В этом году мы хотим познакомить вас с некоторыми книгами из «Фонда редкой книги». Одна из таких книг — «Калевала» 1956 года, изданная государственным издательством Карельской АССР Петрозаводск и 1979 года издательства «Художественная литература», Ленинградское отделение. Это карело-финский народный эпос, состоящий из 50 рун. Книга создана Элиасом Лённротом на основе фольклорных текстов.
Издание 1956 года
Калевала: карело-финский народный эпос / иллюстр. М. Мечев; собрал и обработал Э. Леннрот ; пер. Л. Бельский. — Петрозаводск : Гос. Изд-во Карельской АССР, 1956. — 338 с. : ил.
Издание 1979 года
Калевала: карело-финский народный эпос / собрал и обработал Э. Леннрот ; пер. Л. Бельский ; иллюст. В. Курдов. — Л. : Худож. лит., 1979. — 557 с. : цв.ил.
Свыше ста лет прошло с тех пор, как эпос карело-финского народа – «Калевала» — появился в мировой литературе.
Это сокровище народной поэзии дошло до нас в виде цельного эпического произведения благодаря многолетнему труду Элиаса Лённрота (1802 — 1884), посвятившего ему всю свою жизнь.
Скромный сельский лекарь, сын деревенского портного, он глубоко понимал народную поэзию и любил ее. Еще в 1828 – 1834 годах он совершил несколько поездок в глубь Карелии с целью собирания рун и записал там сотни эпических рун, лирических песен и заговоров. Выбрав из них лучшие и присоединив к ним некоторые из ранее записанных народных рун, он опубликовал в 1835 году первое издание эпоса под названием «Калевала, или старые руны Карелии о древних временах финского народа».
Лённрот, однако, не удовлетворился этим неполным собранием, куда вошло 10078 стихов, и с неослабевающей энергией продолжал поиски рун в беломорской Карелии (1835 — 1837) и в тогдашней финляндской Карелии и Олонце (1841 – 18420). Он мог также пользоваться увеличивавшимся из года в год запасом записей других собирателей рун. Выбрав лучшее из многочисленных вариантов и готовых циклов, Лённрот соединил их, следуя в этом отношении традициям народных певцов и учитывая некоторые их указания. Так был составлен окончательный текст «Калевалы», вышедший в свет в 1849 году и содержащий пятьдесят рун (22795 стихов).
«Родиной этих поэм, — писал Лённрот, — является Карелия по обе стороны государственной границы Финляндии и России». «Наилучшей и самой богатой колыбелью рун, — подчеркивал Лённрот в предисловии к «Калевале», — является во всяком случае приход Вуоккиниеми в Беломорье (или в архангельской губернии)». Эта наилучшая и самая богатая колыбель рун носит ныне название Калевальского района.
Сама по себе Калевала — это мифическая страна, в которой проживают все герои карело-финского эпоса. Главный герой поэмы — старый Вяйнямёйнен, который считается первым человеком на Земле. Он играет на своей кантеле и одолевает врагов, чаще всего не мечом или копьём, а с помощью колдовства. Калевале противостоит другая вымышленная страна — Похьёла, хозяйка которой, Старуха Лоухи, тоже прослыла могущественной колдуньей.
Другие герои «Калевалы» — такие, например, как кузнец Ильмаринен, богатыри Куллерво и Лемминкяйнен или мальчишка-сеятель Сампса Пеллервойнен, — встречаются в некоторых рунах и иногда бесследно исчезают из произведения. Центральное место для героев финского эпоса, так называемый «мировой столп», — это волшебная мельница Сампо. В «Калевале» она обладает особой магической силой: Сампо может дарить радость и изобилие героям поэмы.
Исследователи утверждают, что «Калевала», в отличие от большинства других народных сказаний, не отличается кровожадностью: пока другие боги жестоко карают своих врагов, Вяйнямёйнен успокаивает противников, играя на финских гуслях. Именно так, например, ему удалось усыпить жителей Похьёлы, чтобы увезти заветную мельницу.
Список использованной литературы:
Куусинена О. Эпос «Калевала» и его творцы / Калевала: карело-финский народный эпос / собрал и обработал Э. Леннрот ; пер. Л. Бельский ; иллюст. В. Курдов. — Л. : Худож. лит., 1979. – С. 3 – 23.
Штейнер Иван «Калевала»: история карело-финского эпоса [электронный ресурс] // Дилетант. URL: https://diletant.media/articles/45316263/
(Дата обращения: 04.02.2022)