Занкиев Якуб Камалиевич
«Заслуженный учитель школы РСФСР»
6 апреля 1917 года родился известнейший человек в Тобольском районе. Это Якуб Камалиевич Занкиев. В 2005 году его имя было присвоено Епанчинской школе. Открытие мемориальной доски состоялось 19 марта, в день 105-летнего юбилея школы. Якуб Камалиевич был долгое время директором школы. Он верил в каждого, умел воспринимать чужую боль, как свою. Кроме того, он был прекрасным писателем, фронтовиком, тем, кого по-особому чествуем мы в День Победы.
В 1941 году его призвали на военную службу, но по причине болезни скоро демобилизовали, но в мае 1942 года он снова уходит на фронт добровольцем. До 1943 года служит телефонистом, радистом, разведчиком на Воронежском фронте.
Первый бой приняли на реке Дон в г. Воронеже. Этот город дважды переходил из рук в руки.
В 1943 году он, окончив Ленинградское артиллерийское училище, получив звание младшего лейтенанта, был отправлен на 1-й украинский фронт, а в 1944 году был назначен командиром взвода 1-й артиллерийской противотанковой бригады, сформированной в Тюмени. 27 июля 1944 года Львов был занят советскими войсками. Командующий I-ым Украинским фронтом И. С. Конев 28 июля поставил перед армией задачу захвата плацдарма в районе Вислы, также требовалось захватить Сандомир. Операция была поручена 230- гвардейской ИПТАП, одному из полков 6 ИПТАБр (потом переименованный в 10 гвардейский ИПТАБр). Командовал полком гвардии полковник Н.А. Ерёмин, где служил Занкиев Я. К.
Через Вислу был временно наведён понтонный мост. Именно через него наши войска форсировал Вислу, под огнём немецкой артиллерии. Прошедшие через мост части тут же вступали в бой, расширяя плацдарм, и оттеснили немцев на десятки километров. Наши части понесли большие потери, поэтому полку Н.А. Ерёмина было приказано приостановить наступление и закрепиться на рубежах. Сил пехоты не хватало и оборону организовали в отдельных опорных пунктах. Орудия были поставлены так, чтобы организовать круговую оборону. Якуб Камалиевич был в то время командиром взвода управления пятой батареи капитана Мареева.
Полк занял оборону вокруг местечка Лагув. Было тихо, но все понимали, что скоро ожидается крупное контрнаступление немцев. Учитывая сложную обстановку, командование решило усилить разведку. Бойцы Занкиева расположились в одном из опорных пунктов, в 304 километрах от г.Лагув. Это была небольшая польская деревушка. В саду одного из домиков семеро разведчиков и радист осмотрелись, выбрали ориентиры, а потом стали готовить огневую позицию для ручного пулемёта и окопы для бойцов.
С местным населением у них сложились добрые отношения. Деревенских мальчишек бойцы угощали сахаром, галетами, а они были очень рады и лепетали на своём языке. Крестьянки угощали бойцов молоком, сметаной. Мужчины приходили вечером курить махорку. Всем был ненавистен фашизм.
Но однажды этому спокойствию пришёл конец. Эту маленькую деревушку стали посещать немецкие разведчики. Бойцы не должны были выдавать себя, им оставалось только с ненавистью и болью наблюдать за происходящим.
Немцы приезжали на машине, вооружённые автоматами, пулемётом. Они ходили по дворам, грабили, как хотели и что хотели. Население было крайне возмущено и просило наших разведчиков перестрелять немцев. Но взводу Занкиева командиром полка было запрещено ввязываться в мелкие стычки, потому что неподалёку было обнаружено большое скопление бронетанковых частей. Только наблюдать, засекать, сообщать, при удобном случае — взять языка.
Прошло полмесяца. Связной из партизанского отряда сообщил, что к восточной окраине деревни Ляховек подъехало более сотни гитлеровцев на восьми машинах с пулемётами и миномётами. Разведчики объявили тревогу и стали вести наблюдения за ходом событий. Население поспешно укрылось в лесу. Немцы ходили из дома в дом, душили кур и гусей. Затем стали устанавливать пулемёты, миномёты, рыть окопы и ходы сообщений. Одиннадцать немецких солдат во главе с офицером устроились на брёвнах вблизи наших разведчиков. Покурив, о чём-то поговорив, они растянулись в цепь и пошли в сторону разведчиков. Они не подозревали, что в саду находятся наши солдаты. Занкиев передал по цепи: «Без приказа не стрелять! Подпустить поближе!»
Первый залп из автоматов наши разведчики дали почти в упор, а старший сержант Кобин швырнул одну за другой две гранаты. Все одиннадцать гитлеровцев были убиты или ранены. Но торжествовать было рано.
Внезапно ожили немецкие пулемёты, установленные по обе стороны соседнего дома. Бойцы Занкиева открыли огонь по пулемётам. Одного пулемётчика убили, другого ранили. В это время с другого конца деревни подошло около взвода фашистов. Началась жестокая перестрелка.
Видя, что немцы окружают, Занкиев дважды выстрелил из ракетницы. Это был условный знак «вызываем огонь на себя». Тут же с закрытых позиций ударила полковая артиллерия. Разведчики наблюдали за точностью пушек. По рации Занкиев корректировал огонь.
Немцы, застигнутые врасплох, стали спешно отходить. Но успели при этом поджечь крайний дом. Как спички, один за другим, вспыхнули пять домов, крытые соломой. Немцы в панике бежали. Разведчики взяли двоих пленных. Бой был окончен. В деревню вернулись из леса сельчане. Разведчики Занкиева собрали тогда богатые трофеи. Однако этой же ночью немцы полностью заняли деревушку и на рассвете начали наступление.
6 долгих дней продолжалась эта жестокая схватка. В этом бою 230-й гвардейский полк уничтожил 16 танков, 18 бронетранспортёров и два полка пехоты противника. Очень помогли данные, полученные от «языка», захваченного взводом Занкиева. Все разведчики были награждены медалями «За отвагу». Якуб Камалиевич был награждён орденом Красной Звезды.
В этой части он участвовал в тяжелых боях за освобождение Украины, Польши, Чехословакии. Заняли города Тернополь, Львов, Сандомирский плацдарм в Польше, в мае 1945 года уже наступали на Берлин. Но по просьбе чешских повстанцев повернули их по берегу реки Эльба на Прагу. Бригада участвовала в боях за освобождение Праги, которую заняла 9-10 мая 1945 года.
После войны бригада находилась в городах Чехословакии, Австрии на берегу Дуная, стояла в городе Сант-Пельтен. Из этого города Якуба Камалиевича Занкиева, по его просьбе, как учителя, демобилизовали в сентябре 1946 года. Это лишь одна страница его боевого пути.
А после войны он не забывал о своих боевых товарищах. Вместе со школьниками организовал переписку и встречи с однополчанами. В музее хранятся наказы, фотографии, письма, рассказы ветеранов 10 гвардейской ИПТАбр. Якуб Камалиевич стал организатором, вдохновителем патриотического движения «Никто не забыт, ничто не забыто» в нашем районе.
После приезда домой он обратился в Тюменский ОблОНО. Заведующий отделом кадров Гаркунов тепло принял его и предложил поехать в Ялуторовский район в Асланинскую среднюю школу математиком-физиком. Занкиев дал согласие. С присущей ему энергией приступил он к своей любимой мирной профессии учителя. Работал завучем, директором школы. Заведующим Тобольским РОНО проработал 3,5 года.
В 1950 году по его убедительной просьбе направили Якуба Камалиевича директором школы родного села Епанчина Тобольского района, где вложил много труда в укрепление ее материальной базы, по его инициативе в 1964 году открыло двери типовое школьное здание. Он подобрал целеустремленный и работоспособный педагогический коллектив. В 1957 году талантливому руководителю за большие успехи в учебно-воспитательной работе присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В родной школе он проработал 25 лет. В 1975 году из Епанчинской школы ушел на заслуженный отдых.
Заслуженный отдых стал началом литературной деятельности, он писал уже большие художественные произведения. Занкиев Я. К. автор романа-дилогии «Зори Иртыша» на русском и татарском языках, романа «Любовь, объятая пламенем», сборника рассказов для детей «Остроушко», более 300 очерков, воспоминаний, статей. Во всех его книгах отражается жизнь сибирских татар, учителей и война. Рассказы для детей «Кривой глаз», «Брат по крови» тоже взяты из фронтовой жизни. Он стал первым среди сибирских татар Тюменской области лауреатом государственной премии имени Габдуллы Тукая. Эта очень почетная премия присуждается ежегодно только одному татарскому писателю. Он член союза писателей Татарстана.
Якуб Камалиевич Занкиев — участник Великой Отечественной войны, инвалид 2-ой группы. Был дважды легко контужен. С 1975 года жил в городе Тобольске. Ушел из жизни 7 марта 2003 года.
«Выдающийся педагог ХХ столетия Я.К. Занкиев обладал высокими социально значимыми профессионально-педагогическими и психолого-физиологическими качествами. Это был высокообразованный, творческий, культурный, талантливый человек, мудрый наставник, исследователь, психолог, мастер, труженик, творец и созидатель. “Учителем учителей” с любовью называли Якуба Камалиевича современники, коллеги, ученики.
Слава Занкиева приумножилась благодаря Всероссийской научно-практической конференции «Занкиевские чтения», которую в год 90-летия Якуба Камалиевича провел Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева. Конференция уделила внимание неисследованным граням таланта, малоизвестным страницам творческой и профессиональной биографии учителя и писателя, журналиста и публициста, общественного деятеля, помогла увековечить имя нашего выдающегося земляка.» — так пишет Ханиса Алишина Почетный член Академии наук Республики Татарстан.
Занкиев награжден орденами «Красная звезда», Отечественная война
I и II степеней», медалями «За победу над Германией», «За освобождение
Праги», «За освобождение Украины», «За освоение целинных и залежных земель», «100-летие В.И. Ленина», «100-летие Г.К. Жукова» и 15-ю другими медалями, дипломом Тюменской областной Думы и другими грамотами. Он является Почетным гражданином Загваздинского сельского совета Тобольского района и Заслуженным гражданином города Тобольска.
Муслимова Галия Айсматулловна.
«Отличник народного просвещения»,
ветеран педагогического труда
Епанчинской школы.
Ученица, коллега Занкиева Я. К.
Епанчина. Тобольский район
Речебакиева Хамита Фатхулловна
«Заслуженный учитель Российской Федерации»
«Отличник народного просвещения»
Учитель! … Когда мы слышим это слово, возникает образ неутомимого труженика, творца, наставника, душевного человека. Учитель — не просто урокодатель, а человек, который просвещает, освещает, ведет за собой, поражает и заряжает жизнелюбием, оптимизмом, активностью, стремлением познавать новое. Именно таким Учителем и Человеком является Речебакиева Хамита Фатхулловна. Сколько сердец теплом и любовью одарила учительница русского, татарского и немецкого языков и литературы Епанчинской школы, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель-методист, отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда, за плечами которой более сорока лет служения избранной профессии.
Родилась Хамита Фатхулловна Речебакиева (урожденная Файзуллина) в деревне Епанчино Тобольского района, в бедной крестьянской семье. Ее детство совпало с огненными годами войны. От отца осталась маленькой. Благодаря собственным стараниям и большой духовной поддержке матери Мафтухи Валеевны, которая от природы была доброй, общительной и ласковой женщиной, Хамита сумела получить образование. В начале это была Епанчинская семилетняя школа, затем Абалакская средняя школа.
В 1959 году, успешно окончив среднюю школу, по рекомендации директора школы Надежды Дмитриевны Бузыцкой поступила в Тобольский государственный педагогический институт на русско-татарское отделение филологического факультета. После смерти отца заболела мать, Мафтуха Валеевна. Но, несмотря на все трудности, получила высшее образование. Диплом об окончании института давал ей право преподавать русский язык и литературу, татарский язык и литературу. Была распределена в Исетский район в Лобановскую восьмилетнюю школу учителем русского языка и литературы. Первое «крещение» на звание учителя получила под руководством талантливого педагога этой школы Анатолия Никандровича Корчагина, которому она бесконечно благодарна.
В 1964 году ей разрешили вернуться в родное Епанчино, с которым она больше не рассталась. Как говорит пословица: «Где родилась — там и пригодилась». Начала работу в школе в начале воспитателем группы продленного дня, старшим пионервожатым, затем по просьбе директора школы Якуба Камалеевича Занкиева — учителем немецкого языка. Поступила на трехгодичные Московские высшие курсы иностранного языка. Успешно совмещая преподавательскую деятельность с заочной учебой, окончила курсы в 1981 году.
Ее уроки полны приятных неожиданностей и открытий. Вот как вспоминают эти уроки первый ее выпуск в Епанчинской школе:
— Молодая, стройная, недавно окончившая институт, она появилась в школе в 1966 году и сразу очаровала ребят доброй улыбкой, молодым задором. Она удивительно хорошо понимала, о чем мы думаем, чего хотим. Ее можно было спросить обо всем. Она дорожила нашим доверием и всегда была предельно откровенна с нами. Умела легко унять конфликты между ребятами. С ней было хорошо посидеть у костра в лесу, на прогулке у реки, в походе. Хамита Фатхуловна прекрасно пела и танцевала, впрочем, как и многие учителя в Епанчино. К каждому празднику в школе готовили грандиозные выступления художественной самодеятельности, был и большой хор, танцоры и музыканты. И вместе с ребятами на сцене выступали наши учителя. Можно бесконечно долго вспоминать эти счастливые годы, проведенные в Епанчинской школе. Каждый день оставил самые светлые воспоминания.
Уроки немецкого языка Хамиты Фатхулловны очень нравились детям. Учитель использовала на уроках множество наглядных пособий, кинофрагменты, магнитофонные записи. Проводила также большую внеклассную работу по предмету. В кружке «Интернационалистов» организовала переписку со школами Чехословакии, Германии.
Якуб Камалеевич Занкиев писал о Хамите Фатхулловне: «Работая директором школы, я посещал много ее уроков и внеклассных мероприятий. Это обаятельная, высококультурная, грамотная, умная женщина буквально завораживала детей. Сидя на ее уроках, иногда себя чувствовал как в сказочном царстве».
Хамита Фатхулловна была к тому же прекрасным классным руководителем. Во внутришкольном соревновании ее класс занимал призовые места. На заработанные в совхозе деньги всем классом ездили на экскурсии в Москву, Киев, в мемориал Хатынь. Ее воспитанники высоко ценили своего классного руководителя, она вместе с ними делила радости и печали.
Вскоре Хамита Фатхулловна стала вести в школе русский язык и литературу, используя свой накопленный опыт и опыт учителей-новаторов.
Вот что говорит о ней ее ученица, учитель английского языка Альбина Мухаметдиновна Азисова:
«В школе я боготворила учительницу русского языка и литературы Речебакиеву Хамиту Фатхулловну – учителя одаренного, эрудированного, творчески относящегося к своему делу, принципиального, требовательного, человека большого сердца, огромного трудолюбия. На ее уроках царила всегда атмосфера доброжелательности и взаимного уважения. Она очень яркий человек, умеющая увлечь учащихся в мир литературы. Хамита Фатхулловна долгие годы работала с полной отдачей таких душевных качеств, как щедрость, честность, доброжелательность, мудрость, верность профессии и глубокая любовь к детям»,- говорит Альбина Михайловна. — Вопроса «кем быть?» для меня не существовало. Я уже в детстве знала, что стану учителем. В выборе профессии большую роль сыграла моя любимая учительница Хамита Фатхулловна. Именно желание походить на свою любимую учительницу привело меня на филологический факультет ТГПИ. Мне очень повезло, что в моей жизни есть учитель, который не только научил определенным знаниям, но и ввел в большой и таинственный мир – Жизнь. Хамита Фатхулловна – это не просто учитель, это Учитель от Бога. Мы занимаемся в кабинете, который раньше был кабинетом Хамиты Фатхулловны. И этим мы гордимся.
В последние годы в школе ввели татарский язык и литературу. В школе не было специалиста, и эту тяжелую ношу взяла на себя Хамита Фатхулловна. На уроках татарского языка и литературы широко использовала Областную татарскую газету «Янарыш», романы и рассказы Я.К. Занкиева, коллективно с классом просматривали телепередачи «Очрашулар», прослушивали татарские радиопередачи. Специалист районного отдела образования Н.С. Рахимова с восхищением рассказывает: «Хамита Фатхулловна вела новый предмет «Татарская народная педагогика» по разработанной ею программе. Ее уроки проходили интересно, полны приятных неожиданностей и открытий. Главное для нее — повести школьников в удивительный и волшебный мир родного языка, донести до них его красоту, воспитать их на национальных истоках своего народа». Об этих уроках нам многое поведала Альбина Михайловна. Профессия учителя была ей в радость.
— Лучшей профессии, чем учитель, я не знаю. Мне кажется, я родилась, чтобы учить детей. С этой уверенностью я росла. Вопроса, кем быть, не было. Мне очень повезло, что я начинала свой педагогический путь с такими профессионалами, как Якуб Камалеевич Занкиев, Рашида Шарафулловна. Эти светлые люди всей своей жизнью были примером для всех, низкий им поклон. Они вырастили семерых замечательных детей. Влияние этих педагогов на формирование детских душ неоценимо.
— Быть учителем на селе — великое дело, — продолжает Хамита Фатхулловна, — у всех на виду каждую минуту. Учишь не только детей, но и их родителей своим примером, своей жизнью. Как много надо знать, понимать, передумать, перечувствовать, чтобы в тебе действительно видели Учителя.
Хамита Фатхулловна сейчас на пенсии. Но она не забывает школу, приходит к нам. К ней можно обратиться за советом. Для каждого Хамита Фатхулловна найдет доброе слово, поддержит и поможет в трудную минуту. Хамита Фатхулловна очень добрый, общительный, доступный, бескорыстный человек. Она притягивает к себе людей, обогащая их идеями, заряжая их оптимизмом, верой в свои силы, предопределяя тем самым успехи на их жизненном пути.
Хамита Фатхулловна – счастливая мать и бабушка. Она с мужем, дядей Рашидом, воспитали четверых детей. Дочь Динара Рашидовна пошла по стопам матери. Дочь Фариза Рашидовна – библиотечный работник в г.Тюмени, Эльза Рашидовна – медработник. Сын Динар Рашидович закончил ТГПИ имени Д.И.Менделеева, живет и работает на севере. У Хамиты Фатхулловны пять внуков. Они приезжают и радуют ее.
Файзуллин Тухватулла Фатхуллович
«Отличник народного просвещения»
Файзуллин Тухватулла Фатхуллович родился 20 октября 1950 года в деревне Епанчина Тобольского района Тюменской области.
Основное образование получил в родной Епанчинской школе, затем окончил Абалакскую среднюю школу. Имеет высшее образование, стаж работы в сфере образования 42 года. В родной деревне в Епанчинской школе работает с 1972 года.
К обязанностям учителя относится добросовестно, трудолюбив, постоянно работает над повышением своего педагогического мастерства. Всегда посещает уроки у опытных учителей школы и района. На уроках применяет исследовательские методы, учащихся знакомит с достижениями народного хозяйства и науки в области физики. Каждый урок оснащен наглядными пособиями, приборами и устройствами. Особое значение на уроках придает самостоятельному выполнению учениками учебного эксперимента, добивается при решении задач осознанного применения известных законов и формул. В старших классах широко практикует урок-семинары обобщающего характера.
Тухватулла Фатхуллович – учитель, имеющий глубоко научно-теоретическую подготовку. Он в совершенстве владеет современными технологиями. Широко внедряет в образовательный процесс систему развивающего обучения. Главная цел в работе учителя – дойти до каждого ученика, способствовать развитию его мышления. Учителем за многолетний стаж работы накоплен большой дидактический материал, который помогает повышению качества обучения учащихся. Введены в систему индивидуальные и групповые консультации, тематический учет занятий, что способствует формированию экспериментальных умений, воспитывает у учащихся ответственность за знания. На уроках создает микроклимат творческого сотрудничества учащихся, что помогает каждому ученику логично выражать свои мысли. Ежегодно его ученики участвуют на олимпиадах по физике на муниципальном уровне.
Многие выпускники школы связывают свою будущую профессию с физикой. Ежегодно 100% учащихся выбирают физику для сдачи промежуточной и итоговой аттестации.
Тухватулла Фатхуллович ведет большую общественную работу. Был агитатором, пропагандистом, председателем общества «Знание», профсоюзной организации школы. Избирался депутатом сельской администрации, районной Думы.
Файзуллин Т. Ф. 33 года проработал директором школы, где вложил много труда в укрепление материальной базы школы. Возглавлял творческий педагогический коллектив школы. За успехи в учебно-воспитательной работе награжден грамотами отдела и Департамента образования, райкома ВЛКСМ, Облиспокома, администрации Тобольского района, губернатора Тюменской области, Республиканского Комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР, значком «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда».
Материал подготовил:
Загваздина Наталья Михайловна,
библиотекарь Загваздинского сельского филиала