Бобонич Дмитрий Михайлович — художник-монументалист, график, автор декоративных росписей, рельефов по бетону, панно.
Дмитрий Михайлович Бобонич родился 1 января 1942 года в селе Стригальня Закарпатской области. Рисовать он начал с детства, очень много времени проводил за рисованием. Когда братья звали его косить траву и убираться во дворе, он неохотно оставлял кисти и краски, плёлся на улицу. Говорил, что эта пустая трата времени. Косить и таскать тяжести может каждый, а вот создавать картины – дано не всем… Год от года страсть к рисованию становилась сильнее.
В 1960-м он поступил в Ужгородское училище прикладного искусства. Учился мастерству у известных украинских мастеров Манайло и Кондратовича. Дмитрий Михайлович приехал в Тюмень в 1970 году после окончания училища. Получив диплом по специальности «художник-мастер», молодой автор успешно начал работу в области монументального искусства. Первые крупные произведения были созданы им совместно с художником-земляком М.Гардубеем. Обладая несомненным даром монументалиста, умением придать масштабность и величие реальным формам, одновременно наделив их декоративностью и лаконичностью, Дмитрий Бобонич не ограничивается техникой фресковой живописи, хотя именно в этой технике была выполнена дипломная работа и первые художественные произведения, открывающие ранний период творчества мастера. Он пробует разнообразные новые формы, экспериментирует с материалами и даже осваивает смежные виды искусства. Можно сказать, художник становится керамистом, скульптором, открывая для себя и для зрителя потенциальные возможности резьбы по бетону и гипсолиту. Он работает с объёмными формами, создавая декоративные керамические композиции для учебного центра УМН (Управление магистральных нефтепроводов).
Какие бы задачи не решал художник в своих монументальных произведениях, все они отличаются ясностью и выразительностью: цвет, форма, композиционные ритмы, общее решение всегда отчётливо выражает замысел автора. Иное настроение создаёт автор в панно (роспись по керамической плитке). Динамичные ритмы, пластические и стремительные линии рисунка передают бурное развитие жизни на планете, начиная с простейших природных форм, завершая самыми сложными живыми существами, вплоть до человека. Мировое древо, в кроне которого разместились птицы, рыбы, звери, люди, символизируют единство и гармонию всего, что существует на планете, и призывает человека не разрушить эту хрупкую целостность. Таким образом, автор выходит за пределы декоративной зрелищности, наделяя каждый образ глубоким философским смыслом. В панно отчётливо проявилось главное качество Д.М.Бобонича — монументалиста: умение обобщить и стилизовать реальные формы, придавая им сказочный характер, вместе с тем оставаться в рамках достоверности. Каждая деталь реального мира становится символом грандиозного и величественного развития жизни на земле. Художник в равной мере полагается на интуицию и на разум, не позволяющий фантазии превратить мир в набор абстрактных бездушных форм и пятен. Вероятно, выдержать эту меру Д. Бобоничу помогло увлечение натурной живописью. Изучение натуры придаёт жизненность монументальным произведениям, не позволяя доводить композицию до условной схемы. В то же время взгляд монументалиста помогает Д.Бобоничу – пейзажисту окинуть единым взором панораму, позволяет обобщить увиденное, сказать главное. В акварельных пейзажах живописец всегда полагается в основном на собственные ощущения. Главное – передать состояние, уловить характерное освещение после дождя или в ясный солнечный день; показать рыхлость тающего снега, прозрачность высокогорного воздуха, дымку вечереющего неба или прохладу утра. В этих натурных пейзажах Д.Бобоничу всегда удаётся очень точно воссоздать атмосферу, дух того места, которое он изображает. Написаны ли они маслом или акварелью, автор добивается передачи состояния природы. Импрессионистичные, прозрачные, наполненные светом виды передают ощущение свежего утра, мягкого осеннего дня; в других работах плотный, густой цвет создаёт впечатление влажного воздуха.
Как и многие художники, приехавшие в Тюмень в 70-е годы, Д.Бобонич часто выезжал на Север, был увлечён романтикой этого края. Но не только героика освоения, производственная тема заинтересовали автора, его покорила величественная природа этих мест. Впервые приехав в Салехард, живописец был потрясён масштабностью окружающего: огромное небо, земля, необъятные просторы, непомерно длинные тени, отбрасываемые предметами. Всё это воспринималось художником как сказочная страна исполинов. Именно здесь автор почувствовал, что ему недостаточно воспроизводить с натуры эти ландшафты, виды, потому что в них словно присутствует нечто большее, какая-то скрытая мощная сила, невидимая глазу. Живописца уже не удовлетворяла фотографическая трактовка увиденного, ему хотелось передать непостижимую сложность и таинственность мира. И, как утверждает Дмитрий Михайлович, именно на Севере возникло ощущение, что всё вокруг живое и разумное; ощущение, словно всевидящее око наблюдает за происходящим на земле. С этого времени в пейзажах Д.Бобонича появляется новое свойство: в кронах деревьев, в разливе воды и отражениях на её поверхности, в солнечном диске и очертаниях облаков художник видит силуэты фигур, лики людей. Вся природа становится очеловеченной. В берёзах видятся образы поющих женщин, повторяются контуры людей со склоненными головами, движущимися медленно, подобно святым на иконостасе.
Неотъемлемой чертой работ 90-х годов становится своеобразный гуманистический взгляд. Появляется символика религиозного характера, придающая работам оптимистический, пафосный настрой. Что удивительно, северные композиции художника создают столь же яркое ощущение мягкого тепла и человечности, ласкового света, завораживающего магического спокойствия, как и солнечные пейзажи Закарпатья.
Состоялись несколько персональных выставок Дмитрия Михайловича: в Новосибирске (2001 г.), три — в конференц-зале Тюменской центральной городской библиотеки 91998-2004 гг.), в выставочном зале Союза художников в Тюмени (2008 г.).
В 2008 году за развитие изобразительного искусства и в связи с юбилеем Д.М.Бобонич награждён Почётными грамотами областного отдела культуры и Тюменской областной Думы.
Картины Дмитрия Бобонича:
Используемая литература:
2.Художники Тюмени: Управление культуры Тюменского облисполкома, Областная картинная галерея. – Тюмень: Тюменская правда, 1982. – 214с.
Попова С.П., библиотекарь Ермаковского сельского филиала