Главная » Новости » С каких героинь русских сказок стоит брать пример

С каких героинь русских сказок стоит брать пример

С каких героинь русских сказок стоит брать примерВопреки расхожему мнению, настоящие русские сказки вовсе не про женскую покорность. Но проблема в том, что большинство произведений дошло до нас в отредактированном виде.
«Чистый» фольклор в России начали массово собирать только в XIX веке, и эти находки часто шокировали публику. Сказки казались крамольными, жестокими и богохульными. Чтобы обойти цензуру, приходилось прибегать к редакторской обработке. В процессе из текста удаляли огромные фрагменты, часто нарушая суть повествования. Так пропали темы смерти, сексуальности, первопричин явлений, а связи с обрядами и табу прошлого стали почти неразличимыми. Всё было вычищено, чтобы сделать продукт интересным широкому кругу читателей. И сказки превратились в развлекательные истории со схематичными сюжетами и чудаковатыми персонажами.
К счастью, до наших дней всё же дошли материалы, записанные без правок. Самым популярным автором подобных сборников является Александр Николаевич Афанасьев. Собранные им произведения доступны как в стилистике народных сказителей, так и в адаптированном и не сильно искажённом варианте. Их стоит прочитать каждому, кто интересуется фольклором и готов увидеть в нём нечто большее, чем перечень устаревших клише.
Именно в таких неотредактированных сказках можно найти героинь, с которых хочется брать пример.

1.Василиса из сказки «Василиса Прекрасная»

 

Василиса — типичный пример selfmade woman. Девочкой она остаётся без матери и растёт под контролем злой мачехи до тех пор, пока та не отправляет падчерицу на верную смерть к Бабе‑Яге.

Возле избушки колдуньи Василиса видит частокол из человеческих костей и черепов. Понимая, что дома не ждут и деваться некуда, героиня берёт себя в руки, подавляет страх и нанимается в служанки. Со временем она становится правой рукой Яги, осваивает тайные ремёсла, а при «увольнении» получает подарок — череп с горящими глазами. Тогда и наступает время расплаты. Повзрослевшая Василиса возвращается домой и с помощью черепа заживо сжигает своих обидчиков. А после бежит в город. Там девушка не сидит сложа руки, а занимается ткачеством. Материя, созданная Василисой, настолько тонка, что о мастерице вскоре узнаёт царь. Он оценивает её работу и красоту и отдаёт не только крупный госзаказ на партию сорочек, но и руку с сердцем в придачу. Замуж Василиса выходит звездой индустрии и человеком со связями в потустороннем мире. Такой союз делает честь мужчине, который благодаря влиятельной супруге поднимается над законами мирового порядка

Чему учит сказка

Работать над собой, становиться лучшей в профессии, обзаводиться нужными связями, не зацикливаться на замужестве и расти благодаря своим умениям.

2.Елена Премудрая из одноимённой сказки

Солдат выпускает из тюрьмы нечистого духа. Своего освободителя чёрт сначала выручает в переделках, а затем определяет к себе во дворец – присматривать за дочерьми. Те каждую ночь сбегают из дома, и солдат решает проследить за ними. Обернувшись малиновкой в одну из таких отлучек, главный герой впервые видит Елену Премудрую.
Она — королевна с активами и недвижимостью в заморской стране. Более того, девушка ещё и звезда для прослойки интеллектуальной мировой элиты. Ради возможности поучиться её мудрости каждую ночь из дома сбегают не только подопечные солдата, но и сотни других царевен со всех уголков Яви и Нави. Замуж Елена, понятное дело, не спешит и всё время вкладывает в развитие мозга и профессиональных навыков. Главный герой влюбляется и решает сражаться за сердце Елены. Это может стоить ему жизни, ведь притязания на руку девушки из другой социальной прослойки воспринимается как грандиозная дерзость. И только после преодоления всех испытаний герой женится на царевне, чтобы жить душа в душу, несмотря на мезальянс.

Чему учит сказка

Она напоминает об эволюционном принципе: каждый человек стремится заполучить самого статусного и престижного партнёра из всех доступных. То есть для получения лучшего жениха быть красивой важно, но недостаточно. Нужны мозги, место в социуме и хорошая собственная материальная база.

3.Марья Моревна из одноимённой сказки

Эта сказка рушит патриархальные стереотипы с самого начала. После смерти родителей у главного героя Ивана‑царевича на попечении остаются три сестры. И он не выдаёт их замуж насильно, а апеллирует к их решениям и ответственности. Когда все три сестры пристроены, Иван‑царевич решает пожить для себя и отправляется странствовать. По дороге он видит поле боя. Умирающий витязь сообщает: «Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна». Заинтригованный герой отправляется посмотреть на воительницу — и влюбляется.

Брак с Марьей Моревной Иван‑царевич заключает на том же поле. И потом не забирает жену к себе, а отправляется за ней. Потому что супруга занята на государственной службе, её карьера важнее, а вклад в семейный бюджет — больше. Даже проступок, из‑за которого Кощей вырывается на свободу, совершает не любопытная женщина, а заскучавший безработный муж. В финале сказки Иван исправляет свои ошибки. Но удаётся это ему только благодаря вмешательству зятьёв‑оборотней. Когда все испытания оказываются позади, герой с праздности переключается на деятельность и начинает наживать добро совместно с супругой.

Чему учит сказка

Независимости, в том числе финансовой, самостоятельности и силе. Ведь дева‑воительница Марья Моревна громит армии противников, управляет собственным королевством и удерживает в кандалах Кощея. Мужа себе она выбирает самостоятельно, по сердцу, а не по размеру его королевства.

4. Настенька из сказок «Дочь и падчерица» и «Морозко»

Мать главной героини умирает. Отец женится снова и приводит в дом женщину с дочкой от первого брака. Новые родственники издеваются над Настенькой и, когда появляется возможность, отправляют её замерзать в лес. Однако всем смертям назло Настенька возвращается домой — причём с подарками и женихом. В отличие от своей сводной сестры Марфуши.

Трактуя эту сказку, важно смотреть не на сюжетную канву, а на исторический контекст. «Морозко» и «Дочь и падчерица» относятся к произведениям, где описаны обряды посвящения. Тысячи лет назад, чтобы быть признанным взрослым, человеку требовалось пройти через испытания, преодолеть базовые инстинкты и показать готовность пожертвовать собой ради интересов общины. Конечно, выживали не все. Настенька справляется не из‑за скромности и доброты, а благодаря тщательной подготовке и коммуникационным навыкам. Всего этого не было у Марфуши, которая отказывается от помощи мышки (символически потустороннего помощника), дерзит Морозу Ивановичу и, недостаточно оценив уровень опасности, берёт на себя слишком много рисков. Она не жадная или глупая, а неподготовленная.

Чему учит сказка

Уважать правила и отправляться в опасное путешествие подготовленным. Искать союзников и выстраивать отношения на основе взаимной выгоды: помогать первой, чтобы потом помогли тебе.

5. Алёнушка из сказки «Разбойники»

Алёнушку можно было бы назвать жертвой патриархальных стереотипов, если бы не её активная жизненная позиция. Когда родители девушки уезжают и оставляют её одну на ночь, в дом проникает разбойник. Хитростью Алёнушка избавляется от него, но позже становится объектом мести его друзей. Бандиты вводят мать и отца героини в заблуждение, и те силой выдают дочь замуж за одного из шайки. Но Алёнушка сбегает от мужа, возвращается домой и сдаёт преступников органам охраны правопорядка.

Эта сказка фиксирует определённые социальные нормы. Согласно им, девушка, проведя ночь с мужчиной даже против своей воли, была вынуждена выйти замуж, чтобы избежать позора. А проверить благонадёжность жениха было не всегда возможно из‑за отсутствия средств связи и неразвитого транспортного сообщения. Нередко муж был котом в мешке до начала совместной жизни. Однако несмотря на консервативность и патриархальность общества, уйти от жестокого мужа у некоторых получалось даже в древности. Спасала последовательность действий, готовность обращаться за помощью и бороться изо всех сил.

Чему учит сказка

Тому, что важно уметь постоять за себя. Не терпеть жестокое обращение, уходить из опасных отношений и не покрывать тирана, а привлекать его к ответственности.

6. Марья‑царевна из сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Марья‑царевна – зачарованная невеста, которая не может самостоятельно вернуться в мир живых. Её образ отсылает к брачным обрядам и вере славян в то, что настоящая жизнь женщины начинается только после замужества. Андрея‑стрелка, своего будущего мужа, Марья встречает в виде горлицы. Потенциальный супруг её подстреливает, но в последнюю минуту жалеет, забирает к себе домой. Там героиня меняет обличье и предстаёт прекрасной девицей, которая становится верной и мудрой женой.

Марья‑царевна благодарна за своё спасение. Она много работает на благо семьи, поражает окружающих верностью и мастерством. Поэтому Андрею завидуют многие, включая его шефа — царя. Тот влюбляется в Марью и мечтает извести своего подчинённого, чтобы на ней жениться. Но вместе супруги преодолевают все трудности. Мудрость главной героини не только спасает Андрею жизнь, но и повышает его статус: он становится первым человеком королевства.

Чему учит сказка

Уметь хранить верность и отвечать благодарностью на доброе отношение. Когда в Марью влюбляется царь, она не уходит к более успешному мужчине, а остаётся в семье. По рациональным соображениям. Ведь реализовывается Марья‑царевна в том числе через супруга, развиваясь синхронно с ним. Измена в этом случае становится игрой против собственных интересов: в случае неудачи придётся начинать всё заново, а это разорительно, учитывая недолгую жизнь наших предков.

 7Царевна из сказки «Царевна‑лягушка»

 

 

В известной с детства «Царевне‑лягушке» инициатором женитьбы становится женщина. Брак ей необходим для достижения своих целей. Понимая, что она вряд ли понравится царевичу в образе лягушки, девушка предлагает компенсацию. В некоторых вариантах повествования она приносит потерявшуюся и такую нужную стрелу. В других — человечьим голосом озвучивает условия и обещает волшебную поддержку после свадьбы.

Как и в предыдущей сказке, царевна становится женой всем на зависть. Но завидуют царевичу не только из‑за красоты и светских качеств супруги. Женщина вкладывается в отношения, поддерживает мужа, помогает ему в карьерном продвижении. Её связи и способности делают брак выгодным каждой из сторон и потому устойчивым. Но сказка не только об этом, но и о вторичности красоты как женского достоинства. Иметь просто красивую жену считалось глупым уже в древности. А вот умная, трудолюбивая и работоспособная была большой удачей. Такие девушки и становились прототипами волшебных царевен.

Чему учит сказка

Адекватно оценивать силы, помнить о собственных интересах, выставлять выгодные для себя условия и быть верной данному обещанию.

8. Царь‑девица из сказки «Иван‑царевич и Царь‑девица»

Героиня сказки — царевна с собственным флотом и армией. Катаясь на лодке со своими подругами, она замечает Ивана‑царевича, первая знакомится с ним и предлагает пожениться. Тот рад удаче, но обстоятельства складываются против него. Он засыпает перед свиданиями с Царь‑девицей из‑за чар влюблённой в него жены дядьки. Такое отношение дважды прощается, но затем героиня отказывается от поклонника. Ивану‑царевичу приходится приложить немало усилий, чтобы вернуть расположение царевны.

Мужчину в этой сказке «берут за красоту». При этом, когда жених пусть и невольно, но всё же демонстрирует недостаточную заинтересованность, Царь‑девица моментально охладевает. Она даёт несколько шансов и, не увидев перемен в поведении любимого человека, самоустраняется. Ради примирения герой отправляется в опасное путешествие. Оно символизирует обряд инициации, а его успешное завершение показывает, что юноша становится мужчиной и получает все права взрослого человека: на собственность, голос и брак. До этого жениться он не мог, поэтому и чуть не упустил невесту. Но теперь, хоть и не сравнялся по статусу с супругой, всё же получил возможность быть с ней рядом.

Чему учит сказка

Ценить собственную независимость и не бояться сделать первый шаг. Не бегать за немотивированным партнёром и оценивать потенциального супруга по поступкам.

С каких героинь русских сказок стоит брать пример

 [Электронный ресурс] URL:https://lifehacker.ru/geroini-russkix-skazok/

(Дата обращения 16.01.2022)

Вопреки расхожему мнению, настоящие русские сказки вовсе не про женскую покорность. Но проблема в том, что большинство произведений дошло до нас в отредактированном виде. «Чистый» фольклор в России начали массово собирать только в XIX веке, и эти находки часто шокировали публику. Сказки казались крамольными, жестокими и богохульными. Чтобы обойти цензуру, приходилось прибегать к редакторской обработке. В процессе из текста удаляли огромные фрагменты, часто нарушая суть повествования. Так пропали темы смерти, сексуальности, первопричин явлений, а связи с обрядами и табу прошлого стали почти неразличимыми. Всё было вычищено, чтобы сделать продукт интересным широкому кругу читателей. И сказки превратились в развлекательные истории со…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.36 ( 12 голосов)
0
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy