Первые женщины писательницы идут на одном уровне с литературой своего времени. Эти женщины заняли полагающееся им по праву место в истории российского просвещения. Первые русские писательницы вошли в историю российской литературы.
Первой русской писательницей является Сумарокова-Княжнина. Вторая русская писательница 18 века – Александра Федотовна Ржевская.
Примечательно, что появлению женщин в русской литературе способствовало влияние литературных кружков, которые в то время активно формировались и были чрезвычайно популярны. Интересы этих литературных кружков находились за рамками дворцовых интриг, интересов высшего российского общества того времени, находилось вне выискивания наиболее выгодных мест, вне заговоров в целях получения какой-либо личной выгоды, вне подкапывания под врагов и друзей в поисках наиболее теплого места для себя. Так в обществе литераторов оказалась и девица Александра Федотовна Каменская, которая дружила с дочерью Сумарокова, Катенькой, первой русской писательницей. Именно влияние кружка Сумарокова сделало Каменскую писательницей. Александра Федотовна, так же, как и дочь Сумарокова, нашла себе спутника жизни в литературном кружке. Мужем Александры Федотовны стал Алексей Андреевич Ржевский. Который был среди хороших знакомых Сумарокова. Александра Федотовна Ржевская начала рано писать. Ее стихи печатались в литературных журналах того времени и привлекали внимание людей, которые начинали интересоваться литературой, учились понимать интересы общества.
Таким образом, первые русские писательницы Сумарокова-Княжнина и Каменская-Ржевская были первыми борцами за человеческие права женщины в российском обществе. Ржевская интересовалась литературой западной Европы, пыталась найти там образцы для своих литературных произведений, и подражая знаменитым тогда во всей Европе «Перуанским письмам» написала свой оригинальный роман, который назвала «Письма кабардинские». Еще тогда, когда роман был в рукописи, его много обсуждали в литературном обществе. Роман читался в кружке литераторов, все стремились прочесть его. Слухи об этом произведении молодой писательницы дошли и до императорского двора, который заинтересовался этим романом. Это была победа женщины.
Во дворце пожелали прочесть еще не напечатанное произведение, и рукопись романа была принята с необыкновенным восторгом и заслужила похвалу всех, кто его прочитал. Этот роман принес известность Ржевской. Ее стихи стали печататься наперерыв в литературных журналах того времени. На Ржевскую было возложено много надежд. Однако, эти ожидания осуществились лишь на половину. Русская литература потеряла в лице Ржевской одного из самых талантливых своих представителей. Александра Федотовна умерла в самом расцвете своей молодости и в самом пике своей славы в 1769 году.
За Ржевской были уже женщины – писательницы екатерининского времени. Первое время после смерти Александры Федотовны еще действовали ученицы и последовательницы Ломоносова и Сумарокова, однако позже они уступили свое место другим писательницам, ученицам Новикова, Фонвизина, Державина и т.д. Однако это уже совершенно другое поколение женщин, с другим мировоззрением, другим стилем.
Таким образом, 18 век в русской литературе примечателен не только известными произведениями выдающихся русских писателей мужчин. Он примечателен появлением первых русских женщин – писательниц, которые наравне с мужчинами творили отечественную литературу.