Бакиева Рашида Курмановна
«Заслуженный учитель Российской Федерации»
Бакиева Рашида Курмановна – ветеран педагогического труда, член совета НКА татар Тобольского района, заслуженный учитель РФ.
Бакиева Рашида Курмановна родилась в д. Комарова Тобольского района Тюменской области 7 ноября 1937 года. Отец, Курман Шафикович, вынес все испытания Великой Отечественной войны, прошел через фашистский плен, вернулся домой в победном 1945-м году. После войны работал в колхозе председателем, животноводом, бригадиром. Военное лихолетье испытало на прочность и маму, Айникамал Шайхетдиновну, вырастившую и воспитавшую 10 детей. Ее старший сын Алимчан не вернулся с войны, еще трое детей умерли в школьном возрасте. По воспоминаниям Рашиды Курмановны, мама не поддавалась горю, трудностям, оставалась справедливой, трудолюбивой, жизнерадостной, любила петь, была защитницей всех униженных и оскорбленных.
Первые четыре года Рашида училась в Комаровской начальной школе, затем окончила Саусканскую семилетнюю школу. После окончания школы в 1952 г. поступила в Тобольское татарское педагогическое училище, которым руководил известный в области заслуженный педагог, участник Великой Отечественной войны Бекшенев Зиннур Рахматуллович.
С 1956 по 1961 годы училась в Тобольском педагогическом институте на русско-татарском отделении филологического факультета. Получив диплом, была направлена учителем русского языка и литературы во Второвагайскую школу Вагайского района, где проработала до февраля 1979 года: с 1967 г. – организатором внеклассной воспитательной работы, затем заместителем директора по учебной части.
С 1979 года, до ухода на заслуженный отдых, работала в Масловской средней школе Тобольского района, с 1979 по 1990 гг. была директором данной школы. Педагогический стаж — 44 года, на пенсии — с сентября 2005 года.
По итогам аттестации было присвоено звание «Учитель–методист», в 2003 году удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Вела общественную работу, принимала участие во всех проводимых мероприятиях села, района, области. Является председателем совета ветеранов д. Маслова, членом НКА татар Тобольского района.
В книге Галины Бонифатьевой и Юрия Прибыльского «Имя твое – учитель» на страницах 17-20 помещена статья о её педагогической деятельности «Бакиева Рашида Курмановна».(из книги «Жизнь замечательных людей.»)
Основные этапы трудовой деятельности: проработала 44 года учителем русского языка и литературы, с 80-х годов – учитель татарского языка и литературы; старшая пионервожатая, с 1967 года организатор внеклассной воспитательной работы , затем до 1979 года заместитель директора по учебной работе, 1979-1990 гг. – директор Масловской школы, с 1990 года – социальный педагог, учитель; с 2005 года на заслуженном отдыхе.
- Членство в творческих союзах, научных учреждениях, общественных объединениях: в 1995-1996 гг. была членом областной лаборатории при ТОГИРРО по изучению говоров тоболо-иртышского диалекта сибирских татар; с января 2008 года председатель совета ветеранов д.Маслова Санниковского с/поселения; член совета НКА татар Тобольского района.
- Публикации в газетах, сборниках; книги, монографии(перечень): публикации в юбилейных сборниках, посвященных Б.Сулейманову, Я.К.Занкиеву, на темы: «Этнокультурный компонент воспитания и образования в национальной школе», «Роль произведений Я.Занкиева в воспитании личности».
- Государственные награды, почетные грамоты, благодарственные письма: значок «Отличник народного просвещения» — 1987 г., звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» — 2003 г, Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР – 1985 г., Почетная грамота Тюменского ИУУ – 1990 г., Почетная грамота обл. совета НКА татар Тюменской области, Почетные грамоты Тобольского РОНО, Почетная грамота редакции газеты «Янарыш», многочисленные благодарственные письма и дипломы.
- Печатные работы о ней, о её деятельности: «Тырышкан булдыра» газ. «Янарыш», 1991 г.; «Хаерле юлсезга, укытучылар» газ. «Янарыш»; «Кайчыколак мактапта» газ.»Янарыш», 1995 г.; «Сколько сердец вы теплом одарили» газ. «Советская Сибирь», 2002 г.; «Дан хам хормат» газ.»Янарыш», 2003 г.;»Бер бирела Гомер» Р.Корбан; «Праздник в Маслово» и др.
- В 2020 году выходит в свет её книга «Туган авылым Комарау» Бакиева Р. К. [авылым һәм халкымның тарихы, тормыш-көнкүреше турында истәлекләр җыелмасы] = Моя малая родина Комарова: [историко-публицистический сборник воспоминаний односельчан об истории, жизни и быте народа: на рус. и тат. яз.] / Рашида Бакиева; [соавт.: З. А. Тычинских, С. Ш. Занкиева; ред. К. С. Садыков]. — Тобольск: ИП Жмуров С.В., 2020. …
Первушин Леонид Фёдорович
«Заслуженный учитель Российской Федерации»
«Отличник народного просвещения»
Тобольская школа прошла в своем развитии путь длинною в триста лет. Учителя и педагогические коллективы многих поколений выработали, преумножили, усовершенствовали эффективные формы и методы обучения, воспитания и развития детей и юношества на лучших прогрессивных традициях отечественной школы. К когорте этих учителей с полным правом можно отнести Первушина Леонида Федоровича, заслуженного учителя Российской Федерации. Он прошел все ступени служебной лестницы: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, инспектор отдела образования, заместитель заведующего отдела образования Администрации Тобольского района.
Родился Леонид Федорович Первушин в 1947 году в деревне Брысина Тобольского района, в дружной многодетной семье колхозника. Родители: Федор Иванович и Прасковья Афанасьевна Первушины — ветераны колхозного движения, воспитали своих детей трудолюбивыми, добрыми и внимательными к людям. В первом классе Леонид начал учиться в Брысинской начальной школе, но закончил начальную школу в деревне Комарица, куда переехали родители. Учился с большим интересом и желанием. Тепло вспоминает он свою первую учительницу Наталью Ивановну Томилову: «Это опытный, грамотный, исключительно ответственный, разносторонне эрудированный педагог. Именно она зародила во мне искру стать учителем».
В 1957 году он, окончив начальную школу, продолжил обучение в Абалакской средней школе, которая была одной из лучших школ в районе. «С первых дней мы были окружены вниманием и заботой педагогов, — вспоминает Леонид Федорович, — особенно слова благодарности и признательности, объяснение в любви хочу сказать учителю русского языка и литературы Ефросинии Николаевне Фроловой. Она сумела привить нам любовь к слову, языку, литературе, настойчиво и непринужденно внушала нам, что «литература — учебник жизни и помогает понять самого себя». Эти уроки я унес с собой в жизнь».
Успешно окончив восемь классов в 1962 году, Леонид поступил в Тобольское педагогическое училище имени В. И. Ленина. Педагогический коллектив училища уделял большое внимание подготовке учащихся к будущей педагогической деятельности, используя систему методических семинаров, факультативов, педагогическую практику, работу в пионерских лагерях, руководство кружками в школах, работу клуба «Молодой педагог» и другие мероприятия. В эту подготовку, как говорит Леонид Федорович: «немалую лепту внесли наши наставники: Анна Филипповна Антипина, Антонина Александровна Кукарская, Таисия Федотовна Пуртова, Майна Васильевна Чиркова и многие другие. Это удивительные и одержимые идеей люди, как они старались «сделать» нас людьми».
В 1965 году, окончив педучилище, Леонид Федорович начал педагогическую деятельность в Комарицкой начальной школе. Школа была малокомплектной, работать приходилось с двумя классами одновременно, отсутствовали наглядные пособия, методическая литература, но это не охладило его желания работать. Он начал сам готовить наглядные пособия, раздаточный материал, выдумывать, творить. Молодого учителя заметили и оценили в районе. В 1967 году он был переведен учителем начальных классов в Санниковскую среднюю школу, где работал интересный творческий педагогический коллектив.
Леонид Федорович, работая с учащимися начальных классов, уделял большое внимание развитию их письменной и устной речи. Он учил детей не только грамоте, а учил их жизни. Он стремился сделать уроки интересными, содержательными, такими, чтобы они целиком захватывали учеников и увлекали их в мир знаний. Каждый его урок был не только обучающим, но воспитывающим и развивающим. Учитель успевал все: учить детей, совершать с ними походы, руководить кружком «Умелые руки», читать лекции, участвовать в художественной самодеятельности, в каждое дело он вкладывал душу.
Высокая культура, постоянный контакт с учащимися, методическое мастерство сделали Леонида Федоровича одним из лучших учителей начальных классов района, но ему хотелось большего. В 1975 году он поступил на заочное отделение филологического факультета Тобольского государственного педагогического института имени Д. И. Менделеева. «Проректором по заочному отделению была Галина Трофимовна Бонифатьева, — говорит Леонид Федорович. — Она знала и понимала нас, старалась создать условия для обучения, интересовалась успехами. Примером специалиста-филолога для нас была Елизавета Ивановна Захарова — это справедливый, знающий, требовательный, отзывчивый педагог. Ее лекции по русской литературе я использовал в своей работе».
В 1979 году он окончил институт и стал преподавать в школе русский язык и литературу. С первых дней работы начал он подготовку к созданию кабинета русского языка и литературы, его инициативу поддержал директор школы А.М.Урамаев. Вскоре кабинет стал творческой лабораторией учителя. Говоря о кабинете, Леонид Федорович отмечал: «Мой кабинет русского языка и литературы стал лучшим в районе — это мое любимое детище, здесь был собран необходимый материал: сменные стенды по каждому писателю, каждому разделу языка. Собран богатый материал для внеклассной работы, имелись все виды словарей, фонохрестоматия. В кабинете имелось лингафонное оборудование. Весь материал систематизирован, имелась картотека всего оборудования кабинета. На базе моего кабинета проводились неоднократно районные, зональные и областные семинары».
Учащиеся любили уроки русского языка и литературы, имели прочные и глубокие знания по предметам, активно участвовали во внеклассных мероприятиях, проводимых учителем.
Леонид Федорович в 1985 году был выдвинут на руководящую работу — заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Вот когда пригодился весь накопленный им опыт. Обладая широкой эрудицией, в совершенстве зная педагогику, психологию и школоведение, он умело руководил учебно-воспитательным процессом школы, создавая условия для творческой работы педагогического коллектива.
Это были интересные и плодотворные годы. В школе под руководством завуча была создана творческая обстановка. В практику работы школы внедрялось много интересных дел: методические недели, декады по предметам, слеты хорошистов учебы, школа молодого учителя, творческие группы учителей, профильное обучение старшеклассников. Была введена кабинетная система обучения. Школа стала базовой по трудовому обучению, неоднократно занимая призовые места по району. В служебной характеристике отмечалось: «При осуществлении внутреннего контроля Леонид Федорович умело сочетает требовательность и принципиальность с педагогическим тактом, уважением к личности учителя. В совершенстве зная методику, основные требования усовершенствованных программ, Первушин грамотно, с учетом современных требований, проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса».
Годы работы в Санниковской школе Леонид Федорович считает очень важными в его жизни. С теплотой он вспоминает учителей Н.М. Назыраву, А.С. Рачеву, А.М. Урамаева, Ф.Х. Урамаеву и других коллег. Именно в этой школе он стал классным специалистом. Здесь он встретил и свою судьбу: женился на учительнице химии и биологии Александре Федоровне, которая приехала в школу по распределению после окончания Орловского государственного педагогического института. Она стала для Леонида Федоровича не только женой, но и другом, и соратником на всю жизнь.
В 1988 году заведующий отделом народного образования Н.Д. Лицман, высоко оценив работу Леонида Федоровича, перевел его инспектором, а вскоре главным специалистом отдела. За годы работы в районном отделе образования он изучил во всех тонкостях работу школ. Отвечая за комплексные выезды, аттестацию образовательных учреждений, Леонид Федорович совместно с коллегами разрабатывает новую управленческую модель, которая ставит школу в центр, а работники отдела отслеживают затруднения, помогают выйти на новый рубеж, работать в режиме развития.
Высокую оценку работе Леонида Федоровича дает заведующая отделом образования Н.М. Иванина: «Это творчески работающий, высоко квалифицированный специалист, в котором сочетается эрудиция и профессионализм. Деятельность Леонида Федоровича содержательна, продумана и научна. Он организует текущее и перспективное планирование отдела образования, координирует работу по выполнению планов и программ. Является непосредственным разработчиком муниципальной программы развития системы образования, районных программ «Одаренные дети», «Здоровье», получивших высокую оценку экспертной комиссии Департамента образования и науки Тюменской области».
Своей технологией успешного управления, дающей качественные и устойчивые показатели функционирования и развития учреждений образования, Леонид Федорович постоянно делится на районных и областных семинарах руководящих и педагогических работников, проводимых на базе отдела образования Тобольского района. Для директоров и заместителей директоров он проводит постоянно действующий семинар по проблемам управления. В результате значительно повышается управленческий уровень директоров образовательных учреждений: за последние годы стали лауреатами Областного и Российского конкурсов «Школа — года», четыре директора — «Директор года России».
За высокий профессионализм, беззаветный творческий труд на ниве просвещения и крупный вклад в развитие образования в районе Леонид Федорович Первушин награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Урамаев Альберт Мухаметович
«Отличник народного просвещения»
Альберт Мухаметович Урамаев – отличник народного просвещения, талантливый педагог и руководитель национальной школы сибирских татар.
Он родился в г.Тобольске 4 января 1928 года. Рано лишившись матери, приобрел навыки самостоятельного решения возникающих трудностей на жизненном пути. Сделав сознательный выбор будущей профессии, юноша успешно окончил в Тобольске татарское педагогическое училище, учительский институт, а завершил образование на заочном отделении Тюменского педагогического института, получив диплом преподавателя истории и обществоведения.
Прежде чем приступить к работе по избранной специальности, Альберт Мухаметович отслужил положенный срок в морской пограничной охране на Чукотке, оберегая от непрошеных гостей морские рубежи Отечества. После увольнения с воинской службы старшего лейтенанта запаса Урамаева назначили преподавателем физического воспитания Медянской восьмилетней школы Тобольского района. Обучал и воспитывал школьников следуя правилу: человек призван быть красивым и здоровым, приучал учащихся к четкому соблюдению режима занятий и отдыха, заботился о физической закалке и приобщал к спорту.
В национальных школах Тобольского района не хватало специалистов высшей квалификации. Альберта Мухаметовича и его супругу Фазилю Хайретдиновну, преподавателя татарского языка и литературы, посылали работать туда, где особо нуждались в их деловой помощи. Оставив Медянскую школу, Урамаев продолжил свою деятельность в коллективе Иштаманской восьмилетней школы, где Альберт Мухаметович преподавал всеобщую и отечественную историю, уделяя особое внимание патриотическому воспитанию детей на революционных, боевых и трудовых традициях народов Советского Союза.
Положительный опыт идейно-нравственного воспитания детей сложился в коллективе Епанчинской восьмилетней школы, куда Альберта Мухаметовича перевели на должность заведующего учебной частью. Ему посчастливилось сотрудничать с выдающимся наставником детей и молодежи, каким являлся директор школы Якуб Камалеевич Занкиев, перенимать секреты его профессионального мастерства.
В течение двух десятилетий (1968-1988) А.М. Урамаев служил директором Санниковской средней школы, достигнув вершины профессиональной зрелости, эти годы оставили самый яркий след в его педагогической биографии. Учащиеся, дети русских и татар, общались и жили, как единая большая и дружная семья, требующая повседневного и тщательного внимания к ее многообразным нуждам и запросам. Учитывая специфику обучения и воспитания сельских школьников, педагогический коллектив последовательно и настойчиво решал актуальные проблемы, как обеспечить органическую взаимосвязь качественного обучения школьников с их активным участием в общественно-полезном производительном труде. На средства местного совхоза «Ждановский» был открыт и обеспечен всем необходимым летний лагерь отдыха и труда старшеклассников, выделена земля для школьного поля и огорода общей площадью 160 гектаров.
Производственная бригада учащихся под руководством опытных специалистов из года в год выращивала и собирала высокие устойчивые урожаи овса и пшеницы, овощей и картофеля, пополняя фонды общественного питания школьников и бюджет школы. Коллектив неоднократно участвовал в областных конкурсах ученических производственных бригад и за достигнутые успехи получил три трактора марки «Беларусь», крупные денежные премии. Главный итог заключался в том, что добровольный коллективный труд школьников прививал им такие человеческие качества, как предприимчивость, трудолюбие, взаимовыручка, самостоятельность, чувство собственного достоинства. Накопленный коллективом опыт трудового воспитания охотно перенимали другие школы района и области. В том, чего достигла Санниковская школа за эти годы, велики заслуги разумного, деятельного, заботливого руководителя, который поддерживал в коллективе атмосферу делового сотрудничества учителей и учащихся.
Из воспоминаний Урамаева А.М.: «В Санниковскую школу я приехал в 1968 году директором школы. Было очень много проблем: во-первых, провести отопление, построить интернат для приезжих учащихся, так как в нашей школе учились учащиеся из разных деревень: Маслово, Пушнятские, Епанчино, Старицкие, Устамак, Симоново, Томилово, из Вагайского района – из деревень: Куларово, Уфа, Киселево, даже учились из Сумкино и Тобольска».
За многолетний педагогический труд Альберт Мухамедович Урамаев был удостоен звания Отличника народного просвещения Российской Федерации, Грамотами министерства сельского хозяйства, и иных высоких наград. Посвятив развитию сельской школы 75 лет совместной профессиональной деятельности, супруги Урамаевы подготовили для нее надежную смену. Их дочь Эльза Альбертовна, выпускница физико-математического факультета ТГПИ, служила преподавателем и организатором внеклассной работы в Кутарбитской средней школе. Там же трудился сын Ромиль Альбертович, преподавателем физического воспитания.
Ветеран педагогического труда, отличник просвещения РФ, Альберт Мухаметович всю жизнь посвятил воспитанию будущего поколения. Уйдя на заслуженный отдых, он продолжал заниматься воспитательной деятельностью. Патриот, публицист, Альберт Урамаев активно сотрудничал с областной татарской газетой «Янарыш». Старейшина семьи, любимый дедушка и прадедушка, он посвятил немало времени и сил на составление своей родословной.
В 2015 году выходит в свет первая книга Альберта Урамаева «Аккан сулар кире кайтмый» («Текучие воды не возвращаются»). Автор представил на суд читателей художественную историческую повесть, охватывающую события, происходящие в Западной Сибири со второй половины XVI века до первой половины XX столетия. Книга, главными героями которой являются представители большого рода Урамаевых, знакомит с бытом и традициями, обычаями сибирских татар.
– Я долго вынашивал замысел привести в какую-то систему и изложить в книге мысли, не дающие мне покоя, – с волнением делился автор своими раздумьями – В результате мучительных раздумий и утомительных трудов книга обрела жизнь. Какой она получилась – судить вам. Путём подбора и пересказа исторических фактов я попытался донести до читателя чувство гордости за род Урамаевых. Если мои мысли оказались не очень глубокими, пусть простят меня. Если кто-то аргументированно, опираясь на исторические факты, поправит, буду ему благодарен.
В 2021 году выходит в свет и вторая книга А.М. Урамаева. В её основу легли события Великой Отечественной войны, тяжёлая жизнь деревенского населения в годы лихолетья.
Альберт Мухаметович Урамаев ушел из жизни 8 января 2016 года.
Материал подготовил:
Гузель Халимовна Кульмаметова
библиотекарь Санниковского сельского филиала