В Прииртышской сельской библиотеке проходят летние чтения «Читаем Альберта Лиханова». Дети разных возрастов и взрослые читают произведения А. Лиханова.
«Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком», — А. Лиханов
30 июня в библиотеке прошла читательская конференция по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, которая началась с представления писателя и его творческого пути.
Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове, что на крутом берегу Вятки. Шестилетним малышом встретил он войну. Его город не горел в огне, не стонал под кованым сапогом врага, но нужду, страдание, страх за жизнь отца, школы, ставшие госпиталями, голодные обмороки, уроки при свете коптилки он запомнил на всю жизнь.
Мать работала в госпитале, дед шил на фабрике полушубки для командиров, а мальчика опекала бабушка, баба Маня. Когда становилось совсем плохо, мать сдавала кровь и приносила в дом продукты, которые давали вместо человечьей крови. Семья выжила в этой сумятице лишений – отец вернулся живой, хоть и дважды раненый.
А. Лиханов становится журналистом, корреспондентом «Комсомольской правды», затем главным редактором журнала «Смена». Он организует и возглавляет детский фонд, чтобы помочь больным несчастным детям.
Писательское слово у этого человека не расходится с его поступками. Он считает, что стыдно сострадать детским бедам на бумаге, ничего не сделав в жизни для одоления детских бед.
В 1962 году он публикует первый рассказ, и с тех пор его творчество связано с литературой для детей и юношества. Лучшие его книги удостоены Государственной премии, Международной премии имени Горького.
Произведения Альберта Лиханова полны внимания и человеческого участия к детям, которые живут в мире взрослых — мире, который не делает скидки на возраст. Его главная тема и главная боль – судьба детей, в силу разных обстоятельств попавших в беду, идёт ли речь об увечьях и ранениях или о предательстве родителей.
Военная тематика в творчестве Альберта Лиханова приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его предоставления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве.
Многие юные читатели библиотеки выбрали для чтения произведения о военном детстве.
В ходе конференции читатели охотно поделились своими мыслями, чувствами и переживаниями о прочитанных книгах, обсуждали поступки героев.
Чулков Михаил прочитал повесть «Крутые горы», которая произвела на него сильное впечатление. В ней рассказывается о начале войны, но не о той войне, которую мы видим по телевизору, и слышим из рассказов в школе. В произведении нет военных сражений, фашистов, взрывов, сожженных деревень и городов, но есть жизнь в тылу, есть голод, смерть. Герой произведения маленький мальчик Коля. В суровое и тяжёлое время довелось жить ему и его близким. Мише особенно запомнились слова отца главного героя повести: «Главное, не сдаваться! Покорить крутую гору, не упасть, пробовать снова и снова». И закончил Миша свое выступление словами:
«Я счастлив, что живу в мирное время и не видел ужасов войны. Произведение Альберта Лиханова помогает представить, что любая война это страшное бедствие, это горе, страдание, слёзы людей. Я думаю, тот, кто видел горе, больше ценит счастье, радость, дружбу, доброту. Война объединила и детей, и взрослых. А доброта, взаимопомощь помогли нашим прадедам выстоять в то трудное время. Я благодарен своему прадедушке и всем людям за то, что у меня прекрасное детство, мирное небо над головой и мои близкие всегда рядом, за то, что мы с друзьями можем спокойно ходить по улице, не боясь бомбёжек, за то, что мы живём в спокойное время».
Карсканова Александра о прочитанной повести «Звёзды в сентябре»: «Эта книга о войне, о людях, которые её пережили, какие же они самоотверженные, добрые. Ведь было всем тяжело, в каждой семье мужчины были на войне и похоронки коснулись многих. А жители этой деревни в беде соседей не бросали, и горе было общим. Односельчане помогали друг другу. А дети Лека и Нюся счастье искали по темному лесу, хоть было им и страшно, ведь они искали его для всех, для всей деревни, а не для себя. Я горжусь ими и всем народом нашим они победили Великую войну»
Марине Тануляк особенно понравилась повесть «Тёплый дождь». Главный герой, которой Алёша Журавлёв, сын погибшего на войне командира, мечтает, как и отец, стать военным и поступает в суворовское училище. Марина предложила прочитать повесть всем: «Эта повесть о настоящей дружбе, о том, что необходимо идти к своей мечте несмотря ни на что. А также прочтение повести «Теплый дождь» позволило задуматься меня о том, что нельзя думать только о себе, нужно уважать мнение близких тебе людей».
Горе Максим прочитал повесть «Лежачих не бьют» из серии «Русские мальчики»
Уже война идёт к победному концу, и пленные немцы, к удивлению ребятни и взрослых, мостят улицы в маленьком северорусском городке. Максима поразил поступок главного героя повести, когда он пожалел пленного немца упавшего от усталости, а конвойный бил его. Мальчик заступился за фашиста! Почему? Но Максим убежден: «Человек должен быть милосердным, он не может быть похожим на фашистов. Нужно быть человечнее».
Федосеева Екатерина прочитала повесть «Голгофа» и свои впечатления, чувства выразила на рисунке.
На мероприятии присутствовали взрослые, для которых тоже произведения А. Лиханова интересны. Васильева Ирина Владимировна уверена: «Произведения А. Лиханова помогают взрослым понять ребенка, его поступки, вместе с ними переживать становление его личности, они помогают быть духовно ближе к детям. Это книги для семейного чтения».
Чулкова Галина Тихоновна, также отметила необходимость чтения произведений А. Лиханова: «Это литература, которую обязательно нужно читать детям и родителям, она помогает разобраться детям в сложных межличностных отношениях».
Читатели обсуждали, спорили о поступках героев повестей А. Лиханова. Не было равнодушных к судьбам их ровесников, которые голодали, страдали в те военные годы, но в то же время эти дети сохраняли достоинство и честь. Дети с сочувствием отнеслись к жизни послевоенной поры и делали выводы, что знание жизни уходящего поколения учит переносить лишения, помогать друг другу в беде, делать людям добро.
Многие из пришедших взяли почитать ещё книги этого замечательного писателя А. Лиханова.
Читатели представили литературные отзывы и творческие работы по тем рассказам и повестям, которые задели их сердца и взволновали души. Лучшие работы будут отправлены на Всероссийский читательский конкурс «Читаем Альберта Лиханова».
Сельский библиотекарь Тануляк Т.В. п. Прииртышский