Геннадий Степанович родился в Сибири, в селении Сивохрап, расположенном на берегу реки Салым, в местах впадения её в Обь. Здесь издавна жили охотники и рыбаки ханты. Райшевы, иртышские ханты, и русские старожилы Коневы переселились сюда во время гражданской войны. Эти два сибирских рода соединились в его судьбе. Самые яркие зрительные образы связаны с впечатлениями детства: «бесконечной широты пространства» воды, неба, начинающегося рядом с деревней поля, бора; теплота родительского дома, его обжитость, мудрость уклада жизни, в котором каждый предмет и его место освящены веками, наполнены множеством смыслов. И хотя с самого детства выпали испытания: в 1937 году был репрессирован отец, во время войны пришлось оставить школу и заняться охотничьим промыслом – именно гармоничная основа жизни обрусевшей хантыйской деревни стала питательной почвой творчества.
Окончил Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена в 1959 году. В годы учёбы посещал вольнослушателем занятия в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. В 1966-68 годы занимался в Московском заочном народном университете искусств.
Всё творчество Райшева выстраивается в некий органичный и напряжённый в своём «самосостоянии» путь развития. Начало его определило 1960-е годы, когда молодому художнику открылась возможность изучения различных художественно-образных систем. Райшева интересует весь диапазон средств, способных передать ёмкое и целостное восприятие мира: от импрессионистического слияния с натурой до постимпрессионистических способов создания синтезированного образа. Он уходил в далёкое прошлое культуры и верований его народа и, таким образом, ощущался им по-особому. Для него было важно создать свою модель, которая была бы параллельна природе и точно отражала твои ощущения. И он вышел на путь, который определил как творчество, а не искусство. По мнению художника, «творчество свободно, искусство зависимо». Но, создавая своё, будет пользоваться всеми средствами, которые необходимы в данный момент для этой картины. В поездках по родным местам, он «вглядывается» в натуру, переживая её как бы заново. Первозданная сибирская земля… изображалась сквозь призму так называемого сурового стиля. В 1969 году вышла книга стихов мансийского поэта Ювана Шесталова «Песня последнего лебедя», её иллюстрировал Райшев. В его линогравюрах другой взгляд на сибирскую землю – изнутри, как на землю обетованную, где многие века жили народы в гармонии с природой. Начинаются поиски собственных средств изображения «большого пространства» и «предметов» в этом пространстве…
Прохождение «линий горизонтов» по вертикали графической или живописной плоскости станет одним их главных принципов композиционного построения пространства. Райшев приходит к панорамному типу картины…
Панорамный топографический тип картины характерен для творчества студентов художественных мастерских ленинградского Института народов Севера 1930-х годов. Именно тогда формировался северный изобразительный стиль. Со своими предшественниками Райшева объединяет особое пространственное мышление, обострённое чувство ритма, образное восприятие, глубокая генетическая память, которые помогли им создать самобытную систему изображения. За всем этим стояли и живое, непосредственное восприятие традиций народной культуры, и постижение вековечных законов природы. Райшев позже скажет: «Природу я считаю своим главным учителем». Он пришёл к своей системе в иной художественно-временной ситуации, чем его предшественники, иным, самостоятельным путём и обозначил реальные возможности северного изобразительного стиля в современном художественном контексте.
Художник наполняет свои холсты всевозможными формами проявления жизни. Панорамы-путешествия по владениям своей земли сменяются крупными планами. Мы словно погружаемся в мягкий ковёр благоухающей земли, где живут девушки-черёмухи, женщины-морошки, травяные мужики и вездесущие утки. Образы природы и человека неожиданно переходят из одной картины в другую, мифологизируются на глазах. Мир приходит в движение, подчиняясь законам гармонии, перетекая из одного пространства картины в другое и формируя в целом некое всеобщее райшевское художественное пространство со стройной, логичной архитектоникой, единой системой построения образов. Райшев открывает для себя небесное пространство «Верхнего мира», образ которого и сегодня у северных охотников и рыбаков является живым. Картины 1980-х годов всё более освещаются светом. Порой его концентрация достигает звучности золотого свечения и приобретает силу знака… Принцип изображения «от знака до живого» становится ключевым в творчестве Райшева. Художник приходит к большому эпическому стилю, его интересует характер людей, предметов, их суть.
Райшева волнует тема памяти. В человеческой жизни он видит отражение многих прошедших жизней. В восприятии песни, мифологических образов, в видении природы, предметов – желание распознать то, что заложено в «генетической памяти», составляет собственную человеческую природу, суть и «проживается» всегда заново. Через песню, её мелодику, песенные фольклорные образы он приходит к русской теме в своём творчестве. Песня задаёт движение, рождает ассоциации, связанные с жизнью души человека, где всё слито воедино: чувства, память, образы…
Свет всегда наполняет работы Райшева, он одухотворяет изображаемое пространство. В поздних работах художник по-новому обращается к разработке цвета. Сила света придаёт звучанию цвета некую надбытовую сущность…
В работах 1990-х годов мастерство Райшева достигает большой степени свободы. Он в совершенстве использует всё богатство изобразительных средств. Как и в хантыйском, в русском цикле Райшев приходит к столь же яркому, неповторимому и вместе с тем универсальному стилю, происходящему из фольклорно-природной основы его искусства. Выбор цвета обозначает в некотором роде и состояние души. В хантыйском цикле превалирует зелёный — цвет лесной природы, в русском – тёплые тона от золотисто-розового до красного. Соединяясь вместе, они дают классическую цветовую гармонию. Но всё в конечном итоге объединяет в произведениях Райшева свет – единое начало жизни – в самых разных его проявлениях: физическом, художественно-образном и духовном.
Особенная музыкальность, ритмическая организованность живописной поверхности всегда были, неотъемлемой составляющей искусства Райшева… Художник считает, что там, где кончается измерение материальное, начинается музыка.
Всего за свою творческую жизнь Геннадий Райшев написал более 20 тысяч картин.
Феномен творчества Геннадия Райшева – результат редчайшего сплава: фольклорно-природная, архаическая его основа, соединённая с русской художественной культурой, обогащена опытом и изысканиями современной европейской изобразительности.
Райшев, «художник колоссальный», принадлежит нашему времени – концу 20 и началу 21 века, его творчество «представляет собой итог развития северного изобразительного стиля, выход на уровень современного искусства, изобразительную параллель традиционной корневой основы».
Картины Геннадия Райшина:
Использованная литература:
- Большая Тюменская энциклопедия: В 3-х т. Т.3 Р-Я – Екатеринбург. Сократ, 2004. – 512с.
- Калинина К.В. Тюмень. Мир художественного музея. Тюменский благотворительный фонд «Возрождение тобольска» – Тобольск, 2005. – 352с.
Попова С.П., библиотекарь Ермаковского с/филиала