в северные широкие меховые одежды.
Определяющей композиционной схемой в 1950 – 1970-е гг. остаётся принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщённой пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В конце 1950 – 60-е гг. происходит ещё одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьём, в связи с этим необходимо было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота).
В 1970-е и 1980-е гг. продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же, главное место занимает скульптура.
Новое направление в искусстве Тобольска получает дальнейшее развитие. Создаются однофигурные и двухфигурные статичные композиции, вырезанные из одного куска кости, монолитные, единоритмичные. Эти работы выполнены из зуба кита-кашалота. В последние десятилетия ввиду отсутствия традиционного материала, тобольские резчики вынуждены работать с обычной костью, которая имеет трубчатую форму и тонкие стенки, что осложняет создание полноценного объёма. Поэтому тобольским резчикам пришлось перейти к созданию предметов со скульптурными завершениями (коробочки, вазочки, стаканы, ножи). Работая с новым сырьём, тобольские резчики стараются сохранить традиции искусства своего промысла.
Стиль тобольского косторезного искусства – точная, детально проработанная реалистическая круглая скульптура, отличающаяся мягкой моделировкой, строгим отбором форм, преобладание жанровых композиций северной тематики. Излюбленное изображение – остяк, идущий на лыжах. Миниатюрная скульптура песца, горностая, выполненная из простой кости, украшает изделие, обогащая его декоративный облик. Задача художника – найти гармонию между формой, размером предмета и скульптурой, которая решается в условном плане, но сохраняет присущую данному зверьку выразительность.
Особенности тобольской резной кости [электронный ресурс] // Земляки URL: http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=53
Дата обращения 09.04.2022