Имя Ивана Ивановича Овешкова тесно связано с нашим краем. Будущий художник родился 15 июня 1877 года в Тобольске. Отец его Иван Ефимович был личностью необычайно яркой, колоритной. Он являлся членом Общества по изучению местного края и почётным членом-учредителем Тобольского губернского музея. Исполняя должность старшего межевого землемера, всё своё свободное время он отдавал занятиям любительской археологией. Его увлечение историей и археологией совпало с изучением местных художественных промыслов и ремёсел. Будучи художником-любителем, наделённым от природы щедрым талантом, он нередко сам составлял рисунки и немного резал по кости и дереву. Кроме того, он в совершенстве знал шорное, переплётное и сапожное дело, любил столярничать. Поэтому с раннего детства культ ремесла, ручного труда окружал будущего художника, и уже в десять лет он уверенно владел ножом, резал поделки, игрушки. Окончив первое городское четырёхклассное уездное училище, он в течение двух лет осваивал токарно-резную специальность, а затем самостоятельно работал резчиком по кости. В фондах Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника есть небольшая коллекция его ранних изделий из мамонтовой кости, а также скульптурные работы из гипса, глины, металла. После смерти матери семнадцатилетний Иван Иванович Овешков возглавил косторезную мастерскую.
Однако мечта стать профессиональным художником заставила его вскоре покинуть Тобольск. Овешков едет в Москву, а затем в Петербург. В 1895 году он становится вольнослушателем Центрального художественно-промышленного училища имени барона Штиглица, но, не окончив его, с увлечением и свойственным ему темпераментом осваивает множество профессий. Он проектирует дома и особняки в Петербурге, работает на керамическом заводе в Риге, скульптором на бронзолитейном заводе, обращаясь к ювелирному искусству.
Вернувшись в Тобольск в 1906 году, Овешков погружается в совершенно другую деятельность. Он становится художником-декоратором, бутафором и даже актёром Тобольского театра народной аудитории, в котором в течение трёх сезонов оформляет десятки спектаклей. Декорации Овешкова имеют успех, о них сообщают заранее в афишах, в контр-афишах и программах, в местных газетах. Неоднократно организуются бенефисные спектакли в пользу художника. О его большом вкладе в театрально-декорационное дело говорит полное искреннего уважения и понимания заслуг художника письмо уполномоченного Русского театрального общества в Тобольске А.Суханова от 10 сентября 1909 года:
«Милостивый государь Иван Иванович! В ответ на Ваше письмо, сим могу удостоверить, что за время Вашей службы на сцене Тобольского городского театра народной аудитории в продолжение нескольких сезонов Вы, по моему мнению, достаточно доказали свои способности опытного декоратора-художника. Написанные Вами декорации не раз вызывали среди местной публики чувство полного удовольствия. Уполномоченный Императорского Русского театрального общества от г.Тобольска А.Суханов . 10 сентября 1909».
В 1909 году Овешков покидает Тобольск. В этот же период в его жизни происходит событие, которое определило всё его дальнейшее творчество. Он знакомится с известным купцом-меценатом, любителем народного искусства Сергеем Тимофеевичем Морозовым, который привлёк его к игрушечному делу и работе в Кустарном музее Московского губернского земства. Здесь Овешков встречается с художниками, увлечёнными идеей возрождения кустарной игрушки: Н. Д. Бартрамом, В. А. Ватагиным, М. Д. Езучевским, А. Я. Пушкиным.
Со свойственной ему энергией Овешков сразу подключается к этому общему делу: работает художником в Кустарном музее, а с 1910-го по 1917 год – заведующим учебно-показательной мастерской кустарной игрушки Московского губернского земства в Сергиевом Посаде, он сотрудничает непосредственно с кустарями. При этом Овешков берёт на себя труд не только художника, но и исследователя. Он собирает отдельные замечательные экземпляры игрушек, делает обстоятельные акварельные зарисовки, создаёт целую коллекцию орнаментов, употреблявшихся в их росписи.
«С этого времени (с 1909 года) народное творчество во всех его видах увлекло и окончательно затянуло меня», — позднее напишет в дневниках Овешков. Уже после Октябрьской революции, в начале 1918 года, в Москве совместно с Бартрамом, одним из выдающихся исследователей, собирателей и популяризаторов народного искусства, Овешков принимал активное участие в организации первого в России Музея игрушки, а позднее – мастерских, где на лучших образцах воспитывались первые кадры профессиональных художников-игрушечников.
В марте 1920 года Овешков с мандатом Наркомпроса был направлен из Москвы в Тюмень для налаживания художественно-промышленного образования в губернии.
Энергия Овешкова-педагога, его профессиональная культура, универсализм его дарования и собственное творчество, яркое и самобытное, в Тюмени того времени создали ему высочайший авторитет среди молодых, делающих первые шаги в искусстве художников. Овешков принадлежал к сторонникам художественно-промышленного образования в Сибири. За период с 1920 по 1923 год усилиями художника были открыты: в Тобольске – Государственная художественно-промышленная мастерская и учебно-показательная мастерская изделий из мамонтовой кости; в Тюмени – первая артель художественно-игрушечной промышленности «Конёк», коврово-ткацкая артель «Ковёрница», организованы кустарный отдел губернского музея и Студия изобразительных искусств.
Овешков работал над сотнями сюжетов. В его зарисовках есть птицы, кони, матрёшки, персонажи сказок, куклы в национальных костюмах и многое другое. Мастер создал самые разнообразные типы игрушек.
Можно с уверенностью сказать, что активность и своеобразие художественной жизни в Тюмени началась с приезда в город Овешкова.
Работы Ивана Овешкова
Используемая литература:
Калинина К.В. Тюмень. Мир художественного музея. Тюменский благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» — Тобольск, 2005. – 352с.
Попова С.П., библиотекарь Ермаковского сельского филиала