Семён Ульянович Ремезов, великий сын России, в своё время торжественно провозгласил как лозунг, как закон, который должен выполняться неукоснительно: «Всем в науке любезное советование и союз братский!» Этот призыв, столь современно звучащий, вышел из-под пера человека, родившегося более 370 лет назад!
Всю жизнь Ремезов и сам неизменно придерживался этого принципа: он неутомимо трудился, и любознательность была безгранична. Человек вдохновенного ума, беспокойный исследователь, патриот Родины…
Был он землемером, мастером писцового дела, «выделыциком» — сборщиком хлеба. Не раз ему приходилось браться за оружие, свершать ратные подвиги. Описывал он умело пашни и реки, города и посады, занимался поисками руд. Он первым нанес на карту многие археологические памятники Сибири. Довелось ему побывать и «знаменщиком» — шить и рисовать ратные знамена, и иконником и живописцев. Проектировал и строил оборонительные укрепления и различные заводы – селитряные, пороховые, железнодорожные.
Но особенно велики его заслуги как картографа («чертёщика») зодчего и летописца. Ремезов всегда пользовался теми методами, которые задолго до него сложились в России. Но именно он смог впервые картировать множество ранее «незнаемых» землищ, умело обобщать богатейший материал чертежей, составленных в самых различных частях Сибири. В этом ему действительно не было равных!
…Родился Семён Ульянович Ремезов в 1642 году в семье тобольского боярина, состоявшего на государственной службе при воеводе. В 1668 году начал государеву службу казаком в Ишимском острожке. В 1682 году за усердие в службе Ремезов получает звание «сына боярского» и переводится в Тобольск. Здесь нужно уточнить, что «сын боярский» не означало тогда сына боярина, это всего-навсего титул, говорящий о принадлежности человека к служилому дворянству. Титул Семён Ремезов унаследовал от деда Моисея, который служил в Москве при дворе патриарха Филарета, но прогневал его чем-то и был сослан в Тобольск.
Тобольскому воеводе Моисей Ремезов служил 20 лет, проведя их в дальних походах по сбору ясака и усмирению непокорных. Его сын Ульян, внук Семён и правнук Леонтий повторили его судьбу — стали «боярскими детьми» и тоже вели жизнь служивых людей: собирали хлеб с крестьян и с инородцев, сопровождали казённые грузы в Москву, вели перепись земель и населения, искали кратчайшие пути-дороги, искали полезные ископаемые, а также участвовали в боях с кочевниками.
С.У. Ремезов много плавал по Иртышу и Тоболу, изучал Тобольский, Верхотурский и другие уезды, бывал в Киргизских степях и на Алтае, уделял большое внимание природе Сибири, ее истории, быту и обычаям местных народов, живо интересовался недрами края.
Чтобы не забыть, где и что видел, он делал подробные записи и иллюстрировал их чертежами и рисунками. К сорока годам Семён Ульянович прослыл в Тобольске опытным чертёжником.
И неслучайно именно Ремезову руководитель Сибирского приказа А. Виниус, вызвав его в Москву поручает изготовление крупномасштабного чертежа Сибири.
Вместе с сыном Семёном Ремезов, за время пребывания в Москве, изготовил около 30 чертежей сибирских городов и уездов и две карты. Большая настоящая карта Сибири, выполненная тобольским картографом масляными красками на куске материи размером около 3 x 1,5 метра, сохранилась и ныне экспонируется у входа в петровскую галерею Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Вторая карта всей Сибири изготовлена Ремезовым также в Москве для государевой дубовой палаты. Она была огромной: длиной более 4 метра и шириной 2м 84см. За этот труд Петр Первый наградил Ремезова царским «выходом», сукном и «пять рублев денег». Сумма не малая, если учесть, что его годовое жалованье составляло 11 рублей.
Имея глубокую, разностороннюю подготовку в картографии, Ремезов составил уникальную «Хорографическую чертёжную книгу Сибири» на 175 листах. Оригинал этого самого раннего дошедших до нас атласов был похищен эмигрантом Л.С. Богровым и вывезен за границу. В настоящее время он хранится в библиотеке Гарвардского университета в США.
Благодаря Общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска» было издано факсимильное издание «Хорографической чертёжной книги Сибири» С. У. Ремезова. (Следует отметить, что Фонд переиздал все труды Семена Ульяновича).
Подлинник же второго атласа, составленного Ремезовым в 1701 году с помощью сыновей, хранится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Один из фотолитографических экземпляров этого ценнейшего картографического труда под названием «Чертежная книга Сибири имеется и Тобольском Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Атлас состоит из 24 карт и 18 чертежей почти всех сибирских городов и прилегающих к ним земель, рек, рудников. Есть в «Чертежной книге Сибири» и карта расселения народов и племен Сибири.
В своем новом атласе «Служебная чертежная книга» Ремезов решил объединить по определенному плану все, что им было создано. Он стремился включить в него также и новые данные.
С удивительной для того времени достоверностью Ремезов изобразил на картах Корею и «остров Апонию», Чукотку, западную часть Аляски, Камчатку, Сахалин, Курилы, Монголию, Тибет, Китай, Сиам, Камбоджу, Восточную Индию, Яву. Всего было составлено около 240 карт и всевозможных чертежей.
Ремезовские чертежи-карты поражают своим изяществом, экономичным и мастерским использованием графических изобразительных средств. Черно — белые и исполненные в красках, они представляют собой подлинные произведения искусства.
О том, какой титанический труд потребовался для их создания, можно судить хотя бы по тому, что в одной только «Чертёжной книге Сибири» к географическим объектам сделано более 5500 ювелирных по исполнению надписей, многие буквы в которых имеют размеры менее 1мм. Такое фантастическое усердие мог проявить только человек, бесконечно влюбленный в свое дело, в объект своего творчества — Сибирь.
Работа над картографией Сибири требовала и углубленного знания истории края.
Результатом исторических интересов Ремезова в конце XVII столетия стала вышедшая из-под его пера «История Сибирская». В этом литературном произведении Семен Ремезов выступает как продолжатель известных сибирских летописей Есиповской и Строгановской. Но труд его — не просто свод фактов, а довольно стройная система изложения истории похода Ермака.
И не зря известный историк Г.Ф.Миллер построил значительную часть своего труда на «Истории Сибирской» Семёна Ульяновича, ибо точка зрения тобольского летописца на присоединение Сибири к России, отмечающего не только факт военной экспедиции Ермака, но и выделяющего фактор мирного присоединения коренных народов, всегда имела и имеет своих последователей.
Кроме «Истории Сибирской», Ремезов написал «Историю Тобольска града…» «Уподобление Сибирские страны», «Описание о Сибирских народах и гранях их земель» и другие произведения.
Семён Ульянович переписал, пополнил и переработал некоторые историко-географические сочинения, входящие в «Хронограф», который был обнаружен в 1963 [1964] году в отделе рукописей Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области.
Благодаря большой исследовательской работе ученых из Новосибирского Гуманитарного университета Е.И. Дергачевой — Скоп и В.Н. Алексеева, мир узнал, что рукописная книга в кожаном переплете под названием «Хронограф», — это еще один плод творческих трудов великого ученого-самородка.
Огромный труд С.У. Ремезова не ограничивался только картографией и историей. Очень часто Семена Ульяновича использовали и как «изографа»-художника. Так, в 1694 году он со своим помощником за 4 дня расписал «золотом и красками» часовню «для поставления на реке Иртыше иорданского освящения воды», а в 1696 г. он «сработал, сшил и написал мастерски к конным и пешим полкам» 7 камчатных знамен. В 1703 г. при исследовании Кунгурской пещеры он сделал зарисовки «чудесных», как он считал, письмен (надписи с «каменей»),
В 1713 г. семья Ремезовых украшала губернаторский дом князя М.П. Гагарина. Было выполнено 18 картин. Среди них были и «парсуны», т.е. портреты. К сожалению, до наших дней они не дошли.
Кроме того, к своей «Истории Сибирской» Ремезов приложил найденную им «Краткую сибирскую летопись (Кунгурскую)», которую сопроводил 154 [126] рисунками.
Прославился Семён Ульянович Ремезов и еще в одном важном для него деле — это в архитектуре и градостроительстве. Составленный им проект каменного Тобольска был принят и одобрен Сибирским приказом.
Ремезова назначают руководителем архитектурных и строительных работ по осуществлению «Плана града Тобольска». Находясь в 1698г. в Москве, он совершенствует свои знания в области строительной техники.
После возвращения из Москвы он с присущим ему беспокойством, творческим горением руководил всем фронтом архитектурно-строительных работ. Ремезов сам отыскал строительный песок, для подъема строительных материалов к строящемуся на гребне Троицкого мыса кремлю построили подъемную дорогу — «слюз».
В мае 1700 года было заложено первое здание единственного в Сибири Тобольского кремля.
Он разработал также типовой проект каменного дома для массовой частной застройки. Семь лет отдал Семен Ульянович Ремезов «каменному городовому строительству» прославив родной сибирский край своим бескорыстным трудом, — чин тобольского дворянина ему был присвоен в преклонном возрасте.
Не беда, что время не оставило для потомков его портрета. Есть ценное напоминание об авторе – его детище, живущее в веках. Тобольский кремль по праву можно назвать жемчужиной архитектурного искусства Сибири, потому что до сих пор он манит своими загадками и неподдельным величием не только исследователей, но и простых ценителей своей истории.
Творческое наследие С. У. Ремезова является не только отечественным, но и мировым достоянием и представляет собой ценнейший свод источников второй половины XVII — первой четверти XVIII веков во многих отраслях знания.
Сохранив на всю жизнь любовь к родной Сибири Ремезов трудился вместе со своими сыновьями не за награды, а для того чтобы принести пользу «сибирякам».
Вот почему он успел сделать так много: создал знаменитые чертежные книги и «Историю Сибирскую», исследовал Кунгурскую пещеру и наскальные рукописи, построил единственный в Сибири каменный кремль.
Выдающийся русский историк науки Л.А. Гольденберг сравнил Семена Ульяновича с титанами эпохи Возрождения. Это близко к истине, но хочется подчеркнуть и немалое различие.
Во-первых, подобные сравнения словно говорят о вторичности свершении Ремезова, хотя он, по сути, такой же первопроходец, как Ермак Тимофеевич: он уникален в своей деятельности. Нет никакого «сибирского Микеланжело», есть единственный в своём роде сибирский Семён Ремезов!
Во-вторых, если многие творцы эпохи Возрождения уже при жизни считались гениями и к их советам прислушивались даже сильные мира сего, то служилый казак Ремезов (в конце жизни он стал «тобольским дворянином», но это — всего лишь чин, а не сословие) создавал свои исторические, картографические и архитектурные шедевры или в порядке обычного служебного задания, или в редкие свободные часы для своего удовольствия и для памяти потомкам.
Семён Ульянович Ремезов прожил долгую жизнь, никак не меньше восьмидесяти лет. И он успел сделать столько, сколько другие не сделали бы и за две жизни. В своей «Служебной книге» он писал: «…работал усердно, по вся дни беспокойно обнищал и обезножил».
Ремезов Семен Ульянович // 20 имен Тобольской истории: [коллекционное издание. 50 нумерованных экз.] / [ред., авт. текста, авт. послесл. Ю. П. Перминов; авт. текста В. В. Дворцов; авт. эпиграфов А. К. Омельчук; вступ. слово А. Г. Елфимов; офорты Н. Казимова; худож. И. Е. Лукьянов]. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2014.
Список литературы из фонда библиотеки, рекомендуемой для прочтения:
Книги:
- Ремезов, Семен Ульянович. Карта Сибири. 17 век: карта, картографическое издание / С. У. Ремезов. — Верона: График, 2008.
- Ремезов, Семен Ульянович. Хорографическая чертежная книга Семена Ульяновича Ремезова / С. У. Ремезов. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2011. — 350с.
- Ремезов, Семен Ульянович. Хорографическая чертежная книга Семена Ульяновича Ремезова: (1697-1711) / С. У. Ремезов. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2013. — 360с.
- Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII-XIX веков: к 360-летию со дня рождения С. У. Ремезова (1642-2002). – Тобольск, 2005. — 492с. — (Книга и литература).
- Тоболяков, Виктор. Беседы о Тобольске и его исторических окрестностях: размышления о предназначении царственной Столицы Сибири / В. П. Тоболяков. — Екатеринбург: Урал. рабочий, 2002. — 280с.
Статьи из книг:
- Семен Ремезов // 20 имен Тобольской истории / [ред., авт. текста, авт. послесл. Ю. П. Перминов; авт. текста В. В. Дворцов; авт. эпиграфов А. К. Омельчук; вступ. слово А. Г. Елфимов; офорты Н. Казимова; худож. И. Е. Лукьянов]. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2014. – С. 24 – 31.
- Ремезов Семен Ульянович // Надточий, Ю.С. Тобольский музей-заповедник: справочное издание / Ю. С. Надточий. — Свердловск: Сред. — Урал. кн. изд-во, 1988. – С. 22 – 26.
Из периодических изданий:
- Барабанова, Л. Крепость зодчего Ремезова / Л. Барабанова // Тюменская область сегодня. – 2008. – 27. Августа. – С. 6.
- Великие люди // Тюменские непоседы. – 2008. — № 7. – С. 8.
- Вычугжанин, Александр. Автограф Семена Ремезова в нацисткой Германии / А. Вычугжанин // Тюменская область сегодня. — 2016. — 30 апреля. — С. 6.
- Горохов, В. Уникальная работа / В. Горохов // Советская Сибирь. — 2011. — 7 июля. — С.1.
- Гриценко, Н. «Замурованный музей» / Н. Гриценко // Тобольская правда. – 2002. – 29 января.
- Карасиер, Дмитрий. Нашему сибирству во веки пребывати / Д. Карасиер // Тобольская правда. — 2015. — 12 февраля. — С. 7.
- Локтюхин, Сергей. Великий строитель Тобольска: улица, носящая имя Семена Ремезова, — одна из центральных в древнем городе / С. Локтюхин // Тюменская область сегодня. — 2015. — 9 июля. — С. 14.
- Мандрашова, С. Славный сын боярский / С. Мондрашова // Тюменские непоседы. – 2007. — № 9. – С. 10.
- Мельников, В. Гражданин Тобольска / В. Мельников // Сибирская панорама. – 2002. – 24 января.
- Солодова, Татьяна. «…Уготовах ко утешной всенародной пользе…» / Т. Солодова // Град Тобольск. — 2015. — № 2. — С. 26 — 27.