Представить себе жизнь современного человека без музыки практически невозможно. Колонки и наушники значительно облегчили жизнь фанатам мелодий и ритмов. А разнообразие стилей позволило каждому выбрать для себя что-то подходящее. В прошлые эпохи музыку тоже любили. Обучаться игре на различных инструментах дети из высших сословий начинали очень рано, а повзрослев, участвовали в балах и вечеринках, где играли оркестры. Вспомним, какие композиции звучали в эпоху Евгения Онегина, Наташи Ростовой и других героев литературы.
Евгений Онегин. Мазурки, вальсы и котильоны
Музыка, как и книги, сопровождает героя с начала и до конца произведения. Все, кто читал роман в стихах, знают, что Онегин «легко мазурку танцевал» и флиртовал с Ольгой во время котильона. То, что заглавный персонаж приезжает на бал, когда «музыка уж греметь устала», говорит о его намеренном и модном в то время опоздании, которое давало возможность пропустить скучный полонез и сразу попасть на кульминацию бала. Медленные композиции и столь же неспешные движения Онегин, как и Пушкин, видимо, не любил. Зато в быстрых танцах с удовольствием принимал участие. Ритмичная мазурка и игривый котильон давали возможность показать себя во всей красе.
Кстати, о мазурке. Если вы помните, у Толстого в «Анне Карениной» Кити ждала, что Вронский сделает ей предложение именно во время этого танца, считавшегося самым романтичным. На вальсе можно обнять партнершу, но из-за скорости нельзя переброситься и словом, в котильоне не предполагается объятие, но возможен тихий диалог, а мазурка сочетает в себе все преимущества своих «собратьев». Так что на протяжении всего XIX века дамы и кавалеры ждали ее с нетерпением.
Наташа Ростова. Вальс и «Барыня»
Первый бал Наташи Ростовой тоже открывался полонезом («Польским») — и принес дебютантке массу разочарований. В отличие от Онегина, девушка не гнушалась чопорностью «Польского» и готова была танцевать все что угодно. Однако ее звездный час наступил уже после открытия, во время вальса. В начале XIX века он считался неприличным, но был желанным и любимым гостями балов.
Еще одной минутой славы Наташи Ростовой стал вечер в деревне у дядюшки. Танцевать «Барыню», в отличие от мазурок, полонезов, вальсов и прочих адаптированных для знати танцев, девушка явно не училась, но, видимо, слышала русские напевы от крепостных и пристрастилась к ним не хуже, чем к благородным звукам авторских произведений.
Герои Гоголя. Гопак
Раз уж мы вспомнили про народные мелодии, которые слушали литературные персонажи, то без гопака нам не обойтись. Его отплясывали на протяжении всех «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Так что просим любить и жаловать. И послушать перед прочтением сборника.
Маргарита. Фокстрот
События в знаменитом романе Булгакова разворачиваются в конце 20-х, времени блюза, джаза и фокстрота. И хотя в СССР всеми силами пытались пресечь влияние «буржуазной» музыки, она все равно проникала в советское пространство. Так, в Доме Грибоедова перед известием о смерти Берлиоза играет фокстрот «Аллилуйя!» американского композитора Винсента Юманса. Он же звучит на Великом балу у Сатаны, который подозрительно похож на прием у американского посла, оставивший неизгладимый след в душе Булгакова.
Так что, если надумаете читать, обязательно прослушайте хотя бы несколько композиций.