Главная » Новости » Тобольский косторезный промысел

Тобольский косторезный промысел

История мировой резьбы по кости

Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. 
Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента. 
Расцвет резных византийских костяных икон пришёлся на X – XI вв. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скреплённые между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула. 
Наиболее знамениты в мире были  изделия китайских резчиков. Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев, – «шар в шаре», чья история насчитывает около 1000 лет. 
Издавна Индия торговала костью и изделиями из неё с Европой. Обработка слоновой кости была распространена практически на всей территории Индии, в каждом районе наблюдались свои стилевые и тематические особенности. К сожалению, в настоящее время запрет на добычу слоновой кости приводит к уменьшению в Индии количества резчиков. 
Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII вв., когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. 
Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.

История тобольской резной кости

Резная кость была известна сибирякам уже в ХVII в. Незначительный ввоз в Тобольск и другие города Зауралья в ХVII в. изделий из кости: ножевых черенков, «слоновых гребней», костяных нашивок и пуговиц может свидетельствовать об успехах местного производства. Даже в Заполярной Мангазее археологи находят в слоях ХVII в. костяные изделия: гребни, шахматные фигуры. По-видимому, уже в это время в сибирской столице трудились высококвалифицированные мастера, способные создавать высокохудожественные изделия. 
Первые же косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII в. В 1721 г. сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости – точёные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы. Примечательно, что из 1000 шведов, находившихся в Тобольске, после заключения Ништадтского мирного трактата, в Швецию вернулось не более 600 человек. Остальные предпочли остаться в Тобольске. Возможно, среди последних были  и мастера косторезы.
В 1860-е гг. уже  ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны.
К концу 1870-х гг. в Тобольске уже сложился полноценный косторезный промысел. Газета «Сибирский листок» за 1891 г. описывает одну такую вещицу, популярную и сегодня:

 «Мышка на хлебе»; на пластинку темной пористой ткани, имитирующей хлеб, крепилась на штырьке мышка из кусочка белого бивня. «Забава» такая – пугать чувствительных барышень».

Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объёмная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 г. при музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М.С. Знаменский (1833 – 1892 гг.), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.
В XIX в. тобольские умельцы сохраняли приёмы, и навыки резной обработки кости. В 1871 г. в Тюмени, а в 1886 г. в Новгороде на кустарно-промышленных выставках тобольские косторезы представляли свои изделия: портсигары, броши, серьги, запонки и даже фисгармонию, в которой все голоса были сделаны из «мамонтовой кости, а не металлические, как это обыкновенно бывает (мастер Фурсов).
В 1870-е гг. в тобольском косторезном промысле начинается новый этап. Производство становится товарным. Организуются косторезные мастерские, ориентированные на большие объёмы продукции и массовый спрос.
Первой такой мастерской стала мастерская, принадлежавшая С.И. Овешковой, открытая в 1874 г. Известны имена мастеров: Акуловский, Венгерский, Лисицин, братья Невские, Первов, Фоняков и др. 
Вслед за мастерской Овешковоq открывались и другие мастерские, самая крупная из них – «Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой», учреждена в 1893 г. Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. 
В начале XX в. костерезный промысел в Тобольске приходит в упадок и возрождается после установления Советской власти.

Мастерская Овешковой: формирование стиля тобольской резьбы

В 1874 г. губернский землемер И.Е. Овешков открыл косторезную мастерскую на имя жены. Мастерская Овешковой первоначально была небольшой. В 1887 г. она участвовала на Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге. Изделия мастерской удостоились там почётного отзыва. Открылась  широкая возможность сбыта. Изделия мастерской рассылаются в Петербург, Тюмень, Курган и другие города. Значительную часть изделий покупает у Овешкова Тобольский губернский музей. Годовой оборот мастерской достигает 3000 рублей, а заказы на её изделия начинают поступать не только из центральной России, но и из зарубежных стран. Мастерская Овешковой всё более активно участвует в различных выставках. В 1890 г. изделия получают бронзовую медаль  на Казанской  выставке, а 1895 г. – похвальный отзыв на Нижегородской выставке. В Нижнем Новгороде мастерская экспонировала около 300 изделий. Годовой оборот  к 1896  г. возрос  до 4000 рублей.
Значение мастерской Овешковой в истории  тобольского  косторезного промысла  очень  велика. Здесь прошли первую школу  резьбы по кости все лучшие мастера  дореволюционного  косторезного тобольского промысла. У Овешковой  работали Первов, Фоняков, братья Невские, Акуловский, Пальянов, Венгерский, Лисицын и ставшие  впоследствии  знаменитыми Терентьев, Песков и Денисов. Влияние И.Е. Овешкова  на формирование  вкусов и наклонностей этих мастеров было довольно сильным. Мастерская за годы своего существования резко увеличила ассортимент изделий, изготовлявшихся до того времени в Тобольске. В прейскуранте мастерской перечислялись 78 различных изделий, предназначавшихся для письменного стола, дамского туалета, столовой, медицинских целей и т.д.
Большая заслуга овешковской мастерской также в том, что  она способствовала чёткому оформлению художественного стиля тобольского  искусства – выделению точной, детально проработанной  круглой скульптуры, со значительной  долей северной  тематики, как одной из характерных особенностей, отличающих тобольскую резьбу по кости от холмогорской.

Мастерская Мельгуновой: «Тонкость исполнения и разнообразие замысла»

В 1893 г. приехавшая в Тобольск из Петербурга  Ю.И. Мельгунова  покупает  оборудование мастерской  В.С. Филимонова и открывает свою  «Образцовую сибирскую мастерскую». Мельгунова поставила свое дело с большим  размахом. Она быстро наладила широкий сбыт изделий, установив прочные связи с Петербургом, Москвой, Киевом, Ригой, Нижним Новгородом, Тюменью и Курганом. 
Более выгоднее, чем в других  мастерских, условия труда привлекали к Мельгуновой лучших тобольских резчиков. В различное время у неё работали Ф. Невский, Иванов, Пальянов, Шахов, Терентьев, Песков, Денисов, братья  Фоняковы, Венгерсий, Первов, Брадецкий и др.
Вполне естественно, что при таких условиях изделия мельгуновской  мастерской по качеству стояли выше изделий любой другой  косторезной мастерской Тобольска. В «Ежегоднике Тобольского губернского музея» в 1902 г. сообщалось:

«По изяществу работы, разнообразию и рисункам изделия мастерской Мельгуновой выше работы других мастерских; по цене они  менее доступны  публике. Высокие цены владелица мастерской объясняет необходимостью долгой сушки и выдержки кости, приобретение рисунков и содержания лучших мастеров». 

Сравнивая  изделия овешковской и мельгуновской мастерских, экспонированные на Нижегородской выставке 1896 г., краевед П.М. Головачев отдаёт пальму первенства изделиям Мельгуновой по «разнообразию замысла и тонкости исполнения».
На Нижегородской выставке 1896 г. изделия мастерской Ю.И. Мельгуновой были удостоены серебряной  медали, а на франко-русской выставке 1898 г. в Петербурге – диплома золотой медали.
К началу XX в. рынок стал заполняться художественными изделиями фабричного производства. В этих условиях владельцы мастерских  стали обращать внимание на изделия занимательного порядка. У Венчерского выделывались паучки, поразившие покупателя натуральностью и техничностью резьбы. У Пальянова из коричневой кости вырезали ломти ржаного хлеба. При этом на хлебе помещался сходный с натуральным кусочек сыра, к которому подкрадывались мыши. Крепились они так, что когда человек брал изделие в руки, то мыши начинали шевелиться. 
Натурализм стал симптомом упадочности. И лишь некоторые мастера пытались сохранить лицо промысла в пору его расцвета. В числе лучших мастеров ведущим оставался Порфирий Григорьевич Терентьев.

П.Г. Терентьев: заложил основы миниатюрной скульптуры

В 1897 г. при Тобольском губернского музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М.С. Знаменский (1833 – 1892 гг.), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.         
Терентьев Порфирий Григорьевич, крестьянин села Самарского Тобольского уезда, род. 9 марта (по старому стилю 25 февраля) 1862 г. Отец – сибиряк, мать из Малороссии. С детских лет стал вырезать фигуры из дерева. Однажды Терентьев вырезал исправника Дзержинского. Узнав  об этом, исправник  посмотрел фигурку и, подметив у мальчика большой талант, отправил его в Тобольск к художнику Михаилу Степановичу Знаменскому. Годы солдатчины прошли в Берёзове. В свободное от воинской службы время  вырезал из дерева остяков.
В  1900 г. на международной Парижской выставке были высоко оценены работы Порфирия Григорьевича Терентьева. 
Сюжеты работ Терентьева безграничны. Своеобразная суровая жизнь инородцев Тобольского севера – остяков. Фигуры и лица их с тонкой передачей движений и душевных  состояний. Олени, нарты, остяцкие хозяйства, собаки, белые медведи, лоси, мамонты и т.п. Прототипами скульптурок из мамонтовой кости послужили герои пьесы  Горького «На дне». 
В 1916 г. Терентьев приезжал в Петроград, показывал свои изделия профессорам Академии  художеств и Илье Ефимовичу Репину. Работы тобольского резчика вызвали всеобщее восхищение. В журнале «Всемирная панорама» № 385 за 1916 г. была помещена заметка – «Скульптор-самоучка»  с фотографиями работ Терентьева:

«В Петрограде появился крестьянин Тобольской губернии Порфирий Григорьевич Терентьев, с поразительной художественностью и экспрессией воспроизводящий непосредственно с натуры фигуры  животных, статуэтки из бивня мамонта. Орудием для резьбы ему служит преимущественно перочинный ножик. По мнению профессора Академии, видевших его произведения, это исключительный талант».

Тобольская резная кость в СССР

В 1920-е гг. в Тобольске  создаётся музей изящных искусств и художественно-промышленные мастерские с отделением резьбы по кости, а в 1928-м г. у косторезов появился свой цех при «Многопромсоюзе». Через пять лет курировать работу тобольских резчиков стал московский Научно-исследовательский институт художественной промышленности.
В конце 1920-х гг., Советской властью, была поставлена задача возрождения народных промыслов. В городе была создана артель «Коопэкспорт», обеспечивавшая поставку изделий за границу. 
Во второй половине 1930-х гг. в ассортименте тобольского промысла получают развитие многофигурные композиции. 
В конце 1950-х гг. сказывается влияния  резьбы других центров. В коллектив тобольской артели   влились выпускники Московского, Ломоносовского, Абрамцевского и Хотьковского учебных заведений.
В 1957 г. лучшие работы тобольских косторезов получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.
В конце 1950 – 60-е гг. происходит ещё одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьём, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость-цевку. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
В 1960 г. слово «артель» заменили на слово «фабрика».   Артель «Коопэкспорт»  реорганизовали в Тобольскую фабрику художественных косторезных изделий. Так началась новая история тобольской резьбы по кости.                   
В 1970-е и 1980-е гг. про­должился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но всё же  главное место занимает скульптура.
В 1975 г. фабрика была награждена Орденом  «Знак почёта».
В 1980 – 90 гг. с особенной силой проявился интерес к истории края. Появляется множество работ из жизни русской Сибири, работы с исторической тематикой («Первопроходцы», «Строители древнего Тобольска», серия медалей «400 лет Тобольску», «Мастер», «Поединок»  и др.).

Тобольская резная кость [электронный ресурс] // Земляки URL: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=53&

Дата обращения 16.03.2022

История мировой резьбы по кости Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.  Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента.  Расцвет резных византийских костяных икон пришёлся на X – XI вв. До…

Оценка

Рейтинг пользователей 4.58 ( 27 голосов)
0
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие на обработку данных
Privacy Policy