Митинский Александр Павлович родился в Тюмени 7 июля 1905 года в большой и дружной семье. Отец был профессиональным полиграфистом – печатником. Он хорошо рисовал, учился у известного художника второй половины 19 века Колганова. Вместе с женой Анной Михайловной воспитал десятерых детей. Среди них два художника: старший сын Всеволод и Александр. Дети работали с отцом в типографии, продавали газеты. В своих воспоминаниях Александр Петрович пишет, как мальчишками бегали по улице наперегонки и кричали прохожим о главных новостях свежей газеты. Собирали и сдавали лавочникам кости, тряпки, железо. Александр Петрович начал рисовать рано. С 13 лет занимался в изостудии художника М. Авилова, затем учителями Митинского стали И. Овешков и К. Трофимов. В 15 лет участвовал в первой выставке. Затем в 1930-е заочно поступил в государственный институт практических знаний в Ростове – на Дону (1933 – 1935) и на центральные курсы повышения квалификации в Москве (1947) у Б.В.Иогансона. Успел поработать чуть ли не во всех школах города, вёл изостудии для детей и взрослых. Не каждый стал художником, но всем он привил любовь к прекрасному. Уже в 20-е годы Митинский понимал своё предназначение художника – творца.
Многогранная творческая, общественная, педагогическая деятельность А. П. Митинского охватывает целую эпоху. При этом художник являлся не только свидетелем, но и непосредственным активным участником всех крупных и значительных событий. Он стоял у истоков становления и развития профессионального искусства в нашем крае, был инициатором проведения первых городских, а позднее областных выставок, участвовал в создании Тюменского отделения Союза художников, в течении нескольких лет председательствовал в нём.
С 1930 года А. П. Митинский вел большую научно-педагогическую работу: способствовал открытию художественных студий, продолжая традиции своих предшественников М. И. Авилова И. И. Овешкова, К. П. Трофимова. Почти три десятилетия Александр Павлович преподавал рисование и черчение в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях — техникумах, институтах нашего города. Можно с полным правом утверждать, что нескольким поколениям тюменцев он привил любовь к изобразительному искусству, многие из его учеников стали профессиональными художниками.
Творчество
Александр Павлович Митинский – знаковая фигура в художественной жизни Тюмени первой половины 20 века. Всё свободное от службы и учёбы время художник посвящал любимому делу. Во время пешеходных прогулок по городу Александр Павлович никогда не расставался с карандашом и альбомом. Митинский писал то, что любил и хорошо знал с детства: тихие улочки и кварталы старого города, деревенские дворик и просёлочные дороги, извилистые берега озёр и речушек в окрестностях Тюмени. С 1920-х по 1960-е годы художник работал над серией «старая и новая Тюмень».
Также в 1930 – годы он впервые обратился к индустриальному пейзажу. Его привлекали мотивы строящегося города: пристани, причалы, заводы, новостройки. Менялась и техника живописи. В послевоенные годы в творчестве художника произошли заметные перемены. В 1947 году в течение двух месяцев он учится на центральных курсах повышения квалификации в Москве в мастерской выдающегося русского художника и педагога Б.В. Иогансона, высоко оценившего природное дарование, самобытный талант провинциального художника.
В конце 1950-х начале 1960-х годов произведения Александра Павловича экспонируются на областных, а также многих крупных республиканских, всесоюзных выставках. Кроме того, он приступает к подготовке большой персональной выставки. За несколько лет Митинский пишет десятки новых работ. Многие замыслы, жившие на протяжении десятилетий в эпизодах, набросках, теперь воплотились в картины. Он пишет городские, деревенские пейзажи, изредка – натюрморты. В 1965 году в залах Тюменской областной картинной галереи состоялась последняя прижизненная персональная выставка А. П. Митинского. После ее закрытия художник подарил городу около трёхсот своих произведений (живопись, графика). В настоящее время эта коллекция находится в фондах Тюменского музея изобразительных искусств. В дальнейшем, в течении многих десятилетий, она постоянно и целенаправленно пополнялась.
В 1980-е — 1990-е годы из собрания семьи художника в научный архив музея поступил богатый документальный материал (альбомы с рисунками 1920-х годов, письма, фотографии), на основе которого сформирован личный фонд А. П. Митинского (более двухсот единиц хранения). До настоящего времени этот уникальный изобразительный и архивный материал не был введен в научный оборот.
В 2005 году широко отмечалось 100-летие со дня рождения А. П. Митинского. К юбилейной дате в залах Тюменского музея изобразительных искусств была организована большая ретроспективная выставка художника. Впервые полно и широко в экспозиции было представлено творческое наследие мастера: сотни графических миниатюр, живописных произведений, большой архивно-документальный материал. Но главное — выставка высветила масштаб личности художника, его роль и значимость в культуре Тюмени.
Картины Александра Митинского
Список использованной литературы:
- Калинина К.В. Тюмень Мир художественного музея. Тобольск, 2005. С.146
Статью подготовила библиотекарь Ермаковского с/ф С.П. Попова