Панков Константин Леонидович (1910 – 1942) — художник-график, талантливый самоучка, автор удивительных северных пейзажей выполненных в примитивистской манере.
К сожалению, в сегодняшней России имя Константина Панкова мало кому известно, а между тем, в 1937 году, когда его работы были представлены на Парижской Всемирной выставке, тысячи парижан приходили в полный восторг, видя картины художников народов севера, выделяя среди них неизвестного самородка. Экспозиция стала откровением и потрясением для избалованной парижской публики. Тогда Константина Панкова удостоили большой золотой медали, и он прочно занимал место в одном ряду с великими примитивистами Анри Руссо и Нико Пиросмани. На картинах сибирского Пиросмани изображена повседневная жизнь северных народов, взаимоотношение человека с природой. Константин Панков считается создателем «северного изобразительного искусства».
С детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины. Панков Константин родился в деревне Щекурья, близ поселка Саранпауль Обско-Иртышской области (в настоящее время – Ханты-Мансийского национального округа Березовского района Тюменской области) в семье охотника — рыбака. Его отец был ненец (оленеводы Панковы – переселенцы из-за Урала, с Печеры), мать – прекрасная мастерица-манси. В детстве Константин закончил начальную церковно – приходскую школу. Рано лишившись родителей, воспитывался в семье старшего брата, Прокопия, стал заниматься традиционным промыслом. Зимой в тайге, летом на ловле рыбы. С 15 лет охотился, добывал пушнину. Отличная память помогала Константину запоминать местность и легко ориентироваться. Эти охотничьи черты и развили в нем дар художника – умение видеть и запоминать, чтобы потом воспроизвести увиденное на бумаге.
В конце 1920-х учился в Москве на курсах, готовивших партийно-хозяйственные кадры для национальных районов. В числе лучших выпускников в 1930 году Константина направляют во вновь организованный Ленинградский институт народов Севера. Вчерашний охотник был принят в художественную мастерскую института под руководством А. Успенского и Л.А. Месса. Преподаватели не водили их в Эрмитаж, не заставляли рисовать гипсовые фигуры и не показывали работы прославленных мастеров мировой живописи, боясь спугнуть их свежий взгляд на мир, в котором жила песня, сказка, чудо природы и глубокая народная традиция. А.Успенский и Л. А. Месс не хотели торопить события, поскольку К.Панков никогда не видел даже фотографий, за исключением портретов в институте.
Очень скоро К. Панков стал самым знаменитым из молодых художников-северян. Репродукции его картин «Домик рыбачьего поселка», «Охотник», «Синее озеро», «Волны», «Горы играют», украшали северный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Париже. К. Панков стал обладателем Гран При и золотой медали. Почетный диплом выставки, которым был награжден Институт народов Севера, хранится в Ленинградском музее Арктики. Так К. Панков получил мировое признание, в 1939 году в Москве прошла его первая и единственная персональная выставка. В 1940 году для вестибюля своего института пишет несколько панно на тему природы («Ловля птиц»). В основном сохранившиеся картины К. Панкова выполнены акварелью и гуашью на бумаге, но встречаются и работы маслом на холсте. Картин Константина Панкова сохранилось очень мало, только те, что попали еще при жизни художника в руки коллекционеров, друзей и знакомых, или те, что были куплены музеями или в них переданы.
Именно в творчестве Панкова на определённом этапе развития последовательно и полно реализовался живописный стиль северян. Главный сюжет картин Панкова – путешествие охотника, рыбака, оленевода. Посмотрев картины, убеждаешься, что все они – тот или иной вариант развития простой фольклорной модели земной жизни. Динамика движения жизни, природы передаётся Панковым непосредственно через стихию живописи, с её звучностью и мягкостью цвета, текучестью и пластичностью форм. Творчество Панкова оказалось востребованным, и это свидетельствовало о его значимости. В произведениях всё более активно проявляется авторское начало. Радость от собственного открытия мира двигала кистью художника, сумевшего обновлённым взором, издалека, увидеть и воссоздать свой образ родины в картинах. Строй картин, их ритмика, их тема – ландшафт и жизнь, его наполняющая, преображаются из картины в картину в зависимости от времени года, передают течение жизни самой Природы, и потому картины Панкова можно было бы назвать «Времена года» или «Сезоны», связанные с тем или иным занятием: охотой, рыбной ловлей, выпасом оленей. Умиротворенны, смягчены по ритмике и цвету ландшафты зимней природы. Более динамичны ритмы весенних и осенних пейзажей. Поздние работы художника отличаются художественным совершенством. Это ощущается в свободе, с которой он выстраивает композиции, цвету, созданные на одном дыхании.
Творчество талантливого художника прервала в расцвете сил война. С первых дней он ушел добровольцем на фронт. Так как он был охотником, то отлично стрелял, легко ориентировался на местности. Благодаря воле, выдержке, наблюдательности и меткости К. Панков стал снайпером. Константин Панков погиб в бою на Северном фронте, защищая свою Родину в 32 года.
В честь Константина Панкова названа улица в деревне Щекурья. Имя художника стало известно общественности благодаря биографической книге Геннадия Гора, которой он сопроводил альбом, выпущенный в 1973 году. Писатель и поэт знал художника еще по ИНС, много с ним беседовал, и у него хранилось много работ Константина Панкова.
В Тюменском музее изобразительных искусств находится шесть работ К. Панкова, которые экспонировались в Третьяковской галерее. «Всего шесть, но каждая — шедевр, — говорит куратор выставки Наталья Николаевна Федорова. — На них нужно не просто смотреть, их надо чувствовать». О том, что музей собирает картины К.Панкова, держали в секрете, чтоб не перехватили. Теперь Тюмень может по праву гордиться самой большой коллекцией. Например, в Государственном русском музее хранится всего три работы. Каждая из картин К. Панкова передает удивительный мир художника, отражая путь, пройденный одним из многих, но единственный в своем роде.
Картины Константина Панкова:
Источник: Калинина К.В. Тюмень. Мир художественного музея. Тюменский благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» — Тобольск, 2005. – 352с.
Попова С.П., библиотекарь Ермаковского сельского филиала