Михаил Иванович Захаров родился в 1945 году в деревне Берёзовка Уватского района Тюменской области. Детство художника прошло в заповедном озёрном, речном Уватском крае, в глухой сибирской деревне Берёзовка. Почти вплотную к деревне с одной стороны подходило болото, куда всей большой, дружной семьей ходили за черникой, брусникой, морошкой, клюквой. И здесь же срывали желтые грузди, которые на срезе давали белый сок, а ножки грибов сиреневели буквально на глазах. Ранним утром в этом глухом таежном углу на полях, засеянных овсом, можно было встретить медведей, любителей полакомиться зерном свежего урожая, а на токовищах — услышать глухарей. Михаил любил поохотиться на уток и на боровую дичь. Жизнь природы с рождения была для Михаила не фоном, а естественной, необходимой частью его собственной жизни. Малые и большие птицы, домашние животные, мелкие лесные зверьки, которые водились прямо за околицей, были ему хорошо знакомы. И ещё, с самого раннего возраста его окружали предметы крестьянского быта: пестротканые половики, берестяные туеса с тиснением, вышитые полотенца, резные прялки и наличники. Всё это определённым образом сформировало вкус, определило привязанности мальчика, пробудило в нём тягу к самостоятельному творчеству. Как и многие дети, он рано начал рисовать, но это увлечение не исчезло с годами. Спустя десятилетия эти образы обрели свободу, присущую воспоминаниям и вообще духовному миру.
Учился Михаил в Ивановской семилетней школе. Первым учителем рисования у будущего художника была Анастасия Александровна Шумкова. О нем наставница говорила так: «Миша уже с раннего возраста рисовал прекрасно, но, чтобы он не возомнил, что всё уже может, приходилось иногда даже искусственно ставить четверку, давать дополнительные задания для оформления школы, привлекать к участию в конкурсах». После школы юноша какое-то время работал в лесоустроительной экспедиции. Потом служил в армии. В Тюмень переехал в 1967 году, уже двадцатидвухлетним. Стремление стать художником привело его сюда – необходимо было окружение коллег. Но каждый год, в летние месяцы, он уезжает в Уватский район, на родину. Живёт там подолгу, постоянно выходит в поле и лес «на этюды». Но эти этюды для него – не мгновенные нашлёпки. Он работает внимательно, стремясь приблизиться к натуре, вернее её изучить, чтобы потом, в более крупной работе, чувствовать себя уверенно. Учился в заочном народном университете искусств им. Н.К.Крупской в Москве (1961-1964).
Михаилу Захарову чужды отвлечённые понятия о красоте и наполненности жизни. Запах лесных трав, герань в деревенском оконце, берестяной туесок с клюквой, переливы птичьего оперенья, рыбацкие снасти… — всё это и составляет круг тем его творчества. Он пишет натюрморты, деревенские и лесные пейзажи, иногда с включением фигур людей и животных. Портретный жанр меньше привлекает художника.
Прямых учителей у Михаила Захарова нет. Но есть живописцы, близкие ему направленностью своего творчества. Он любит А.А.Пластова, всю жизнь, силы и талант отдавшего деревне, высоко ценит В.Д. Стожарова как мастера передачи «состояния». При всей любви к Стожарову и Пластову молодой художник ни в чём им не подражает, стараясь найти свой метод живописи, свой изобразительный язык. К работе приступает только тогда, когда ему до конца ясна цель, ради которой он создаёт новое произведение. В зависимости от этого определяется выбор техники и художественно-выразительных средств.
Тема природы проходит через всё творчество художника. Художнику Захарову близки состояния жизни природы, наполненной, по его же определению, «тайным, глубоким сосредоточением». Может быть, поэтому каждая его композиция – законченный художественный образ, включая и кажущиеся натурными пейзажи, зарисовки. Отсюда же и гармонизированное начало даже в экспрессивно-драматических композициях и обобщение образов, близкое к метафоре. Подобная концентрация образа лежит в основе фольклора, сам же художник не скрывает своей связи с ним ни в изобразительном, ни в литературном творчестве. Традиционный уклад сибирской жизни и острое переживание разрушения его – сквозная тема, которая присутствует во многих работах. Природа – главный герой его полотен – вносит присутствие вневременного гармонизирующего состояния жизни, и в этом философия художника.
Михаила Захарова называют и певцом старой деревни. «Он любит рисовать старые деревянные дома. Его дома, сараи, амбары при всей их предметной материальности лишены весомой тяжести. Трудно предположить за ними жизнь, ибо они не существуют, а пребывают в мире вечной тишины и покоя. Традиционные формы деревянной архитектуры, свойственные более ранним столетиям, сохранились в этих сибирских деревнях и сёлах вплоть до начала 20 века. Мастер предчувствовал гибель родных мест, но воскресил их душу в серии живописных и графических произведений. В настоящее время эти работы представляют и художественную, и историческую ценность.
Мы не найдем людей на большинстве произведений Михаила Ивановича. Так, на картине «За рекой кукушка» об их пребывании здесь свидетельствуют лишь оставленные предметы. Но эти атрибуты ведут свое независимое от владельца существование. Они как будто становятся элементами природы. Причем сами вещи — вёсла у изгороди, причаленная лодка — кажутся такими же живыми, как чайки, деревья, река. В лесу, в речной глади, в воздухе ощущается присутствие некоего затаенного древнего духа природы, оживотворяющего все вокруг. Спокойный смеркающийся свет растворен в пространстве картины. Он отбрасывает розовые отблески на золотой лес, жухлую траву, деревянную изгородь. Лучи вечернего солнца скользят по поверхности воды, изменяя ее цвет от холодных к теплым золотистым тонам. Кажется, сам воздух чистый и прозрачный тоже впитывает в себя последнее тепло уходящего лета и приобретает едва уловимый мягкий свет. Здесь ничто не шелохнется, не нарушит общего покоя: ни звук трепещущих крыльев чаек, ни крик кукушки за рекой. Живописец изобразил на этой картине родные места: берег Выи, на котором стоит Берёзовка, а немного подальше, где виднеется прогал, стояла деревня Созоновка и рядом с ней водяная мельница.
Образный строй картин Захарова можно охарактеризовать как лирико-поэтический. Реалистическая предметность изображаемого не противоречит ему, но, романтизируясь, придаёт оттенок необычности. Поэтика проявляется и в выборе мотивов. И в композиционном и колористическом построении.
Человек очень тонкой, большой души Михаил Иванович Захаров возвращает свой долг земле, оставляя светлый след потомкам.
Михаил Захаров – это явление, без которого трудно представить творческую жизнь Тюмени, начиная с 70-х годов 20 века. Постоянный участник всех выставок, больших и малых, проводимых Тюменской областной организацией ВТОО «Союз художников России» в Тюмени и многих городах России.
Его живописные работы и проза – это единое целое, неразрывно связанное друг с другом, дополняющее друг друга. Его тема: образ малой родины – Уватского района, в котором он вырос, который его питает и благодаря которому он стал художником и писателем.
Человек родится на Земле не просто так, а чтобы впитать в себя всё то тепло, что отдаёт ему матушка – земля, и наполнить своё сердце любовью к малой родине, к своим родителям, к детям и внукам. И человек с большой душой непременно оставляет свой след на Земле.
Картины Михаила Захарова:
Использованная литература:
- Большая Тюменская энциклопедия: В 3-х т. Т.1. А – З – Екатеринбург: Сократ, 2004. – 512с.
- Михаил Захаров: Живопись. Проза. Графика: — Альбом. Тюмень: АТгрупп, 2014. – 181с.
- Художники Тюмени: Путеводитель. Управление культуры Тюменского облисполкома, областная картинная галерея. – Тюмень: Тюменская правда, 1982. – 214с.
Попова С.П., библиотекарь Ермаковского с/ф