Еще с давних времен славились мастера резьбы по дереву. Элементами резьбы люди украшали свои дома. Причем инструменты, используемые в процессе, не были какими-то особенными. Все, что было необходимым мастеру — это топор, пила, плотницкая стамеска. Конечно, с течением времени все инструменты видоизменялись и совершенствовались и даже появлялись новые. Так, например, появлялись станки, с помощью которых стало возможным воплощение самых замысловатых узоров.
Даже сейчас этот деревянное ремесло существует в селах, а резьба, которая издревле формировалась на традициях резных прялок, разнообразной посуды, относится к вятским народным художественным промыслам. И не только на домах можно встретить элементы резьбы, но и в храмах и на мебели, которая стоит недешево.
Геометрическая резьба по дереву
Данный вид народного творчества относится к одному из самых древних видов резьбы по дереву. Суть заключается в том, что мастером создается узор из фигур, созданных из различных выемок. Эти выемки могут быть сделаны как квадратными, треугольными, так и в форме окружностей. Геометрической резьбой украшались здания, церкви, мебель, посуда, а также иконостасы и орудия труда.
Долгие годы резное ремесло было разрозненным. К концу тридцатых годов 20 века ремесленники начали объединяться в артели. Результатами их работы становятся шкатулки, пеналы, различные шкафчики, украшенные росписью и геометрической резьбой.
В середине двадцатого века была проведена экспериментальная работа. Она заключалась в применении сразу нескольких техник в изготовлении одного изделия. Так, были использованы выжигание, резьба, роспись и инкрустация. Постепенно изображения стали усложняться, начали использоваться архитектурные и пейзажные сюжеты памятников крупнейших городов.
Объемная резьба
Во многих вятских храмах до сих пор сохранились иконостасы, которые относятся к памятникам монументально-прикладного искусства. Такое звание они носят за счет мастерства местных умельцев, которые имели поистине «золотые руки».
Каменные здания храмов и церквей, строительство которых началось еще в конце 17 века, всегда оформлялись с помощью русского иконостаса, как тяблового, так и резного, где проглядывался стиль «московского барокко». Популярный тогда стиль представлял собой импульсивное нарастание форм вверх и к центру. Позже были введены также колонны и общие мотивы триумфальной арки. Теперь арка стала непременной частью классических иконостасов. За счет нее создавалась значимость объекта, так арка, размещенная над вратами, придавала им особую важность. Украшение иконостасов было менее регламентировано, чем работа зодчего, к примеру. Мастера использовали всю свою творческую фантазию. Таким образом, деревянные узоры воплощались в прекрасные вариации, от которых было невозможно отвести взгляд.
На протяжении веков русские иконостасы говорят о том, насколько велик талант местных мастеров, которые создают оригинальные, сложнейшие и просто шикарные произведения. Именно от них умельцы вдохновились на создание кукарских кружев и дымковской игрушки.
Прорезная резьба
Второе название такого вида резьбы — ажурная. За счет внешнего сходства с кружевами. У элементов этой фигуры отсутствует фон и зачастую даже внутренние части. Все это выпиливается или прорезается пилой или лобзиком. Таким образом украшали наличники, лестничные перила и карнизы. Все это придавало необычайную красоту русскому жилищу, которое к тому же было и очень практичным. Для жильцов этих домов украшения играли не только декоративную роль, но и несли образное значение (оберега). Так наличники, например, служат не только для закрытия щелей возле окон, но и являются границей с внешним миром.
Существует два способа такой резьбы: плоскорельефная, где орнамент получается плоским, и рельефная. Первый способ часто применялся для украшения мебели. В шкафах, например, в качестве фона использовалась яркая ткань. Если раньше фон удалялся с помощью пилы и долота, то с приходом новейших технологий их заменил электролобзик. Эта резьба уже стала называться пропильной. За счет механизации процесса производство такой мебели поставлено на поток.
Прорезная резьба с рельефным орнаментом называется ажурная. Этот вид широко применялся в 17-18 веках при украшении мебели в стиле барокко и рококо.
Следующий вид резьбы — домовая, чаще всего выполняется методами сверления и пиления. Оставленные после инструмента следы редко зачищаются, так как эта резьба просматривается издалека. В некоторых случаях такой вид резьбы приклеивается на деревянную основу. Тогда она становится накладной или наклейной.
Заготавливают древесину для работ с октября по январь с того времени, когда движение соков в стволе дерева останавливается. Таким образом, мастер страхует себя от растрескивания материала и его поражения паразитами в виде грибков и насекомых.
Если сравнить свежую древесину и сухую, можно сказать, что влажная древесина лучше поддается резке, однако чистота резьбы значительно ухудшается. Также сырая древесина затем усыхает и может потрескаться. Для того, чтобы высушить древесину, мастера держат ее несколько лет в доме, предварительно очистив от коры.
В библиотеках Тобольского района вы можете найти книги по этому ремеслу:
- Афанасьев Александр. Резьба по дереву: уроки мастерства /Александр Афанасьев. — Москва: Культура и традиции, 2001. – 256 с.: ил.
- Федотов Геннадий. Дерево / Геннадий Федотов. – Москва: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001. – 192с.: ил.
Ремесло по дереву [электронный ресурс]// В гостях у сказки https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkie-remesla/remeslo-po-derevu/
Дата обращения 10.04.2022
Тимирбулатова Ф. Х., библиотекарь Хмелевского с/ф